ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12061/2013 от 17.10.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.У. Ахметшина Дело № 33-12061/2013

Учет №59

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 октября 2013 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,

судей Д.Н. Горшунова, Ю.Р. Мочаловой,

при секретаре А.С. Садрутдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 26 июля 2013 года, которым постановлено требования Лениногорского городского прокурора Республики Татарстан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних в возрасте 5 лет) удовлетворить.

Признать пункты 3.2, 3.13 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» противоречащими федеральному законодательству.

Обя­зать Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» привести Устав бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» в соответствие с действующим законодательством.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Р.С. Аглиуллина в поддержку апелляционной жалобы, прокурора Г.Р. Гумеровой, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Р.Г. Газизова, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Лениногорский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 3.2, 3.13 Устава бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» (далее - МБОУ ДОД «ДЮСШ-2»).

В обоснование требований указал, что согласно этим пунктам минимальный возраст зачисления детей в учреждение - 6 лет. Однако при соблюдении организационно-методических и медицинских требований Учреждение может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с пятилетнего возраста).

Полагал, что указанные пункты не соответствуют федеральному законодательству, поскольку в соответствии пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Приказом Министерства обра­зования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 504, участниками образовательного про­цесса в учреждении являются дети до 18 лет. Нижняя граница возрастного ценза при приеме детей в учреждения дополнительного образования не установлена. Пункт 27 данного положения устанавливает прием детей по ре­зультатам индивидуального отбора с учетом их творческих и физиологических данных, каковыми могут оказаться и дети в возрасте до шести (пяти) лет.

Для отмены вышеуказанных положений Устава МБОУ ДОД «ДЮСШ-2» Лениногорской городской прокуратурой принесен протест, который в ус­тановленный срок был рассмотрен, но не удовлетворен.

Просил суд признать пункты 3.2, 3.13 Устава МБОУ ДОД «ДЮСШ-2» противоречащими федеральному законодательству и обя­зать привести их в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель прокурора требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица с заявлением не согласился.

Суд вынес решение об удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» ставится вопрос об отмене решения ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Приводятся те же доводы, что и в суде первой инстанции в обоснование возражений на заявление.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае вы­явления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовы­вает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Из материалов дела следует, что согласно пунктам 3.2,3.13 Устава МБОУ ДОД «ДЮСШ-2» минимальный возраст зачисления детей в учреждение - 6 лет. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований Учреждение может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с пятилетнего возраста).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Из части 1 статьи 75 Федерального закона следует, что дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года №504 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе, и детско-юношеских спортивных школ.

В силу пункта 26 этого положения участниками образовательного процесса в учреждении являются дети до 18 лет.

Нижняя граница возрастного ценза при приеме детей в учреждения дополнительного образования не установлена. Пункт 27 данного положения устанавливает прием детей по ре­зультатам индивидуального отбора с учетом их творческих и физиологических данных, каковыми могут оказаться и дети в возрасте до шести (пяти) лет.

Разработка необходимых условий для творческого и спортивного развития детей заложена в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года, в соответствии с которыми прогнозируется полностью удовлетворить потребность в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17декабря 2012 года №1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусматривается увеличение доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях.

С учетом приведенных положений судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункты 3.2, 3.13 Устава МБОУ ДОД «ДЮСШ-2» не соответствуют федеральному законодательству, ущемляют права несовершеннолетних граждан в возрасте до 6 лет на получение дополнительного образования.

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении заявленных прокурором требований является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению заинтересованным лицом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, поэтому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

При разрешении дела судом правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 26 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан

Председательствующий

Судьи