ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12113/2016 от 21.12.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Солодкевич И.М. Дело № 33-12113/2016

Строка по статотчету 073г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Осадчей Е.А.

судей областного суда: Гапоненко Л.В., Дзюбенко А.А.

при секретаре Оганян К.Г.

рассмотрела в судебном заседании 21 декабря 2016 года

дело по апелляционной жалобе Колесник О.А. на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении требований Колесник О. А. к Министерству труда и социального развития Омской области и бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о выплате единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

Колесник О.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области (далее – МТиСР Омской области) и БУ «МФЦ» о выплате единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В обоснование иска указала, что она уроженка Республики Казахстан, <...> в УФМС России по Омской области получила свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, <...> была зарегистрирована в качестве участника программы. В августе 2015 года она обратилась в МТиСР Омской области с заявлением о получении единовременного подъемного пособия, где ей было рекомендовано обратиться в БУ «МФЦ», куда она обратилась <...>. В учреждении ей сообщили, что действие программы приостановлено, а меры социальной поддержки были предусмотрены для тех, кто подал заявление не позднее <...>. Из федерального бюджета истцу, как участнику программы, произвели выплату в размере 20000 рублей и разъяснили право на получение выплат из местного бюджета без оговорок о сроках обращения за данной выплатой до <...>. До настоящего времени выплаты ей не произведены.

Просила суд обязать МТиСР Омской области и БУ «МФЦ» выплатить ей единовременное подъемное пособие.

В судебном заседании истец Колесник О.А. и ее представитель Колесник Э.В. требования поддержали. Пояснили, что истец прибыла на территорию РФ для прохождения обучения.

Представитель ответчика МТиСР Омской области – Фоминская Е.Д. иск не признала, пояснила, что министерство не уполномочено на назначение спорной выплаты, поскольку данный вопрос находится в компетенции БУ «МФЦ». Помимо этого указала, что истцом пропущен срок за обращением за выплатой, который восстановлению не подлежит.

Представитель ответчика БУ «МФЦ» - Ксенафонтова И.Г. требования не признала, указала, что до <...> истец к ним с заявлением не обращалась, поэтому оснований для произведения спорной выплаты отсутствуют.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Колесник О.А. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Считает выводы суда о возникновении у нее права на обращение за единовременным подъемным пособием не позднее июля 2014 года ошибочными, ссылаясь на то, что необходимым условием получения такого пособия является свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников проживающих за рубежом, которое получено ею <...>, и наличие гражданства Российской Федерации. Указывает также, что судом не учтены письменные разъяснения, данные истцу Министерством труда и социального развития Омской области, о необходимости обращения за выплатой не позднее 6 месяцев со дня постановки отметки о регистрации участника Государственной программы в УФМС России по Омской области. Кроме этого, указывает, что изменения в постановление Правительства Омской области от 23.10.2013 № 273-П в части конечного срока обращения за выплатой <...> внесены <...>, тогда как она обратилась за получением выплаты еще в августе 2015 года. Полагает, что в данной связи подлежат применению положения указанного выше постановления Правительства Омской области в редакции до изменений <...>, которыми не устанавливался конечный срок обращения, кроме как шесть месяцев с момента регистрации в качестве участника Государственной программы, который ею не пропущен.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области Фоминской Е.Д., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, в том числе являются приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса; адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.

В силу п. 47 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей.

В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по жилищному обустройству, социальной поддержке, оказанию медицинской помощи, решению вопросов занятости и образования, содействию интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков ее реализации (п. 57 Государственной программы).

Постановлением Правительства Омской области от 23.10.2013 N 273-п в целях оказания мер социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, прибывшим в Омскую область, на территории Омской области установлены меры социальной поддержки в виде единовременного подъемного пособия и компенсации расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения участнику Государственной программы и членам его семьи.

Процедура предоставления указанных мер социальной поддержки регламентирована Порядком предоставления единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, прибывшим в Омскую область, а также Порядком предоставления компенсации расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, прибывшему в Омскую область, утвержденными Постановлением Правительства Омской области от 23.10.2013 N 273-п.

В соответствии с п. 3 названного Порядка, в редакции постановления Правительства Омской области от 18.09.2015 N 260-п, единовременное подъемное пособие предоставляются участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, прибывшему в Омскую область, если обращение за ними последовало в срок до <...> включительно, но не позднее 6 месяцев со дня прибытия в Омскую область.

Истечение указанного срока является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки участнику Государственной программы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <...>Колесник О.А. выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

<...>Колесник О.А. зарегистрирована УФМС России по Омской области как участник государственной программы.

<...>Колесник О.А. обратилась в филиал КУ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска" с заявлениями о предоставлении ей единовременного подъемного пособия.

<...> истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки ввиду обращения за указанными мерами по истечении предельного срока обращения (<...>).

Обращаясь в суд с требованием о возложении на ответчиков обязанности выплатить единовременное подъемное пособие, Колесник О.А. ссылалась на то, что за получением такого пособия обращалась в Министерство труда и социального развития еще в августе 2015, где ей рекомендовали обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, где в свою очередь ей указали на то, что программа приостановлена досрочно.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Колесник О.А., суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец не воспользовалась своим правом на обращение за получением данного пособия в течение предусмотренного действующим законодательством срока, т.е. в срок 02.10.2015, но не позднее 6 месяцев со дня прибытия в Омскую область.

Доводы истца о невозможности обращения за получением мер социальной поддержки в виде выплаты единовременного подъемного пособия без получения свидетельства участника Государственной программы не являются основанием для несоблюдения шестимесячного срока обращения за такой выплатой со дня прибытия в Омскую область.

Требования о восстановлении срока для обращения за назначением единовременного подъемного пособия ввиду невозможности получения свидетельства участника Государственной программы в более ранние сроки и обращения с соответствующим заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в течение 6 месяцев с даты прибытия в Омскую область, Колесник О.А. не заявляла.

Судом разрешено дело в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований.

Кроме этого, постановлением Правительства Омской области от 18.09.2015 № 260-п внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 23 октября 2013 года N 273-п "О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Омскую область", согласно которым меры социальной поддержки в виде единовременного подъемного пособия предоставляются, если обращение за ними последовало не позднее 02.10.2015.

Судебная коллегия отмечает, что предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 23 октября 2013 года № 273-п, носит заявительный характер.

Из материалов дела усматривается, что истец обратилась в установленном порядке за получением мер социальной поддержки в виде единовременного подъемного пособия 19.10.2015, т.е. за пределами установленного действующим законодательством Омской области на дату обращения предельного срока, что является основанием для отказа в предоставлении такой меры социальной поддержки.

Доводы истца об обращении за назначением и выплатой единовременного пособия в августе 2015 года не подтверждены какими-либо бесспорными доказательствами.

Постановлением Правительства Омской области от 27.10.2016 № 320-п внесены изменения в постановление Правительства Омской области № 273-п от 23.10.2013 в части срока обращения за мерами социальной поддержки, установлен такой срок до <...> включительно.

Вместе с тем, указанные положения не подлежат применению к спорными правоотношениям, поскольку исходя из системной взаимосвязи положений пунктов 1 и 1.1 постановления Правительства № 273-П от 23.10.2013 в редакции постановления от 27.10.2016 № 320-п, указанный срок распространяется исключительно на лиц, прибывших в Омскую область в период с <...> по <...>.

Истец к такой категории лиц не относится.

Дав правильную оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что установленный срок обращения за выплатами пропущен Колесник О.А., поэтому оснований для назначения такой выплаты не имеется..

Доводы апелляционной жалобы, сводятся к позиции, занятой истцом в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку представленным доказательствам об обстоятельствах дела, во внимание судебной коллегии не принимаются.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, правильно применены нормы материального права.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 04 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесник О.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: