ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12096 от 30.10.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья: Минина С.Н.

Дело № 33-12096

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Валуевой Л.Б.,

Судей Чулатаевой С.Г., Лапухиной Е.А.,

При секретаре Баскаль В.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 30 октября 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Косинского районного суда Пермского края от 23 августа 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Косинского района удовлетворить.

Признать постановление главы Косинского муниципального района № ** от 13.03.2015 года незаконным в части установления даты перевода В. в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства», то есть с 06.03.2015 года.

Обязать Администрацию Косинского муниципального района Пермского края поставить В. с членами его семьи в Список категории граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по категории «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» с момента возникновения права на переход – с 08 декабря 2014 года.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца- ФИО2 об оставлении решения суда без изменения,

Установила:

Прокурор Косинского района в интересах В. обратился в суд с иском к Администрации Косинского муниципального района Пермского края о признании решения об определении момента возникновения права участника программы «Жилище» на переход в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» незаконным, возложении обязанности поставить В. в очередь на получение жилищной субсидии в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» с момента возникновения права на переход.

Заявленные требования мотивированы следующим: прокуратурой Косинского района в июне 2017 года проведена проверка соблюдения администрацией Косинского муниципального района жилищного законодательства. По итогам проверки выявлено не соответствующее требованиям федерального законодательства постановление главы Косинского муниципального района № ** от 13.03.2015 года. 06.03.2015 года В. подано заявление о переводе его из списка «пенсионеры» в список «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» в связи с установлением инвалидности 1 группы. Постановлением главы Косинского муниципального района № ** от 13.03.2015 года В. переведен в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» с 06.03.2015 года, то есть с момента написания заявления.

Определением суда от 07 июля 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Пермского края.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным. В жалобе указано: суд не учтено, что право на получение жилищной субсидии носит заявительный характер, начало его реализации совпадает с подачей гражданином соответствующего заявления и документов, подтверждающих его право на получение жилищной субсидии. Таким образом, момент возникновения прав на переход из одной категории очередности в другую исчисляется с даты подачи гражданином-получателем социальной субсидии соответствующего заявления с приложением документов.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Косинского района Пермского края просит решение суда оставить без изменения.

Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, рассмотрев дело в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

В соответствии с " установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.

Настоящий Федеральный закон устанавливает

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлено Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В силу положений ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 года N 212-ФЗ, начало действия редакции с 01.01.2012 г.) очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела: В. является участником программы переселения из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в категории «пенсионеры» с 22.04.2011 года.

08.12.2014 года В. установлена 1 группа инвалидности, что подтверждается Справкой МСЭ-2013 № **.

06.03.2015 года В. обратился в администрацию Косинского муниципального района с заявлением о переводе из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства».

Постановлением главы Косинского муниципального района № ** от 13.03.2015 года В. переведен в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» с момента возникновения права на переход в другую категорию – с 06.03.2015 года, то есть с даты подачи заявления.

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право В. на участие в программе в категории «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» возникло с момента установления инвалидности, то есть с 08.12.2014 года.

Выводы суда являются обоснованными, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Установив, что право В. на переход в другую очередь по категории «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» возникло после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 года № 212-ФЗ, В. получен статус инвалида 1 группы 08.12.2014 года, при этом он изъявил желание на переход в другую категорию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли бы на его обоснованность.

Нарушений, являющихся безусловными основаниями к отмене судебного постановления, предусмотренными ч.4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Косинского районного суда Пермского края от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: