Судья Нефёдова Л.А. Дело № 33-1215/2021
№ дела в суде первой инстанции 2-104/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«21» июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Демьяновой Н.Н.,
судей Лукьяновой С.Б., Жукова И.П.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 44RS0001-01-2020-003961-28 по апелляционной жалобе Сорокина Сергея Леонидовича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 3 февраля 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований Сорокина Сергея Леонидовича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области о признании незаконными действий должностных лиц по установлению должностного оклада для исчислении пенсии и отказа в перерасчёте пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и доплатить недополученную сумму пенсии – отказано.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав Сорокина С.Л., представителя ФСИН России и УФСИН России по Костромской области Самсонова А.В., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Сорокин С.Л. обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области (далее – УФСИН России по Костромской области).
В обоснование заявленных требований, с учетом сделанных дополнений, указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ, приказом УИН по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ уволен со службы <данные изъяты> на пенсию. На момент увольнения замещал должность оперативного дежурного дежурной части отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет.
С 1 октября 2019 г. ему произведен перерасчет пенсии в связи с повышением размеров должностных окладов и окладов по специальным званиям в 1,043 раза, размер пенсии составил <данные изъяты> руб. Однако в марте 2020 г. пенсия ему выплачена в большем размере, при этом ответчиком разъяснено, что перерасчет пенсии произведен исходя из нового оклада по должности «дежурный помощник начальника колонии» в размере 20 610 руб., который установлен протоколом Комиссии ФСИН России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения от 4 декабря 2019 г. №, в связи с чем размер пенсии составил <данные изъяты> руб.
Полагает, что указанный перерасчет ответчик должен был произвести с 1 января 2012 г., поскольку с указанного времени пенсия была исчислена неверно, при расчете применялся самый низший оклад по должности старшего начальствующего состава – 15 000 руб., что не соответствует размеру должностного оклада, действовавшему до 1 января 2012 г., и в таком случае должность оперативного дежурного фактически приравнена к должностям инспектора, инженера, психолога, с ней несопоставимых.
Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в должности «дежурный помощник начальника колонии отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ», которая в связи с организационно-штатными мероприятиями была переименована в должность «оперативный дежурный дежурной части отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ», в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на данную должность. При этом его должностные обязанности, предельное специальное звание, должностной оклад не изменились. Соответственно, расчет денежного довольствия, а затем и расчет пенсии производились ему исходя из должностного оклада по должности «дежурный помощник начальника колонии».
Впоследствии в связи с принятием постановления Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», ФСИН России 15 декабря 2011 г. был издан приказ № 773 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников УИС», вступивший в силу с 1 января 2013 г. в котором должность «дежурный помощник начальника колонии» поименована не была.
Приказом ФСИН России от 14 ноября 2013 г. № 654 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников УИС», вышеуказанный приказ № 773 отменен, оклад по должности «дежурный помощник начальника колонии» установлен в размере 19 000 руб. Данный приказ действует до настоящего времени. Пунктом 2 вышеназванного приказа установлено, что начальники территориальных органов ФСИН для исчисления пенсии должны применять месячные оклады по нетиповым должностям сотрудников.
Комиссия ФСИН России по разрешению спорных вопросов своим протоколом № от 4 декабря 2019 г. подтвердила факт равнозначности должностей «оперативный дежурный» и «дежурный помощник начальника колонии», приравняв оклады по указанным должностям для граждан, уволенным до 2012 г. Однако Комиссия не исправила дату применения оклада для исчисления пенсии и установила её только с 01 октября 2019 г. Таким образом, полагает, что для исчисления пенсии лицам, уволенным до 2012 г. с должности оперативного дежурного должен применяться оклад по должности дежурного помощника в размере 19000 руб., установленный протоколом Комиссии ФСИН России № от 17 мая 2012 г.
На основании изложенного просил:
- отменить решение Комиссии ФСИН России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения от 4 декабря 2019 г. № в части приравнивания оклада по должности «оперативный дежурный воспитательной колонии» к окладу по должности «дежурный помощник начальника воспитательной колонии» с 1 октября 2019 г. и обязать принять новое решение о приравнивании окладов по вышеназванным должностям с 1 января 2012 г.
- обязать УФСИН России по Костромской области произвести перерасчет пенсии с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2019 г. исходя из оклада по приравненной должности «дежурный помощник начальника колонии», установленного протоколом Комиссии ФСИН России от 17 мая 2012 г. №, в размере 19 000 руб. (с учетом индексации) и взыскать недополученную пенсию за указанный период - 161 236,98 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Сорокин С.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Повторяя доводы, приведенные в обоснование иска и производя оценку представленных в дело доказательств со ссылками на нормы законодательства, настаивает на том, что должности «оперативный дежурный воспитательной колонии» и «дежурный помощник начальника воспитательной колонии», которую он занимал до ДД.ММ.ГГГГ, являются равнозначными.
Занимаемая им должность «оперативный дежурный» до 2012 г являлась нетиповой и размер окладов по ней устанавливался в соответствии с приказом Минюста от 22 августа 2002 г. № 229 (приложение 12). С января 2012 г. должность оперативного дежурного стала типовой, а с октября 2019 г. – была упразднена. По прошествии семи лет комиссия ФСИН России подтвердила факт равнозначности этих должностей, приравняв оклады по указанным должностям для граждан, уволенных до 2012 г.
Доказательств, опровергающих его доводы о равнозначности должностей, ответчиками не представлено, а невозможность исследования должностных инструкций (по причине их отсутствия) не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того ответчик в суде первой инстанции заявлял о том, что, скорее всего, должность оперативного дежурного была введена взамен упраздненной должности дежурного помощника начальника колонии и подразумевала аналогичные функциональные обязанности, также суд необоснованно счел необъективными показания свидетеля С., подтвердившего его доводы. В этой связи полагает, что перерасчет пенсии должен быть произведен ему исходя из оклада по приравненной должности «дежурный помощник начальника колонии» с 1 января 2012 г.
В заседании суда апелляционной инстанции Сорокин С.Л. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Костромской области Самсонов А.В. просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сорокин С.Л. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях, ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность дежурного помощника начальника КОЛОНИИ отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными изменениями назначен на должность оперативного дежурного дежурной части отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ, с учетом срока действия ранее заключенного контракта, с должностным окладом <данные изъяты> руб. и сохранением ранее установленных надбавок и доплат к нему, с освобождением от должности дежурного помощника начальника колонии отдела <данные изъяты> той же колонии.
Приказом и.о. начальника УИН по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ Сорокин С.Л. уволен из уголовно-исполнительной системы УИН Минюста России по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ по ст.<данные изъяты> п. «<данные изъяты>» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (<данные изъяты>).
Согласно заключению УИН Минюста России по <данные изъяты> области № от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истцу исчислен исходя из должностного оклада по должности «оперативный дежурный дежурной части отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ». Впоследствии размер пенсии неоднократно пересчитывался в связи с изменением законодательства.
С 1 января 2012 г. до 1 октября 2019 г. пенсия рассчитывалась исходя из должностного оклада по должности «оперативный дежурный» 15 000 руб. (с учетом последующей индексацией), которая являлась типовой.
Протоколом заседания комиссии ФСИН по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно- исполнительной системы и членов их семей № от 4 декабря 2019 г. в связи с упразднением типовой должности «оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» установлен размер месячного оклада по должности пенсионерам УИС из числа уволенных сотрудников по территориальным органам ФСИН России, занимавших указанную должность, соответствующий должности «дежурный помощник начальника учреждения» с месячным окладом в размере 20610 руб.
На основании указанного решения истцу с 1 октября 2019 г. произведен перерасчет пенсии исходя из указанного оклада.
Разрешая спор, суд исходил из того, что действующее законодательство с 1 января 2012 г. предусматривало разделение окладов сотрудников УИС в целях назначения пенсии, на оклады, устанавливаемые по типовым должностям, размер которых определялся Правительством РФ и на оклады по другим (нетиповым) штатным должностям, размер которых определялся специально созданной комиссией ФСИН России.Установив, что должность «оперативный дежурный», которую занимал истец на момент увольнения, была поименована в постановлениях Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 1022 и 7 июня 2014 № 525 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно- исполнительной системы», как типовая и по ней был установлен должностной оклад 15 000 руб., суд пришел к выводу, что расчет пенсии истцу был обоснованно произведен ответчиком исходя из указанного оклада, в связи с чем оснований для обязания произвести перерасчет пенсии с 1 января 2012 г. суд не усмотрел.
Поскольку должность «оперативный дежурный», как типовая была упразднена Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2019 г. № 1440, вступившего в силу с 1 октября 2019 г., суд пришел к выводу, что ранее указанной даты у ФСИН России не имелось оснований для принятия решения по приравниванию должности «оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» к должности «дежурный помощник начальника учреждения», а у УФСИН России по Костромской области – оснований для исчисления истцу пенсии из должностного оклада по указанной должности.
В виду того, что принятые ответчиками решения прав истца не нарушают, суд отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выводы суда являются правильными, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Исчисление пенсий уволенным сотрудникам уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившую военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1) и постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсация и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление № 941).
Так, в соответствии со ст.43 Закона № 4468-1 и подпункта «б» пункта 9 Постановления № 941, для исчисления пенсии учитываются оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Согласно ст.49 Закона РФ №4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Таким образом, как правильно указал суд, для определения размера пенсии сотрудникам УИС имеет значение в т.ч. размер денежного довольствия, выплачиваемого по последней штатной должности, которую занимал сотрудник на момент увольнения.
Как следует из материалов дела, Сорокин С.Л. на момент увольнения занимал должность «оперативный дежурный дежурной части отдела <данные изъяты>КОЛОНИИ». В этой связи расчет пенсии производился истцу исходя из оклада по указанной должности.
Указанное правовое регулирование существовало до 1 января 2012 г.
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации было уполномочено до 1 января 2012 г. установить размеры должностных окладов и порядок их применения для целей исчисления и перерасчета пенсий (в том числе сотрудникам уголовно-исполнительной системы).
Во исполнение данного полномочия Правительство РФ приняло постановление № 1022 от 8 декабря 2011 г. «Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий», которым, в частности, установлены оклады денежного содержания, применяемые с 1 января 2012 г. в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в УИС.
В приложения №1 к данному постановлению в разделе I «Типовые должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава» в пункте 4 в числе типовых поименована должность «оперативный дежурный» с окладом 15 000 руб., должность «дежурный помощник начальника учреждения территориального органа ФСИН» не поименована.
В соответствии с пунктом 2 данного Постановления директору ФСИН России предписано установить размеры месячных окладов в соответствии с замещаемыми должностями по другим (нетиповым) штатным должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В этой связи Комиссией ФСИН от 17 мая 2012 г. № принято решение о приравнивании должности «дежурный помощник начальника учреждения территориального органа ФСИН» к должности «дежурный помощник начальника тюрьмы» с установлением месячного оклада по должности 19 000 руб.
Между тем истец не был уволен с должности «дежурный помощник начальника учреждения территориального органа ФСИН», его должность «оперативный дежурный» являлась типовой, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для приравнивания его должности к должности дежурного помощника начальника тюрьмы и исчисления ему пенсии в соответствии с указанным решением ФСИН.
Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2014 г. № 525 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» (вступило в силу 24 июня 2014 г.) были установлены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы, в котором должность «оперативный дежурный» с окладом 15 000 руб. также указана, как типовая (Приложение №1).
Упразднение должности «оперативный дежурный» из перечня типовых должностей произошло в связи принятием Постановления Правительства РФ от 13 ноября 2019 г. № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», в связи с чем Комиссией ФСИН России было принято оспариваемое истцом решение, оформленное протоколом от 4 декабря 2019 г. № об установлении размера месячного оклада по должности пенсионерам УИС, занимавших должность оперативный дежурный, соответствующий должности «дежурный помощник начальника учреждения».
При этом перерасчет пенсии истцу произведен с 1 октября 2019 г. в силу прямого указания в вышеуказанном постановлении о распространении его действия на правоотношения, возникшие с указанной даты.
Установив данные обстоятельства, проанализировав вышеприведенное законодательство по вопросу назначения пенсии уволенным сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в т.ч. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, Положение о комиссии ФСИН по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников УИС, утвержденное приказом ФСИН России № 76 от 14 февраля 2012 г., суд обоснованно исходил из того, что до 1 октября 2019 г. должность истца «оперативный дежурный» относилась к типовым, должностной оклад для исчисления пенсии был установлен Правительством РФ, в связи с чем оснований для исчисления пенсии с применением оклада по должности «дежурный помощник начальника колонии» в размере 19 000 руб. у ответчиков не имелось.
Суд правильно указал, что такие основания возникли лишь с 1 октября 2019 г., когда должность истца, с которой он был уволен на пенсию, была исключена из списка типовых должностей, в связи с чем комиссией ФСИН было принято решение о приравнивании должности замещаемой истцом к моменту увольнения в <данные изъяты> году к должности «дежурный помощник начальника колонии».
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из установленного порядка и условий исчисления пенсии, лицам проходившим службу в органах УИС, оснований, влекущих необходимость возложения на ответчиков обязанности по пересмотру размера пенсионного обеспечения истца, не имеется.
Доводы истца о несогласии с приведенными выводами суда приводились им в суде первой инстанции, были обоснованно отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом изложенного решение суда не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 3 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский районный суд г. Костромы в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: