ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12083/2022240056-01-2021-005262-31 от 10.10.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Шабалина Н.В. № 33-12083/2022 24RS0056-01-2021-005262-31

2.137

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Ю.М.

судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.

при ведении протокола помощником судьи Яматиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по исковому заявлению Шкуровой К.Ю. к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации города Красноярска, Департаменту финансов администрации города Красноярска о взыскании возмещения за изъятый земельный участок

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Красноярска – Харисовой М.Х.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 апреля 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Шкуровой К.Ю. удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования – город Красноярск в лице администрации города Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу Шкуровой К.Ю. в счет возмещения за изъятую долю в праве собственности на земельный участок 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Шкурова К.Ю. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации г. Красноярска, департаменту финансов администрации города Красноярска о взыскании возмещения за изъятый земельный участок, мотивируя свои требования следующим. Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21.01.2018 за ФИО9 признано право на 5/20 долей, за ФИО11 на 4/20 долей, за Шкуровой К.Ю. на 5/20 долей в праве собственности на земельный участок, площадью 445.6 кв.м., расположенный по адресу: . Для получения возмещения в связи с изъятием указанного земельного участка для государственных нужд, стороны, в том числе истица, обратились к ответчику. Компетентным органом, в данном случае Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска дан ответ о необходимости представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок. Вместе с тем, вновь образованный земельный участок по указанному выше адресу, ни на момент обращения, ни в настоящее время не может быть поставлен на кадастровый учет, право собственности на земельный участок за истицей зарегистрировано быть не может, поскольку администрацией г. Красноярска после изъятия земельных участков для государственных нужд произведено зонирование и спорный участок оказался расположенным в двух территориальных зонах: ИТ (зоны территорий объектов автомобильного транспорта) и Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами). Кроме того, в рамках проведенных кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей их передаче в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДОР», на месте образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок по , с кадастровым номером общей площадью 438 кв.м., на который 12.07.2019 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – Красноярский край. Соглашением об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд, заключенным 06.03.2017 между муниципальным образованием город Красноярск в лице администрации г. Красноярска и сестрой истицы – ФИО9, действующей от своего имени и как законным представитель несовершеннолетнего ребенка, предусмотрено возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества – 19/20 долей в праве собственности на жилое помещение, в общей сумме 3727000 руб. 14.04.2017 за изъятые 5/20 долей в праве собственности на жилой дом, истице были перечислены денежные средства в размере 931750 руб. Вместе с тем при составлении соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, ответчиком не включена стоимость земельного участка, занятая жилым домом, и не определен размер компенсации Шкуровой К.Ю. за фактически изъятый земельный участок, соразмерно принадлежащей доле в праве собственности на земельный участок. Согласно выводам заключению ООО «Агентство деловых услуг» от 22.10.2018 , рыночная стоимость земельного участка составляет 2 600 000 руб., рыночная стоимость 1/20 доли – 130 000 руб., то есть 5/20 долей соответствует 650 000 руб., а 4/20 доли – 520 000 руб. Просит взыскать с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска в свою пользу в счет возмещения за изъятую долю в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: денежные средства в размере 650000 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска – Харисова М.Х. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком. Указывает, что на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 438 кв.м., 12.07.2019 зарегистрировано право собственности субъекта РФ – Красноярского края, данный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДоР». Ссылаясь на положение ч. 11 ст. 56.5 ЗК РФ, учитывая, что земельный участок оформлен на праве собственности за Красноярским краем, фактически использован им в целях строительства, денежные средства, переданные ранее на осуществление государственных полномочий, муниципалитетом возвращены в бюджет края, полагает, что денежные средства подлежат взысканию с Красноярского края. В противном случае на стороне Красноярского края возникает неосновательное обогащение в виде возмещения за изъятый объект.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Шкуровой К.Ю. – Калимуллова И.П. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно п.п. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ).

В силу подп. 3 п. 3 ст. 235, п. 1. ст. 279 ГК РФ допускается принудительное изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа.

Частью ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении выкупной цены изымаемого объекта недвижимости должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, поскольку собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Согласно ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в зависимости от того, для размещения объекта в чьих нуждах производится изъятие земельного участка.

Статьей 56.5 ЗК РФ регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных и муниципальных нужд, предусматривающий принятие конкретных мер уполномоченным на изъятие органом по запросу сведений о правах на объекты недвижимости, размещению информации об изъятии в различных источниках для доведения данной информации до заинтересованных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 56.5 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям (часть 3 указанной статьи).

Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес (часть 8).

В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений (часть 9).

В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи (часть 10).

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (часть 11 указанной статьи).

Из положений ст. 56.6 ЗК РФ следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии (часть 8).

В соответствии с ч. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; или необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (ч. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).

Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется (ч. 3 ст. 56.7 ЗК РФ).

В силу ч. 1 ст. 56.8 ЗК РФразмер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (часть 2 указанной статьи).

Частью 9 данной статьи установлено, что размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Статьей 56.10 ЗК РФ определен порядок заключения соглашенияоб изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, между уполномоченным органом и правообладателем изымаемой недвижимости, которому заблаговременно был направлен проект данного соглашения с кадастровым паспортом на изымаемые объекты недвижимости и отчетами об их рыночной стоимости. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В силу ч. 13 ст. 56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 5-7 ч. 1 ст. 56.11 ЗК РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является, в том числе основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Законом Красноярского края от 01.12.2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске", предусмотрено, что состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения от улицы Свердловской до улицы Копылова в городе Красноярске наряду с четвертым автодорожным мостовым переходом через реку Енисей в городе Красноярске входят транспортная развязка в микрорайоне "Тихие Зори" I этап I пускового комплекса и участок автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в городе Красноярске I этап строительства в соответствии с проектной документацией "Строительство транспортной развязки в микрорайоне "Тихие Зори" I этап I пускового комплекса" и "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова в г. Красноярске I этап строительства".

Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445 (в ред. от 23.11.2018 года) "О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края" исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Красноярск (далее - орган местного самоуправления) был наделен государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в соответствии с Законом края от 1 декабря 2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске" (часть 1 указанного Закона) (на срок до 31.12.2019 года).

Частью 2 Закона №10-4445 предусмотрен объем государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, которые соотносятся с положениями ст. 56.7 ЗК РФ.

Распоряжением администрации города Красноярска от 27.10.2015 года №377-р утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города, муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства" при принятии решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, согласно которому органом, уполномоченным на подготовку и согласование проектов правовых актов о резервировании земель и об изъятии земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и всех объектов недвижимости на таких участках для муниципальных нужд, является департамент градостроительства администрации города (п. 4 раздела I). МКУ "УКС" является ответственным за подготовку документов, необходимых для принятия решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (п. 7 раздела I).

Разделом III указанного Распоряжения определен порядок взаимодействия при принятии решений об изъятии земельных участков, согласно пункту 15 данного раздела, решение об изъятии земельных участков (далее - решение об изъятии) принимается в виде распоряжения администрации города, подписываемого заместителем Главы города. Не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии в целях выявления лиц - правообладателей, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для муниципальных нужд:

Пунктом 16 данного раздела предусмотрено, что решение об изъятии принимается по инициативе администрации г. Красноярска или ходатайства в порядке ст. 56.4 ЗК РФ.

1) МКУ "УКС" предпринимает действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) департамент градостроительства предпринимает действия, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 18 Раздела III).

В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, МКУ "УКС" незамедлительно информирует об этом департамент городского имущества.

Департамент городского имущества в течение 10 дней с даты получения данных сведений обращается в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд (пункт 25).

Разделом IV Распоряжения администрации города Красноярска от 27.10.2015 года №377-р предусмотрен порядок взаимодействия при подготовке и заключении соглашения об изъятии недвижимости, в соответствии с пунктом 26 которого Департамент градостроительства с участием департамента городского имущества осуществляет действия, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

МКУ "УКС" производит необходимые процедуры, предусмотренные подпунктами 1 - 5 части 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет информацию об их завершении в департамент городского имущества (п. 28 Раздела IV).

В случае отказа (уклонения) правообладателя от заключения соглашения об изъятии департамент градостроительства обращается в суд с иском о принудительном изъятии (п. 30 Раздела IV).

Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора об установлении права застройки от был выделен земельный участок, площадью 749,52 кв.м. для возведения двухквартирного дома по .

На выделенном земельном участке, площадью 749,52 кв.м., фактически были расположены два жилых дома - по .

Жилой дом по располагался на земельном участке с кадастровым номером , площадью 416,0 кв.м. В настоящее время, указанный жилой дом и земельный участок изъяты для государственных нужд и на них зарегистрировано право собственности Красноярского края.

Земельный участок, на котором был расположен дом по адресу: как самостоятельный на кадастровом учете не состоял, его границы и площадь не уточнялись.

В результате ряда сделок, совершенных в разное время, собственниками на праве общей долевой собственности в отношении вышеуказанного жилого дома стали: ФИО8 - 1/20 доля, ФИО9 - 5/20 долей, Шкурова К.Ю. - 5/20 долей, ФИО10 - 5/20 долей и ФИО11 - 4/20 доли.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.08.2016 года №136-арх. (ред. от 08.10.2018 года) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова" изъят жилой дом по адресу: , кадастровый .

06.03.2017 между Муниципальным образованием «город Красноярск» в лице исполнительного органа администрации г. Красноярска, а также ФИО11, действующей с согласия матери ФИО9, Шкуровой К.Ю., ФИО10, ФИО9, было заключено соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а именно 19/20 долей жилого дома с кадастровым номером по адресу: для государственных нужд Красноярского края в целях строительства участка автомобильной дороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова Октябрьского района г.Красноярска. Соглашением предусмотрено, что гражданам предоставляется возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества в размере 3 727 000 рублей.

При этом, в выкупную цену изымаемого имущества была включена только стоимость самого жилого дома, а стоимость земельного участка, на котором находился данный дом, не определялась и не выплачивалась.

Платежным поручением №482404 от 14.04.2017 в адрес Шкуровой К.Ю. были перечислены денежные средства в размере 931 750 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31.01.2018 за ФИО8 признано право собственности на 1/20 долю земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 492 кв.м., расположенного по адресу: . В удовлетворении исковых требований ФИО8 о прекращении режима общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 492 кв.м., расположенный по адресу: отказано. В удовлетворении исковых требований ФИО12, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО11, ФИО13 о признании права собственности на земельный участок отказано.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.07.2018 решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31 января 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО9, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО11, Шкуровой К.Ю. о признании права собственности на земельный участок отменено и принято в указанной части новое решение. За ФИО9 признано право собственности на 5/20 долей, за ФИО11 - на 4/20 долей, Шкуровой К.Ю. – 5/20 долей в отношении земельного участка, площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярск, , имеющего следующие координаты:

В рамках проведения кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей передачи их в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДоР», на месте бывшего жилого образован и поставлен на кадастровый учет 14.12.2018 земельный участок по , кадастровый , общей площадью 438 кв.м., на который 12.07.2019 зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Красноярский край; участок передан КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на праве постоянного бессрочного пользования (земельный участок предоставлен на основании распоряжения администрации города Красноярска от 20.06.2019 года №3242-недв.).

Согласно заключению судебной экспертизы от 22.10.2018, подготовленному ООО «Агентство деловых услуг» в рамках гражданского дела по иску МО г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО8 об изъятии имущества для государственных нужд, рыночная (выкупная) стоимость земельного участка общей площадью 445,6 кв.м. по адресу: составляет 2600000 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при изъятии жилого дома по адресу: у собственников, администрацией г.Красноярска в нарушение закона не было принято решение об изъятии земельного участка под указанным жилым домом, земельный участок был передан администрацией г.Красноярска в собственность субъекта РФ - Красноярский край, минуя процедуру изъятия земельного участка посредством его выкупа, что привело к нарушению прав и законных интересов истца, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании возмещения за изъятый земельный участок.

Определяя размер выкупной цены, суд первой инстанции, принимая во внимание заключение судебной экспертизы от 22.10.2018, подготовленное ООО «Агентство деловых услуг», согласно которому рыночная (выкупная) стоимость указанного земельного участка составляет 2600000 рублей, взыскал с муниципального образования – город Красноярск в лице администрации города Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу Шкуровой К.Ю. в счет возмещения за изъятые 5/20 доли в праве собственности на земельный участок 650000 руб., исходя из расчета: 2600000 х 5/20 доли.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и отвечают требованиям норм материального права.

Из материалов дела следует, что земельный участок своевременно истцами не был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, при подготовке распоряжения об изъятии земельного участка он не был включен администрацией г. Красноярска в перечень объектов, подлежащих изъятию, и был передан администрацией г. Красноярска в собственность субъекта РФ - Красноярский край, минуя процедуру изъятия посредством его выкупа. Однако, отсутствие земельного участка на кадастровом учете не является препятствием к его изъятию для государственных нужд, которое предполагает возмездность и не может быть поставлено в зависимость от действий (бездействия) лиц, у которых данный земельный участок изымается, а несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный земельный участок находится в собственности Красноярского края, фактически использован им в целях строительства, а денежные средства, переданные ранее на осуществление государственных полномочий, муниципалитетом возвращены в бюджет края, в связи с чем выкупная стоимость земельного участка подлежат взысканию с Красноярского края, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет свой бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Статьями 40, 41 БК РФ предусмотрено, что к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся в том числе субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Учитывая, что муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа город Красноярск, которому Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445 "О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края" были переданы государственные полномочия по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в соответствии с Законом края от 1 декабря 2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске", а денежные средства, поступившие из краевого бюджета для финансового обеспечения государственных полномочий, предусмотренных указанным Законом с момента их поступления на счет местного бюджета имеют правовой статус местного бюджета, суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод о взыскании в пользу истца рыночной (выкупной) стоимости земельного участка именно с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска.

При этом, доказательства, свидетельствующие о передаче указанных государственных полномочий, предусмотренных Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445, какому-либо иному государственному органу, материалы дела не содержат.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам статей 12, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом оценки суда первой инстанции, правильность выводов суда не опровергают, направлены на переоценку доказательств, оснований к чему судебная коллегия не усматривает, находя постановленное по делу решение законным и не подлежащим отмене.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 октября 2022 года.