Судья – Завадская Е.В.
Дело № 33 – 12047
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Елецких О.Б.,
при секретаре Мальцевой Е.Н.,
рассмотрела 16 ноября 2015 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 августа 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности, изложенному в письме от 11 июня 2015 года № 21/301/2015-6829,6831, возложении обязанности, - отказать
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения ФИО1 и его представителя – ФИО2, представителя Управления Росреестра по Пермскому краю – ФИО3, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, указав в заявлении, что он является собственником земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. ****. На указанном земельном участке был возведен индивидуальный жилой дом. Заявителем были поданы документы на государственную регистрацию права собственности на объект в упрощенном порядке. Письмом от 11 июня 2015 года исх. № 21/301/2015-6829,6831 в государственной регистрации было отказано. Было указано, что построенный дом обладает признаками блокированного жилого дома, в связи с чем необходимо разрешение на строительство. С указанным отказом ФИО1 не согласен. Согласно акту экспертного исследования № 2621/10-6/14-15 от 24.07.2015 года индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. **** представляет собой индивидуальный одноквартирный жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи и не обладает признаками блокированного жилого дома. Просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации права собственности за ФИО1 на индивидуальный жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. ****, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести государственную регистрацию права собственности.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Пермскому краю просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ****, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома.
Согласно кадастровому паспорту, на земельном участке имеется здание с назначением «жилой дом».
28 апреля 2015 года ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. ****.
По имеющейся в Управлении Росреестра информации, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» 22.10.2014 года, жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. ****, имеет признаки блокированного многоквартирного дома.
Письмом от 26 мая 2015 года администрации Свердловского района г. Перми в Управление Росреестра сообщено о выявлении строительства кирпичного 2-хэтажного жилого дома с двумя отдельными входами по адресу: г. Пермь, ул. ****.
18 мая 2015 года Управление Росреестра направило межведомственный запрос в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с просьбой сообщить, необходимо ли получение разрешительной документации в соответствии со ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ на возведение, в том числе 2-х этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Ответом от 01 июня 2015 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми сообщено о необходимости получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Письмом от 11 июня 2015 года исх. № 21/301/2015-6829,6831 в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. **** было отказано в связи с отсутствием документов, необходимых для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (п. 1).
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регламентирующей порядок проведения государственной регистрации, после приема документов, представленных для государственной регистрации прав, проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу абзацев 10, 13 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях:
если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ землепользователь вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, то есть для строительства должна быть подготовлена проектная и разрешительная документация.
В п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сказано, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, установлены в подп. 1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Из приведенных норм закона следует, что в упрощенном порядке по правилам ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть на основании кадастрового паспорта, без предоставления в регистрирующий орган разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, может быть зарегистрировано право собственности только на объект индивидуального жилищного строительства, возведенный на земельном участке, имеющем соответствующее разрешенное использование.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что оснований для государственной регистрации спорного строения в упрощенном порядке у регистрирующего органа не имелось ввиду того, что он располагал информацией, что это строение не является объектом индивидуального жилищного строительства.
В градостроительном законодательстве под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (ч. 3 ст. 48 ГрК РФ).
Жилым домом блокированной застройки признается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В данном случае регистрирующий орган располагал документами, из которых следовало, что спорный объект недвижимого имущества имеет признаки жилого дома блокированной застройки, такие как наличие двух отдельных входов.
Государственная регистрация права собственности на такой объект в упрощенном порядке невозможна в силу того, что для его возведения требуется получение разрешения на строительство, а в последующем – разрешение на ввод его в эксплуатацию.
При наличии информации о том, что представленный на регистрацию объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, оспариваемый отказ регистрирующего органа следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возведенный жилой дом ошибочно отнесен к жилому дому блокированной застройки, что подтверждается Актом экспертного исследования от 24.07.2015 г., изготовленным старшим государственным судебным экспертом ФИО4, не влекут необходимость отмены решения суда.
Регистрирующий орган не располагал этим документом, принимая оспариваемое решение, а из тех документов, какие были представлены на регистрацию, бесспорно не следовало, что спорный объект является индивидуальным жилым домом.
В связи с этим судебная оценка Акту экспертного исследования не дается, поскольку он не имеет правового значения для проверки законности отказа в государственной регистрации права собственности.
Ссылка в жалобе на то, что суд был вправе прийти к выводу о том, что возведенный объект является индивидуальным жилым домом, что для этого в материалах дела имеется достаточно доказательств, несостоятельна, поскольку суд разрешает споры в пределах заявленных требований. В данном случае заявитель оспаривал отказ регистрирующего органа и требований об установлении статуса объекта недвижимости не заявлял.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд дал неверную оценку письму от 26 мая 2015 года администрации Свердловского района г. Перми, письму от 01 июня 2015 года Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, тогда как по мнению заявителя изложенная в письмах информация не позволяет сделать однозначный вывод об отнесении объекта к жилому дому блокированной застройки, на законность решения суда не влияют. Сведений, опровергающих то, что возведенный жилой дом отвечает признакам жилого дома блокированной застройки, в регистрирующий орган представлено не было, в связи с чем регистрирующий орган, обладая соответствующей информацией, имел основания отказать заявителю в государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке на данный объект.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований суд правомерно не усмотрел.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Оставить решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 августа 2015 г. без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи