судья: Панкратова Т.В. гр. дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Самара 27 октября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Хаировой А.Х., Улановой Е.С.
При секретаре: Бирюковой Л.В.
С участием прокурора Хлебниковой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя мэрии городского округа Тольятти, ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 августа 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия мэрии г.о. Тольятти по заключению ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с ФИО1, в соответствии с которым он принят на должность заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Признать незаконными бездействие мэрии г.о. Тольятти по не прекращению трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 по должности заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Обязать мэрию г.о. Тольятти прекратить трудовой договор с ФИО1, заключенный ДД.ММ.ГГГГ по должности заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителей мэрии г.о. Тольятти ФИО2, ФИО3, ФИО4, по доверенности, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Тольятти, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа Тольятти и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти и ФИО1 о признании незаконными действий мэрии г.о. Тольятти, о возложении обязанности прекратить действие трудового договора с ФИО1
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой г. Тольятти проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в мэрии г.о. Тольятти установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между мэрией городского округа Самара и ФИО1 заключен трудовой договор №, по которому ФИО1 принят на работу в мэрию городского округа Тольятти на должность муниципальной службы – заместителя руководителя аппарата мэрии.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ окончил Саратовское военно-командное Краснознаменное училище им. Дзержинского МВД СССР, по окончании обучения ему выдан диплом о высшем образовании и присвоена квалификация: офицер мотострелковых войск с высшим военно-специальным образованием, преподавание начального военного обучения.
Прокурор г. Тольятти считает, что поскольку на момент назначения на должность заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти ФИО1 не имел высшего профессионального образования по специальности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми законодательством к замещаемой им должности, необходимого стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее 4-х лет или не менее 5 лет стажа (опыта) работы по специальности, опыта разработки методических, нормативных и иных документов, регламентирующих деятельность исполнительных органов местного самоуправления, то прием на муниципальную службу ФИО1, не соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям, нарушает основополагающие принципы поступления на муниципальную службу, предусмотренные ст. 4 и 16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», а также права неопределенного круга лиц, которые могли на законных основаниях замещать муниципальную должность заместителя руководителя аппарата мэрии.
Также в ходе проверки установлено, что ФИО1 при подаче на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти справки о своих доходах, о доходах своей супруги К., имуществе и обязательствах имущественного характера, вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции, предоставлены недостоверные сведения о доходах за ДД.ММ.ГГГГ
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, прокурор г. Тольятти просил суд признать незаконными действия мэрии городского округа Тольятти по заключению с ФИО1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он принят на работу в мэрию г.о. Тольятти на должность муниципальной службы – заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти, признать незаконным бездействие мэрии г.о. Тольятти по не прекращению трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 по должности заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти, а также возложить на мэрию г.о. Тольятти обязанность прекратить трудовой договор с ФИО1, заключенный ДД.ММ.ГГГГ по должности заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Судом постановлено указанное выше решение.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Тольятти, суд исходил из того, что ФИО1 на момент заключения трудового договора на замещение должности заместителя руководителя аппарата мэрии не имел высшего профессионального образования в сфере управленческой деятельности, необходимого для занятия должности муниципальной службы категории «руководители». Прием ФИО1, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования и противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, умаляет авторитет муниципальной власти в обществе, в связи с чем, судом сделан вывод о том, что с таким работником трудовой договор подлежит прекращению по ч.1 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, суд пришел к выводу, что ФИО1 не может находиться на муниципальной службе также в связи с тем, что представил недостоверные сведения о своем имуществе и доходах.
В апелляционных жалобах представитель мэрии городского округа Тольятти и ФИО1 просят отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на то, что ФИО1 при назначении на должность заместителя руководителя аппарата мэрии городского округа Тольятти соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности, имеет высшее профессиональное образование, поскольку офицер - это командующее должностное лицо, прошедшее специальную подготовку к службе, и которое уполномочено занимать командные должности силовой структуры государства.
Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела, поскольку в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указал доход за 2013 года в размере 2 017 677,64 рублей, в том числе, доход, полученный в <данные изъяты> и <данные изъяты> Доход по месту работы в <данные изъяты> указан в уточненной справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, подписанной 28.07.2014 года, и поданной в установленный законом срок.
В результате проверки, проведенной прокуратурой г.о. Тольятти, факты нарушения ФИО1 действующего законодательства при поступлении на муниципальную службу не подтвердились, наличие в его действиях признаков коррупционного правонарушения отсутствует, обстоятельств сокрытия им доходов не выявлено. При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что ФИО1 не может продолжать замещать должность муниципальной службы.
Прокурором не представлены доказательства прямой причинно-следственной связи между нарушениями при приеме на работу и невозможностью продолжения работы в замещаемой ФИО1 должности.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В силу ст. 42 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 9 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 2).
Статьей 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД (ред. от 06.06.2012) "О муниципальной службе в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007) предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
2. Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.
3. К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:
1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;
2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.
4. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п утвержден Перечень квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти", разделом 1 которого установлены высшие должности муниципальной службы:
- первый заместитель мэра городского округа;
- заместитель мэра городского округа;
- руководителя аппарата мэра городского округа. Для замещения этих должностей установлены квалификационные требования:
по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности;
по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности на других руководящих должностях не менее 5 лет.
Согласно п. 1.4 должностной инструкции заместителя руководителя аппарата мэрии городского округа Тольятти, утвержденной мэром городского округа Тольятти 16.07.2014 года, следует, что к должности заместителя руководителя аппарата мэрии предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Государственное или муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент организации», «Менеджмент (по отраслям)», «Управление персоналом» либо специальностям в сфере управленческой деятельности, стаж муниципальной (государственной службы) не менее 4-х лет или не менее 5-ти лет стажа (опыта) работы по специальности и другие требования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в мэрию городского округа Тольятти на должность муниципальной службы - заместителя руководителя аппарата мэрии, относящейся к группе высших должностей муниципальной службы категории «руководители», что подтверждается копией трудового договора № с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы (т.1, л.д. 16-17), копией распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении на должность муниципальной службы ФИО1» (т.1, л.д. 18).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Саратовским высшим военным командным Краснознаменным училищем им. Ф.Э. Дзержинского внутренних войск МВД РФ выдан диплом № на имя ФИО1, которым ему присвоена специальность «командная тактическая мотострелковых войск, квалификация – офицер мотострелковых войск с высшим военно-специальным образованием, преподавание начального военного обучения (т.1, л.д. 20).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 108 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в предусмотренном данной нормой закона порядке, в частности высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре.
Согласно ч. 5 ст. 10 данного Закона в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: высшее образование - специалитет, магистратура.
В силу п.15 ч.1 ст. 108 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1, замещающий должность заместителя руководителя аппарата мэрии, не соответствует замещаемой должности по уровню и профилю образования, поскольку не имеет высшего профессионального образования.
Согласно ст. 13 ФЗ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в том числе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Статьей 15 ФЗ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, претендующим на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, были представлены неполные сведения о доходах, полученных в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе, нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).
Согласно ст. 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Принимая во внимание, что прием на работу ФИО1 осуществлен с нарушением законодательства, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора о признании незаконными действий мэрии г.о. Тольятти по заключению трудового договора с ФИО1, по не прекращению трудового договора с ФИО1 по должности заместителя руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти, а также возложении на мэрию г.о. Тольятти обязанности прекратить трудовой договор с ФИО1
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав городского округа Тольятти состоит в том, что на руководящую должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Доводы апелляционных жалоб представителя мэрии городского округа Тольятти и ФИО1 о том, что при приеме на работу ФИО1 соответствовал предъявляемым к должности заместителя руководителя аппарата мэрии требованиям по уровню образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и получили надлежащую оценку по делу, в связи с чем не могут служить основанием к отмене постановленного решения.
Ссылка в жалобе на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и сделаны несоответствующие обстоятельствам дела выводы, поскольку в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указал доход за 2013 года в размере 2 017 677,64 рублей, в том числе, доход, полученный в <данные изъяты> и <данные изъяты> а доход по месту работы в <данные изъяты> указан в уточненной справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, подписанной ДД.ММ.ГГГГ, которая подана в установленный законом срок, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу… на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу…
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 21.12.2010 N 3762-п/1 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Он включает в себя должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
1) осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
2) предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
3) осуществление надзорных и контрольных функций;
4) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;
5) управление муниципальным имуществом;
6) осуществление муниципальных закупок либо выдачу разрешений;
7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в том числе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, претендующим на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти, представлены справки, в том числе о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
Однако, в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, ответчиком не были указаны сведения о получении дохода в ДД.ММ.ГГГГ от предпринимательской деятельности в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Доводы ответчиков об указании ФИО1 сведений о доходах в данных организациях противоречит материалам прокурорской проверки.
Иные доводы жалобы о том, что прокурорской проверкой не подтверждены факты нарушения ФИО1 действующего законодательства при поступлении на муниципальную службу, в действиях ФИО1 отсутствуют признаки коррупционного правонарушения, в связи с чем, оснований полагать, что ФИО1 не может продолжать замещать должность муниципальной службы не имеется, что прокурором не представлены доказательства прямой причинно-следственной связи между нарушениями при приеме ФИО1 на работу и невозможностью продолжения работы в замещаемой ФИО1 должности, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует и судом установлено, что прием на работу ФИО1, не соответствующего квалификационному требованию, предъявляемому к замещаемой им должности заместителя руководителя аппарата мэрии городского округа Тольятти, по уровню и профилю образования, ФИО1 предоставлены недостоверные сведения о полученных им доходах, то есть прием ФИО1 на муниципальную службу был осуществлен мэрией городского округа Тольятти с нарушением законодательства, то судебная коллегия полагает, что обоснованно признал прекращение трудовых отношений между мэрией г.о. Тольятти и ФИО1 единственным способом пресечения нарушения законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя мэрии г.о. Тольятти и ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: