№
Дело № 33-1204/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Заплоховой И.Е.,
Судей Матвеевой Н.Л., Сирачук Е.С.,
при секретаре Вагапове Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 18 ноября 2021 года по делу № по иску Волховского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес>, администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о возложении обязанности оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения устройством молниезащиты и обеспечить финансирование работ.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Заплоховой И.Е., объяснения прокурора Чубуковой А.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Волховский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес>, администрации Волховского муниципального района <адрес>, просил:
- обязать МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> устранить выявленные нарушения не позднее ДД.ММ.ГГГГ; оборудовать задание дошкольной образовательной организации устройством молниезащиты;
- обязать администрацию муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, в случае отсутствия у МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> собственных средств, обеспечить финансирование данных мероприятий.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 28 января 2020 года № 1-19в-2020 «Об организации проверки исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах повышенной опасности мест массового пребывания людей, объектах спортивного назначения, здравоохранения и социального обслуживания» Волховской городской прокуратурой проведена проверка МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес>.
В ходе проведения проверки, установлено, что в здании МДБОУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение требований Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» отсутствует устройство молниезащиты, в том числе отсутствуют проект молниезащиты и протоколы измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов.
Выявленные нарушения законодательства противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов, которые предусматривают обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, затрагивают права неопределенного круга лиц, посещающих дошкольную образовательную организацию, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Волховского городского прокурора Ленинградской области иск поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> просила оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области против удовлетворения исковых требований возражала, в отзыве на иск указала, что в бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области не заложены денежные средства на установку учреждений дошкольного образования устройств молниезащиты. Кроме того, истцом не учтено, что Свод правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Истцом не представлены доказательства, что дошкольное образовательное учреждение не соблюдает требования пожарной безопасности. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается специализированной проектной организацией. Полагает, что заявление прокуратуры о возможном наступлении тяжких последствий в связи с отсутствием устройства молниезащиты на здании детского сада носит предположительный характер.
Решением Волховского городского суда от 18 ноября 2021 года исковые требования Волховского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Суд обязал муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> устранить выявленные нарушения не позднее 1 июля 2022 года и оборудовать здание дошкольной образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
Этим же решением суд обязал администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, в случае отсутствия у муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> собственных средств, обеспечить финансирование оборудования здания детского сада устройством молниезащиты.
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области не согласилась с законностью и обоснованностью решения Волховского городского суда от 18 ноября 2021 года, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что в адрес учреждения сотрудники прокуратуры не выезжали, каких-либо специалистов, отвечающих за надзор в данной области, к проверке не привлекали. Следовательно, у прокуратуры отсутствуют объективные данные о необходимости обустройства здания школы устройством молниезащиты; отсутствие документации еще не является доказательством тому, что здание учреждения не оборудовано молниезащитой.
Также ответчик полагает некорректными требования прокурора в части обязания администрации обеспечить финансирование мероприятий в случае отсутствия у учреждения собственных средств, поскольку оно предполагает, что эти денежные средства у администрации уже есть. На сегодняшний день в бюджет Волховского муниципального района на 2021-2022 годы не заложены деньги на установку учреждениями дошкольного образования устройств молниезащиты.
МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> просили о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя, увеличить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив дело, выслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно уставу МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> (далее – учреждение), утвержденному постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 15 декабря 2015 года № 2763, основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
На основании пункта 1.5 устава учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Волховский муниципальный район Ленинградской области. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет администрация Волховского муниципального района Ленинградской области. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.
Во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 28 января 2020 года № 1-19в-2020 «Об организации проверки исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах повышенной опасности мест массового пребывания людей, объектах спортивного назначения, здравоохранения и социального обслуживания» Волховской городской прокуратурой проведена проверка МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес>.
В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, здание детского сада не оборудовано устройством молниезащиты, отсутствуют проект молниезащиты, а также протоколы измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов, что подтверждается ответом заведующего МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> ФИО1 от 26 июля 2021 года (исх. № 129) на требование Волховского городского прокурора Ленинградской области представить соответствующие сведения.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что, в нарушение положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280, свода правил СП 118.13330.2012, здание детского сада не оборудовано системой молниезащиты, что является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников детского дошкольного учреждения.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
На основании статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ, согласно которой пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация, в том числе дошкольная образовательная организация, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 5.1).
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических лиц, государственному имуществу, окружающей среде.
На основании части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также со связанными с ними процессами проектирования, наладки, монтажа, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта этих объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Общеобразовательные учреждения согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 включены в перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил. При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280.
Указанная Инструкция включена Приказом Ростехнадзора от 14 октября 2016 года № 421 в перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора). Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 559-р, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), одобренными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», разделов 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пунктов 4.12, 4.14 - 4.22, абзацев первого и второго пункта 4.23, пунктов 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложения Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные учреждения (детские сады Детские сады различного типа (пункт 1.1.).
При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280 (далее по тексту Инструкция).
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.
Согласно абзаце 1 раздела 1 Инструкции последняя распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены детские сады.
Таким образом, СП 118.13330.2012 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.
С учетом положений статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статей 5.1, 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статей 9, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
На дошкольную образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка осуществлялась на основании представленных документов, в адрес учреждения сотрудники прокуратуры не выезжали, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку в материалы дела представлен ответ заведующего МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес>, согласно которому в здании дошкольного образовательного учреждения отсутствуют устройства молниезащиты, каких-либо допустимых и надлежащих доказательств наличия устройства молниезащиты ответчиками не представлено.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, как на орган местного самоуправления, обязанности в случае отсутствия у МДОБУ «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> собственных средств, обеспечить финансирование оборудования здания детского сада устройствами молниезащиты.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, такой довод апелляционной жалобы также не может быть принят во внимание судебной коллегией и не может являться основанием для отмены постановленного решения, так как основан на неверном толковании норм права.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Судебная коллегия полагает, что установленный судом срок до 1 июля 2022 года не является разумным и достаточным для принятия ответчиками мер для исполнения решения суда, не учитывает длительность процедуры выделения денежных средств из муниципального бюджета, в связи с чем считает возможным решение в указанной части изменить, установив срок для его исполнения до 31 декабря 2023 года.
В остальной части доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, несостоятельны, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 18 ноября 2021 года изменить в части установления срока исполнения возложенной судом обязанности.
Установить муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Солнышко» комбинированного вида» <адрес> срок для исполнения обязанности по оборудованию здания дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты в срок до 31 декабря 2023 года.
В остальной части решение Волховского городского суда Ленинградской области от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волховского муниципального района
Председательствующий
Судьи
Судья Максимова Т.В.