Судья Шадрина Т.В.
дело № 33-12144/2015 11 ноября 2015 года
г.Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Титовца А.А.,
судей: Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Анохиной Ю.А.,
рассмотрела 11 ноября 2015 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 06 августа 2015 года, которым с учетом определения от 21.09.2015 года об исправлении описки, постановлено:
«ФИО1 в удовлетворении требований о взыскании с Пермского национального исследовательского политехнического университета денежных средств – отказать».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г.,исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился с иском к Пермскому национальному исследовательскому политехническому университету (далее по тексту ПНИПУ), предъявив требование о взыскании невыплаченной социальной стипендии за время обучения в 2011-2013 учебных годах, а также сумм выплачиваемых в качестве мер социальной поддержки.
Истец указал, что в 2011 году поступил на 1 курс филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета в г. Лысьва Пермского края, в переданном ответчику комплекте документов представил справку об инвалидности, социальная стипендия на которую истец имеет право, была назначена только в 2013 году. Поскольку при поступлении, а также при последующих обращениях истца в 2011 году к куратору группы, в бухгалтерию филиала до него не была доведена информация о праве на получение социальной стипендии, не был разъяснен порядок обращения для ее назначения, истец полагает, что ответчик неправомерным бездействием нарушил его право на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки. Учитывая вину ответчика, знавшего о праве истца на социальную стипендию из представленных при поступлении документов, просит взыскать сумму задолженности в размере неполученной стипендии за время обучения.
В судебном заседании истец, представитель истца требования поддержали.
Представитель ответчика с иском не согласился, указав, что действовавшим в спорный период нормативным актом – Типовым положением о стипендиальном обеспечении, был установлен порядок назначения социальной стипендии. Не оспаривая право истца на данную меру социальной поддержки, в том числе в заявленный им в иске период, указал на то, что установленные нормативным актом для рассмотрения вопроса о назначении стипендии документы истцом представлены не были. Поскольку информация о назначении стипендии, в том числе социальной имеется в открытом доступе, в том числе на сайте учебного заведения, истец имел возможность с ней ознакомиться, полагает, что вины образовательного учреждения в том, что истцу не был известен порядок обращения, не имеется.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в связи с неправильным применением норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме просит в апелляционной жалобе истец.
В апелляционной жалобе указывает на то, что ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» действовавшим в спорный период, ФЗ РФ «Об образовании в РФ» вступившим в силу в 2013 году предусмотрено право студентов являющихся инвалидами 1,2 групп на получение социальной стипендии, указанными нормативными актами не предусмотрен заявительный порядок назначения данного вида стипендии. Утвержденным Правительством РФ Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов – установлено, что социальные стипендии назначаются в обязательном порядке. Поскольку Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.08.2012 года № 591 установлено, что предоставление справки из органов социальной защиты населения обязательно в случае когда среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте РФ, в иных случаях она не требуется. Полагает, что выводы суда о необходимости обращения с заявлением о назначении социальной стипендии и предоставлении данной справки является обязательными условиями ее назначения неправомерным. Считает, что при представлении справки МСЭ об установлении инвалидности ответчик был обязан назначить истцу социальную стипендию независимо от его обращения.
Выводы суда о том, что он был ознакомлен с условиями и порядком назначения социальной стипендии, полагает необоснованными, так как его с нормативными документами ВУЗа не знакомили, ему их не предоставляли, наличие данных документов в свободном доступе само по себе не обеспечивало соблюдение его прав, также ответчик не ответил на направленный ему истцом запрос о предоставлении нормативных документов по назначению социальных стипендий в спорные период.
В судебное заседание истец, представитель ответчика, представитель третьего лица не явились, о рассмотрении жалобы извещены надлежащим образом.
Обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Как следует из материалов дела: 19.08.2008 года ФИО1 была установлена группа инвалидности категории «ребенок-инвалид» сроком до 05.11.2011 года, справка МСЭ была предоставлена истцом в приемную комиссию ПНИПУ в июле 2011 года.
ФИО1 на основании приказа от 05.08.2011 года № ** с 01.09.2011 года зачислен на первый курс в Лысьвенский филиал ПНИПУ.
27.11.2014 года ФИО1 подал заявление о назначении социальной стипендии, представил справку МСЭ-2013 № ** от 27.11.2014 года об установлении ** группы инвалидности, на основании указанных документов истцу была назначена социальная стипендия.
Разрешая требования относительно прав истца на получение социальной стипендии в периоды 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебных годов, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ФЗ РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" вступившего в силу в соответствии с положениями ст. 111 с 01.09.2013 года.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 16 ФЗ РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в период с начала учебного года до сдачи зачетов и (или) экзаменов первой текущей аттестации стипендии выплачиваются всем студентам очной формы обучения первого курса. Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, вышеуказанный закон не определял основания и порядок выплаты социальной стипендии, в данном нормативном акте отсутствует данное понятие.
Подпунктом 2 п. 3 ст. 36 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" вступившего в силу с 01.09.2013 года и подлежащего применению к правоотношениям с указанного периода, предусмотрен такой вид стипендии как - государственная социальная стипендия. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп. При этом согласно пункту 7 данной статьи порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Поскольку указанными законами, подлежащими применению в различные временные отрезки заявленного в иске спорного периода, не определен порядок назначения социальной стипендии, имеются отсылки к нормативном актам принятым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, доводы истца о безусловном назначении социальной стипендии вне зависимости от соблюдения порядка обращения, правомерно были отклонены судом первой инстанции.
Проверив соблюдение истцом порядка обращения за назначением социальной стипендии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования закона и подзаконных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения в спорный период, истец не выполнил.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 № 487 было утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов", в части стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и аспирантов данное положение утратило силу с принятием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 № 245.
Согласно разделу IV. Порядок назначения и выплаты государственных социальных стипендий указанного Типового положения, законодатель определил, что государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп. Право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.
Таким образом, в период действия указанного Типового положения основанием для назначения государственной социальной стипендии являлась справка для получения государственной социальной помощи, установленной формы. Учитывая, что истец указанный документ в 2011-2012 учебном году, 2012-2013 учебном году, в первом семестре 2014 учебного года не представлял, оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате социальной стипендии за данный период обучения не имеется.
Доводы истца о том, что с принятием Минобрнауки России Приказа от 06.08.2012 № 591 "Об утверждении критериев отнесения студентов первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично", к категории нуждающихся", нормы Типового положения утратили силу, основаны на неверном толковании права. Поскольку указанные критерии определяют основания отнесения студентов определенных групп к категории нуждающихся, а не основания и порядок назначения социальной стипендии, выплата которой не связана законодателем с данным критерием (нуждаемость), порядок установленный Типовым положением подлежит применению до начала действия (22.10.2013 года) утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
В соответствии с п.12 «Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», государственная социальная стипендия назначается обучающемуся с даты представления документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
Таким образом, в период с 22.10.2013 года для назначения государственной социальной стипендии студентам истцу необходимо было представить справку МСЭ, которой установлена инвалидность с указанием группы и периода, на который инвалидность установлена. Между тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом не было предоставлено доказательств обращения к ответчику до 27.11.2014 года в установленном порядке за назначением государственной социальной стипендии.
При отсутствии обращения истца к ответчику с документами, которые в соответствии с действовавшими нормативными актами, являлись основанием для назначения государственной социальной стипендии, суд правильно указал на то, что истцом не доказан факт нарушения его прав ответчиком. Доказательств отказа в выплате государственной социальной стипендии, то есть доказательств нарушенного права, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, предоставлено не было.
Позиция истца о том, что на ответчика может быть возложена обязанность по возмещению неполученных им сумм стипендии в связи с виновным бездействием, в результате чего истец лишился мер социальной поддержки на которые имеет право, также не может быть принята как основание для удовлетворения иска.
Основания возмещения ущерба предусмотрены ст. 15, ст. 1064 ГК РФ, согласно которым вред подлежит возмещению виновным лицом. В соответствии с общими принципами гражданского права, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, при оценке действий (бездействия) ответчика по обеспечению прав истца на получение информации, подлежало установлению то обстоятельство, были ли ответчиком созданы условия для ознакомления с необходимой информацией, была ли она доступна для истца. Учитывая, что порядок назначения государственной социальной стипендии определен нормативными актами, которые находятся в открытом доступе, локальный нормативный акт ответчика – Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной (социальной) поддержки студентов и аспирантов ПНИПУ разработано в соответствии с Законами и подзаконными нормативными актами, также находилось в открытом доступе на сайте учебного заведения, то обстоятельство, что истцу данные документы не были известны, он не был лично ознакомлен должностными лицами ответчика с данными документами, не может расцениваться как нарушение его права на информацию.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 06 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: