Судья Байдакова Л.А. дело 33-12159/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» сентября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению,
по апелляционной жалобе администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> (в лице представителя по доверенности ФИО1)
на решение Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
были удовлетворены вышеуказанные исковые требования прокурора <адрес>;
на муниципальное казенное учреждение «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания учреждения по адресам: <адрес>А <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях, для инвалидов по зрению;
на администрацию Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оснащение зданий муниципального казенного учреждения «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> по адресам: <адрес>А <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях, для инвалидов по зрению, путем выделения денежных средств.
С муниципального казенного учреждения «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> в бюджет Николаевского муниципального района <адрес> взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав прокурора <адрес> прокуратуры Романенко Ф.С., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному казенному учреждению «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности муниципального казённого учреждения «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, в ходе которой было установлено, что в нарушение действующего законодательства, при входе в зданиях МКУ «Культура» по адресам: <адрес>А <адрес>, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в зданиях, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, прокурор просил возложить обязанность на МКУ «Культура» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания учреждения по вышеуказанным адресам информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению, возложить обязанность на администрацию Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать оснащение зданий МКУ «Культура» по вышеуказанным адресам информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях, для инвалидов по зрению, путём выделения денежных средств.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> (в лице представителя по доверенности ФИО1) оспаривает законность и обоснованность решения суда в части установленного срока для его исполнения. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтены особенности бюджетного планирования муниципальных учреждений. Утверждает, что на момент принятия решения суда проект бюджета находился на стадии исполнения, ввиду чего администрация не имела возможности по включению в бюджет дополнительных затрат на установку мнемосхемы.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места и предусматривать оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений.
В соответствии с п. 7.1.8. свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)», утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Таким образом, здания массового посещения, к которым относятся и учреждения культуры, должны быть оборудованы информационными мнемосхемами для инвалидов по зрению.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и Свода правил, при входе в здания МКУ «Культура», расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>, ул. первая, <адрес>А, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, что подтверждается ответом директора МКУ «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Согласно указанному ответу директора МКУ «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> для устранения выявленного прокуратурой нарушения при формировании бюджета администрации Степновского сельского поселения на 2020 г. в смете расходов МКУ «Культура» Степновского сельского поселения будут предусмотрены средства для установки информационной мнемосхемы (л.д. 4).
Согласно уставу МКУ «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> его единственным учредителем является администрация Степновского сельского поселения.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу требований закона на МКУ «Культура» Степновского сельского поселения и администрацию Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, как на его единственного учредителя, возложена обязанность по оборудованию административных зданий приспособлениями, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ в них маломобильных групп населения, а в том числе инвалидов по зрению.
Однако, при входе в здания МКУ «Культура», расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>А, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд правомерно возложил обязанность на МКУ «Культура» по установке при входе в здания информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязанность на администрацию Степновского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оснащение зданий МКУ «Культура» информационной мнемосхемой.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части установленного 6 месячного срока его исполнения, является несостоятельным, поскольку исполнение возложенной на МКУ «Культура» и администрацию Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> обязанности по обеспечению доступности здания МКУ «Культура» для инвалидов по зрению закон не ставит в зависимость от финансирования органа местного самоуправления.
По мнению судебной коллегии, предоставленный судом срок для исполнения решения является разумным как на момент принятия судом решения, так и на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> (в лице представителя по доверенности ФИО1) оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Байдакова Л.А. дело 33-12159/2019
(резолютивная часть)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» сентября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению,
по апелляционной жалобе администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> (в лице представителя по доверенности ФИО1)
на решение Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
были удовлетворены вышеуказанные исковые требования прокурора <адрес>;
на муниципальное казенное учреждение «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания учреждения по адресам: <адрес>А <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях, для инвалидов по зрению;
на администрацию Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оснащение зданий муниципального казенного учреждения «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> по адресам: <адрес>А <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях, для инвалидов по зрению, путем выделения денежных средств.
С муниципального казенного учреждения «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> в бюджет Николаевского муниципального района <адрес> взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав прокурора <адрес> прокуратуры Романенко Ф.С., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Культура» Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес>, администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> (в лице представителя по доверенности ФИО1) оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: