ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12084/2017 от 07.06.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-12084/2017

07 июня 2017 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Крыгиной Т.Ф.,

судей Булгаковой З.И., Гильмановой О.В.,

при секретаре Ахмадеевой Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 марта 2017 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой З.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения №... от дата об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, что награждена Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд на основании приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации №...-п от дата. Необходимый трудовой стаж у нее имеется. На основании Почетной грамоты обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако решением №... от дата в присвоении звания ей было отказано.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 марта 2017 года удовлетворено исковое заявление ФИО1. постановлено, обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

Не согласившись с указанным решением суда Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу.

В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его незаконным и необоснованным.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшую доводы жалобы, истца полагавшую решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них, вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене или изменению в апелляционном порядке ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права.

В силу положений части 1 статьи 195, части 4 статьи 198 ГПК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пунктах 1 - 4 Постановления от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным, принятым при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом относимыми и допустимыми доказательствами, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемый судебный акт не соответствует приведенным требованиям законодательства.

При удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из наличия оснований для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда», и руководствовался положениями Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» и Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 02.02.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

Суд пришел к выводу, что представленные документы подтверждают наличие у заявителя трудового стажа и факта награждения грамотой, приравненной к ведомственному знаку отличия в труде.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны без учета всех исследованных доказательств, не соответствуют установленным обстоятельствам и постановлены при неправильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению для разрешения спора.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается ответчиком, что ФИО1 награждена Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №...-п от дата, что подтверждается Почетной грамотой, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №...-п от дата.

ФИО1 обратилась в Министерство по вопросу присвоения ей звания «Ветеран труда».

Письмом от дата№... Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан отказало ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что в настоящее время нормативно-правовой акт к ведомственному знаку отличия, дающему право на присвоение звания «Ветеран труда» Министерством здравоохранения Российской Федерации не принят.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом РФ в его определениях от 17.12.2009 года N 1588-О-О и от 17.06.2010 года N 763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не должно нарушать их конституционные права.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 г. № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» утверждено «Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия» (далее -Положение).

Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.

Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.

Награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с названным Положением федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Для принятия указанного решения федеральными органами исполнительной власти Правительством Российской Федерации дан трехмесячный срок, начиная с дата.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 года № 54н о ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда» установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Также приложением к приказу утверждено положение о почетной грамоте и требования, которым должны соответствовать лица, представляемые к награждению.

Между тем, ФИО1 награждена почетной грамотой на основании приказа от дата, до принятии соответствующего положения.

Ранее Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 года № 78н о ведомственных наградах Министерства была учреждена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации и положение к почетной грамоте.

Указанное Положение о почетной грамоте, действующее на момент награждения ФИО1, не относило названную почетную награду к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания ветеран труда. Также не содержалось указание о такой награде в перечне наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

К лицам, представляемым к награждению по положению 2012 года, предъявлялись иные, не столь значительные требования, касающиеся лишь стажа работы.

Таким образом, фактически ФИО1 награждена иным ведомственным знаком.

Учитывая, что на момент награждения истца действовало лишь Приказ и Положение о почетной грамоте 2012 года, которые не относили названную почетную грамоту к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания ветеран труда, при обращении ФИО1 с заявлением в Министерство отсутствовали правовые основания для принятия решения о присвоении ей звания «Ветеран труда». Отказ ответчика в присвоении соответствующего звания являлся правомерным и оснований для удовлетворения требований истца не имелось.

Допущенные судом первой инстанции ошибки в толковании норм материального права и установлении обстоятельств дела, привели к принятию необоснованного решения, в связи с чем оспариваемый судебных акт подлежит отмене с вынесением нового постановления об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 марта 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.

Председательствующий Т.Ф. Крыгина

Судьи З.И. Булгакова

О.В. Гильманова

Справка: судья Индан И.Я.