Судья Загидулина О.А. | Дело № 33-12083/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 19.07.2018
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Мехонцевой Е.М.,
Торжевской М.О.,
при секретаре Рокало В.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Полевского городского округа о возложении обязанности по проведению процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа, в документы градостроительного зонирования с целью определения единой территориальной зоны принадлежащего ей земельного участка
по апелляционной жалобе истца на решение Полевского городского суда Свердловской области от 06.04.2018.
Заслушав доклад судьи Торжевской М.О., объяснения представителя истца по доверенности от 03.07.2017 ФИО2, представителя ответчика по доверенности от 28.06.2018 ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1, уточнив свои требования, обратилась к Администрации Полевского городского округа с иском об обязании в двухмесячный срок устранить препятствия в пользовании ею земельным участком путем проведения процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки Полевского городского округа в документы градостроительного зонирования с целью расположения земельного участка с кадастровым номером № в границах одной территориальной зоны Ж-1.
В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка площадью 1553 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый №, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, объектов коммунального хозяйства, улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков. При проведении кадастровых работ по разделу участка оказалось, что земельный участок частично расположен в трех территориальных зонах: Ж-1, Р-1 и территории общего пользования. Проведенное ответчиком зонирование Полевского городского округа существенным образом нарушает права истца как собственника земельного участка, поскольку Управление Росреестра по Свердловской области отказалось проводить кадастровый учет раздела земельного участка. Ответчик отказался в добровольном порядке восстановить нарушенное право истца и внести изменения в Правили землепользования и застройки.
Ответчик требования истца не признал.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 06.04.2018 исковые требования истца оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, истец подала на него апелляционную жалобу, которой просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что ссылки суда на пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым допускается образование участка, границы которого пересекают границы территориальных зон для размещения линейных объектов, ошибочны, поскольку касаются вновь образованных участков, тогда как участок истца образован задолго до проведения зонирования территории Полевского городского округа, при зонировании ответчику необходимо было руководствоваться частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Из данных ЕГРН не следует, что участок истца предоставлен для размещения линейного объекта и как-то обременен. Правила землепользования нарушают права истца, вместе с тем, суд закрепил данное нарушение прав, породив неопределенность относительно дальнейшей судьбы земельного участка.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом почтой (извещения направлены 14.06.2018), кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Свердловского областного суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности от 03.07.2017 ФИО2 на доводах жалобы настаивал, представитель ответчика по доверенности от 28.06.2018 ФИО3 возражал по доводам жалобы.
Иные лица в судебное заседание не явились. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия сторон не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 1553 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый №, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, объектов коммунального хозяйства, улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков (далее участок КН 313).
Из представленного по запросу судебной коллегии кадастрового и регистрационного дела объекта участок поставлен на кадастровый учет 17.03.2008 в результате раздела участка №, предоставленного ЗАО «Наш Дом» для эксплуатации (строительства) экспериментального поселка Зуброво. Участок приобретен истцом на основании договора купли-продажи от 16.06.2017 с М., который, в свою очередь, приобрел его при банкротстве ЗАО «Наш дом» 03.12.2014.
На территории Полевского городского округа действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы Полевского городского округа от 16.12.2016 N 600 (далее ПЗЗ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся частью ПЗЗ, земельный участок истца расположен в двух территориальных зонах: Ж-1 (в том числе часть участка находится на территориях общего пользования) и Р-1.
Данное обстоятельство истец полагает нарушением своих прав собственника, препятствующих пользованию и распоряжению участком (его разделу, продаже частями).
Суд, отказывая истцу в иске о внесении изменений в ПЗЗ с целью определения единой территориальной зоны участка КН 313, указал, что в соответствии с частью 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации допускается образование участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, в случае размещения линейных объектов, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участка, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. В связи с тем, что земельный участок, принадлежащий истцу, используется для размещения линейного объекта (газопровода), градостроительный регламент на него не распространяется, соответственно, никаких препятствий для нахождения его в двух территориальных зонах, в том числе, на территориях общего пользования зоны Ж-1,не имеется, необходимости внесения изменений в градостроительную документацию в связи с этим нет; истцом не представлено доказательств создания ответчиком препятствий в пользовании земельным участком в соответствии с установленным целевым и разрешенным видом использования; решение органа государственной регистрации о приостановлении регистрации прав на вновь образованные в результате раздела участки, может быть оспорено самостоятельно.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 данной статьи градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Из приведенных норм следует, что территориальное зонирование необходимо для установления участкам в границах одной зоны единого градостроительного регламента (правового режима использования участка), общее правило об отнесении одного участка к одной территориальной зоне направлено на сохранение единых правил использования участка для всех его частей. По общему правилу образование земельного участка может быть произведено только в границах одной территориальной зоны, границы участка не должны пересекать границы территориальной зоны.
Вместе с тем, в градостроительном законодательстве имеется понятие земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов (часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы (нефте-, газо-), автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Правовой режим земельных участков, расположенных под линейными объектами, является особым, поскольку, как правило, такие участки имеют большую протяженность и проходят по землям различных категорий, их формирование в рамках одной территориальной зоны затруднительно.
Сторонами не оспаривалось и следует из размеров и конфигурации земельного участка (ширина участка составляет 2 м), что фактически земельный участок используется для размещения линейного объекта - подземного газопровода, собственником которого истец не является, в соответствии с пояснениями представителя истца газопровод является действующим и обслуживается предприятием АО «Газэкс». То обстоятельство, что на земельном участке размещен подземный газопровод стороной истца признано в ходе разбирательства, а вопреки доводам жалобы, вид разрешенного использования земельного участка, указанный к ЕГРН – это размещение объектов бытового обслуживания, социального обеспечения и коммунального хозяйства, следовательно, он также подразумевает возможность размещения газопровода, обслуживающего жителей квартала. Тот факт, что истец приобрела земельный участок, в границах которого расположен газопровод, следует и из содержания договора купли-продажи от 16.06.2017, где адрес участка был указан относительно ориентира – «газопровод, расположенный в границах участка».
Таким образом, истец является собственником земельного участка, на который не распространяются действия градрегламентов, и который может быть расположен в нескольких территориальных зонах, в связи с чем, оснований для внесения изменений в ПЗЗ не имеется, его положения прав пользования, владения и распоряжения участком в соответствии с видом его разрешенного использования не нарушают. Доводы об обратном ошибочны.
Кроме того, в силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Представительным органом местного самоуправления является Дума Полевского городского округа, а ПЗЗ утверждаются решением Думы. В соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки принимается главой местной администрации в рамках нормотворческой инициативы, принятие решения о внесении изменений в нормативный акт осуществляет также Дума. Вместе с тем, требования истца предъявлены к Администрации Полевского городского округа, тогда как надлежащий субъект нормотворческой инициативы (глава администрации) и представительный орган местного самоуправления (Дума) ответчиками не привлекались.
Все доводы апелляционной жалобы истца, по сути, повторяющие его правовую позицию в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, были предметом исследования и проверки суда и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на субъективное толкование норм права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, полностью отвечает требованиям части 3, 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия не находит оснований, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 06.04.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: В.П. Игнатьев
Судьи: Е.М. Мехонцева
М.О. Торжевская