Судья: Чирцова Е.А.
Докладчик: Проценко Е.П. Дело № 33-12179/2019 (2-126/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2019 года г.Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Емельянова А.Ф.,
судей: Проценко Е.П., Сучковой И.А.,
при секретаре: Куцых Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя истца ФИО6- ФИО7, представителя администрации Междуреченского городского округа ФИО8 на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13 февраля 2019 года, по апелляционной жалобе представителя истца ФИО6- ФИО7 на дополнительное решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02 августа 2019 года
по иску ФИО6 к Администрации Междуреченского городского округа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратился в суд с иском к Администрации Междуреченского городского округа и с учетом уточнений просит признать в порядке приобретательной давности право собственности на квартиру в жилом двухквартирном доме.
Требования мотивированы тем, что ФИО6 проживает в <адрес> одноэтажного двухквартирного <адрес> со своей супругой – ФИО18
Данная квартира приобретена его родителями ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО28 в 1985 году.
Письменного договора купли-продажи <адрес> между продавцом и покупателем не составлялось, цена отчуждаемой недвижимости определена и согласована сторонами сделки.
Переоформление нового домовладельца зарегистрировано Бюро технической инвентаризации (БТИ) г. Междуреченска на мать истца ФИО3
Согласно сведениям домовой книги истец впервые зарегистрирован по адресу: <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ
С момента вселения истца в приобретенную его родителями квартиру и произведенной ДД.ММ.ГГГГ регистрацией по месту жительства и до настоящего времени осуществляется фактическое владение и пользование указанным объектом недвижимости.
В связи со смертью родителей истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2 в 1997 г., который умер в <адрес> в <адрес> находится во владении и пользовании ФИО6.
Согласно сведений технического паспорта на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, двухквартирный дом построен в 1949 году и ему присвоен инвентарный №.
Согласно «Сведений об основных характеристиках объекта недвижимости «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области - филиала ФГБУ от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> расположенная по адресу <адрес>, ранее учтена под инвентарным № и указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый №.
Согласно сведениям Филиала № 26 БТИ г. Междуреченска ГП Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» (Справка № 897 от 20.12.2018 г., - «... жилой двухквартирный дом., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Междуреченский городской округ, <адрес> год постройки 1949 год числится: <данные изъяты> за ФИО4, правоустанавливающие документы отсутствуют, имеется запись в архивном деле; с 1980 г. по настоящее время за ФИО5, правоустанавливающие документы отсутствуют, имеется запись в архивном деле».
Ссылается на то, что истец является наследником имущества после смерти своей матери ФИО3, поскольку с момента регистрации постоянно проживает в <адрес>, несет расходы за сохранностью квартиры, оплате услуг водоснабжения и электроэнергии, имеет право признать квартиру собственной.
Просит признать за собой право собственности на <адрес> жилом одноэтажном двухквартирном <адрес> общей площадью 56,5 квадратных метра с кадастровым №; взыскать с ответчика в пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины, по оплате услуг представителя <данные изъяты>, расходы на изготовление копий документов в сумме 1857,70 рублей.
Решением Междуреченского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Признать за ФИО1 право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м».
Дополнительным решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02 августа 2019 года постановлено: «В удовлетворении требований ФИО6 о взыскании с администрации Междуреченского городского округа расходов по оплате государственной пошлины в размере 2105 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, расходов по изготовлению копий документов на сумму 1857,70 рублей отказать».
В апелляционной жалобе представитель истца – ФИО19, просит решение суда отменить как незаконное в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика судебных расходов, как постановленное при неправильном толковании норм закона, поскольку судебные издержки должны возмещаться судом при разрешении материально-правового спора.
В апелляционной жалобе администрация Междуреченского городского округа просит решение суда отменить как незаконное, указывая на то, что спорное строение является самовольной постройкой, условия ст.222 ГК РФ при его возведении не соблюдены, государственная регистрация домовладения не проводилась.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение представитель истца ФИО19 просит дополнительное решение суда отменить как незаконное, и со ссылкой на нормы права приводит доводы аналогичные его апелляционной жалобе на решение суда.
Относительно апелляционных жалоб сторонами спора принесены возражения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца ФИО20, поддержавшего доводы апелляционной жалобы на основное и дополнительное решение в части отказа во взыскании судебных расходов, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> был построен в 1949 году, ему был присвоен инвентарный № (л.д.16-23).
Квартира № в доме была приобретена родителями истца в 1985 году. Истец был зарегистрирован в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, проживает и зарегистрирован в ней в настоящее время. На момент рассмотрения дела родители истца умерли.
Согласно сообщения Государственного предприятия Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области » Филиал № 26 БТИ г. Междуреченска от 03 декабря 2018 года сведения о зарегистрированных правах на объект имущества расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 42).
Земельный участок, расположенный по адресу <адрес> в <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования «Междуреченский городской округ» не значится (л.д.76).
Согласно «Сведений об основных характеристиках объекта недвижимости «Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области - филиала ФГБУ от 07.12.2018 г., <адрес> расположенная по адресу <адрес>, ранее была учтена под инвентарным № и указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый №.
Инвентаризация дома, где проживает истец произведена впервые в период действия Инструкции Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25 декабря 1945 года "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" (утратила силу на основании приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 №83)
Одновременно с инвентаризацией строений и относящихся к ним земельным участкам и текущей регистрацией изменений в домовом фонде производилась их правовая регистрация, заключающаяся в выявлении( на основании оформленных в установленном законом порядке документов) владельцев строений и пользователей участков и в установлении характера и объёма права владения и пользования.
Инструкцией было установлено, что на основании собранных материалов при участии представителей городских жилищных управлений бюро инвентаризации производит проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии - документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляет письменные заключения, в том числе:
о наличии данных, устанавливающих за отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;
о фактах бездокументного владения строениями;
о фактах самовольной застройки.
Заключения инвентаризационного бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение исполкома, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся, и на основании соответствующих решений этих исполкомов производится регистрация строений за их владельцами.
Параграф 14 Инструкции предусматривал возможность регистрации за жителем строения на праве собственности на основании документов, косвенно подтверждающих это право, в каждом отдельном случае организацией, которой подчинено БТИ, вопрос выносится на окончательное решение исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся. Согласно параграфа 16 Инструкции самовольно возведённые строения регистрации не подлежат.
Такие строения могут быть зарегистрированы за собственниками только при условии, если строения не подлежат переносу по основаниям указанным в ст. ст. 9-10 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 года и с самовольными застройщиками будут заключены договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.
Данные о праве владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населённого пункта, а также в инвентарные карточки формы N 1-У и N 2-С, предусмотренные Инструкцией по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, введённой в действие Приказом Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 12 апреля 1944 года N 155, в соответствии с теми пунктами и графами, которые предусматриваются этими формами.
Бюро инвентаризации после регистрации прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи, а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдают регистрационные удостоверения, подтверждающие право собственности на строение или право застройки.
По проведении первоначальной регистрации владельцев строений и застройщиков инвентаризационные бюро ведут последующую регистрацию изменений в правовом положении строений, которые также подлежат внесению в реестровую книгу и в инвентарные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.
При этом инвентаризационное бюро право пользования земельным участком, обслуживающим индивидуальное жилое строение, отдельно не регистрировало, а инвентарная опись земельного участка содержалась в инвентарной карточке, к которой прикладывался план земельного участка. А при выявлении самовольно возведённых строений, в том числе при отсутствии документов о предоставлении земельного участка под строительство, отразив эти сведения в документах технической инвентаризации, в силу прямого указания обязано было принять меры, предусмотренные вышеуказанным законодательством. В том числе меры по их регистрации на основании решений местных Советов, принятых в отношении этих строений, внося соответствующие записи помимо прочего в реестровые книги, алфавитные журналы (алфавитные карточки), а также в инвентарные карточки по утверждённым формам. Если строение не относилось к ведомственному фонду и не значилось принадлежащим юридическим или физическим лицам, оно подлежало регистрации на праве государственной собственности по фонду местных Советов.
Представленными из Филиала № 26 БТИ г. Междуреченска ГП Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» сведениями в техническом паспорте на спорное домовладения, подтверждается, что с 31.07.1985 года имеется отместка о регистрации <адрес> в <адрес>.
С момента вселения истца в приобретенную его родителями квартиру и произведенной ДД.ММ.ГГГГ регистрацией по месту жительства и до настоящего времени, истцом осуществляется фактическое владение и пользование указанным объектом недвижимости, производится оплата за электроэнергию и коммунальные услуги (л.д. 36, 37, 111-117).
При разрешении спора суд руководствовался законом, действующим в период возведения дома
В 1960-х годах действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" (далее - Указ от 26 августа 1948 года), утв. Законом СССР от 14 марта 1949 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов", (Указ от 26 августа 1948 года утратил силу на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1988 года N 8502-XI "О признании утратившими силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" и статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов").
В соответствии с п. 1, 2 Указа от 26 августа 1948 года каждый гражданин СССР имеет право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.
Отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование. Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами, в том числе и городских Советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
В этот же день Совет Министров СССР принял Постановление N 3211 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" (признано утратившим силу Постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1989 года N 827 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам индивидуального жилищного строительства").
Согласно п. 2 - 10 Постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года N 3211 земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся, в том числе за счет земель городов, в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков.
В случаях самовольного строительства или грубого нарушения строительно-технических правил и норм исполкомам городских (районных) Советов депутатов трудящихся предоставляется право обязывать застройщика прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строения и привести в порядок земельный участок.
1 марта 1949 года Совет Министров РСФСР издал Постановление N 152 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года "О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов". Этим Постановлением N 152 законодатель установил правила осуществления строительства индивидуальных жилых домов, в соответствии с которыми отвод гражданам земельных участков в бессрочное пользование для строительства индивидуальных жилых домов производится по решению исполнительных комитетов, в том числе городских, Советов депутатов трудящихся. Передача земельного участка застройщику оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. В соответствии с заключенным договором застройщик обязан осуществить строительство дома в соответствии с типовым или индивидуальным проектом и сдать возведенное строение в эксплуатацию.
Согласно п. 2 - 4 Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 года N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" запрещено приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета, в том числе городского Совета депутатов трудящихся.При этом отвод земельных участков в городах под индивидуальное жилищное строительство производится на основе заявок отдельных граждан (индивидуальных застройщиков) в районах, предназначенных под этот вид строительства, а также в соответствии с утвержденными городским Советом депутатов трудящихся проектами застройки соответствующих районов, предусматривающими необходимые виды благоустройства.
По смыслу приведенных норм право владения и пользования земельными участками, предоставленными в вышеуказанном порядке и размере для строительства индивидуального жилого дома на территории города, граждане осуществляли в форме бессрочного пользования. Основанием возникновения такого права являлось решение исполкома городского Совета депутатов трудящихся, а само строительство осуществлялось в соответствии с проектами планировки, застройки города по типовым или индивидуальным проектам. Построенные на этих участках дома подлежали принятию в эксплуатацию и являлись личной собственностью застройщиков.
Государственный учет жилищного фонда, независимо о принадлежности, осуществлялся по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Государственной регистрации подлежали дома, принадлежащие гражданам на праве личной собственности. Данные о праве собственности на жилые дома на основании решений исполкомов вносились бюро технической инвентаризации в реестр-книги данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены.
Инвентаризации спорного домовладения по адресу ул. Мостовая, 4 в г. Междуреченске произведена впервые в 1949 году в период действия Инструкции Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25 декабря 1945 года "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" (утратила силу на основании Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83)Одновременно с инвентаризацией строений и относящихся к ним земельным участкам и текущей регистрацией изменений в домовом фонде производилась их правовая регистрация, заключающаяся в выявлении (на основании оформленных в установленном законом порядке документов) владельцев строений и пользователей участков и в установлении характера и объема права владения и пользования.Инструкцией было установлено, что на основании собранных материалов при участии представителей городских жилищных управлений бюро инвентаризации производит проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии - документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляет письменные заключения, в том числе:
о наличии данных, устанавливающих за отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;
о фактах бездокументного владения строениями;
о фактах самовольной застройки.
Заключения инвентаризационных бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение исполкома, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся, и на основании соответствующих решений этих исполкомов производится регистрация строений за их владельцами.
Параграф 14 Инструкции предусматривал возможность регистрации за жителем строения на праве собственности на основании документов, косвенно подтверждающих это право, в каждом отдельном случае организацией, которой подчинено БТИ, вопрос выносится на окончательное решение исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся. Согласно параграфу 16 Инструкции самовольно возведенные строения регистрации не подлежат.
Такие строения могут быть зарегистрированы за собственниками только при условии, если строения не подлежат переносу по основаниям указанным в ст. ст. 9 - 10 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 года и с самовольными застройщиками будут заключены договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.
Данные о праве владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населенного пункта, а также в инвентарные карточки формы N 1-У и N 2-С, предусмотренные Инструкцией по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, введенной в действие Приказом Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 12 апреля 1944 года N 155, в соответствии с теми пунктами и графами, которые предусматриваются этими формами.
Бюро инвентаризации после регистрации прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи, а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдают регистрационные удостоверения, подтверждающие право собственности на строение или право застройки.
По проведении первоначальной регистрации владельцев строений и застройщиков инвентаризационные бюро ведут последующую регистрацию изменений в правовом положении строений, которые также подлежат внесению в реестровую книгу и в инвентарные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.
При этом инвентаризационное бюро право пользования земельным участком, обслуживающим индивидуальное жилое строение, отдельно не регистрировало, а инвентарная опись земельного участка содержалась в инвентарной карточке, к которой прикладывался план земельного участка. А при выявлении самовольно возведенных строений, в том числе при отсутствии документов о предоставлении земельного участка под строительство, отразив эти сведения в документах технической инвентаризации, в силу прямого указания обязано было принять меры, предусмотренные вышеуказанным законодательством. В том числе меры по их регистрации на основании решений местных Советов, принятых в отношении этих строений, внося соответствующие записи помимо прочего в реестровые книги, алфавитные журналы (алфавитные карточки), а также в инвентарные карточки по утвержденным формам. Если строение не относилось к ведомственному фонду и не значилось принадлежащим юридическим или физическим лицам, оно подлежало регистрации на праве государственной собственности по фонду местных Советов.
Основные положения Инструкции от 25 декабря 1944 года, приведенные выше, в соответствующей редакции предусмотрены в Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83. Эта же Инструкция от 21 февраля 1968 года N 83 установила необходимость постоянной сохранности реестровых книг, являющихся документом учета собственников строений.
Исходя из норм ранее действующего законодательства можно сделать вывод о том, что регистрация права собственности в городских поселениях осуществлялась как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия строений требованиям градостроительных норм и правил.
Из технического паспорта следует, что документов на строение нет, то есть установлено бездокументарное владение, при этом в паспорте отсутствует указание на то, что домовладение, существовавшее на момент составления документов, является самовольной постройкой.
Отсутствие у прежних собственников договора о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в виде отдельного документа, равно как и отсутствие иного решения о передаче земельного участка, принятого исполкомом или органами местного самоуправления позднее, само по себе нельзя расценивать как обстоятельство, исключающее нахождение земельного участка по <адрес> на законном основании. Согласно Инструкции объектом регистрации являлось домовладение в целом с самостоятельным земельным участком. Следовательно, дополнительно право на земельный участок регистрировать не нужно.
Поскольку при не доказано иное, то суд верно исходил из того, что документы составлены с соблюдением правовых норм, действовавших в тот период, о чем свидетельствует то обстоятельство, что данные о праве владения строением указаны в техническом паспорте, что могло иметь место на основании соответствующего решения исполкома местного Совета.
Из домовой книги видно, что мать истца и истец признан владельцем <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, и его родители были зарегистрированы в данной квартире и ФИО10 был зарегистрирован в данном доме с 1985 года, домовая книга заверена в Междуреченском БТИ Междуреченского городского отдела коммунального хозяйства. В материалах представленными из БТИ имеется отметка о регистрации в <адрес> жилого <адрес> в <адрес>.
Пункт 59 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 разъясняет, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона.
После смерти родителей, ФИО6 фактически является добросовестным владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовался домом как своим собственным, несет бремя его содержания. На протяжении длительного времени никто из заинтересованных лиц не оспаривал пользования ФИО6 и его право на данное имущество.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно- владевшее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Пункт 59 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. разъясняет, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона.
При установленных судом обстоятельствах и приведенным в решении нормам материального права, коллегия полагает решение суда об удовлетворении требований о признании права собственности на спорную квартиру верным.
Коллегия полагает правильным и решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика судебных расходов.
В соответствие с частью 1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Истец обратился с иском о признании права собственности на спорное имущество, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, при этом противоправных действий ответчиком, нарушения права истца с их стороны, не установлено.
Поскольку удовлетворение заявленного ФИО6 иска не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания со стороны ответчика прав истца, то оснований для возложения обязанности по возмещению судебных расходов на ответчика не имеется.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы ответчика, - администрации Междуреченского городского округа, судебная коллегия приходит к следующему.
Ссылка на Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от 17.07.2008, в соответствие с которым жилая застройка в районе нахождения спорного дома не предусмотрена не является основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку спорный жилой дом возведен в 1949 году, сведений о том, что на момент его возведения действовал нормативно-правовой акт запрещающий жилое строительство в данной зоне отсутствует.
Доводы об отсутствии права в отношении земельного участка по существу содержат несогласие с выводами суда, которые коллегия полагает правильными.
Довод о том, что техническая инвентаризация домовладения не является государственной регистрацией домовладения также по мнению коллегии не влечет отмену обжалуемого решения.
Разделом III «Порядок оформления права собственности на строения факта владельцев при отсутствии правоустанавливающих документов» Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» утвержденной Народным Комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25.12.1945 г., и параграфом 15 Инструкции предусмотрено, что «... документами косвенно подтверждающими право собственности на строение или право застройки могли служить:.. .б)инвентаризационные документы в том случае, если в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у фактического владельца cm надлежаще оформленного документа на право владения строением;.. .
В параграфе 16 Инструкции указывается, что вопрос о возможности регистрации за заявителем строения на собственности или праве застройки на основании указанных в § 15 настоящей Инструкции документов разрешается в каждом отдельном случае горкомхозами и райкомхозами, а в городах республиканского (РСФСР) подчинен инвентаризационными бюро горисполкомов, при обязательном заключении жил управлений, и вносится на окончательное решение исполкома соответствующего Совета депутатов трудящихся.
На основании решений соответствующих исполкомов. местных Советов отделы коммунального хозяйства или жилищные управления исполкомов Советов городов республиканского подчинения выдают владельцам, строений возобновительные документы с точным указанием, взамен какого утерянного документа производится это возобновление.
В параграфе 18 указывается: в случаях включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов и в случаях преобразования в город или поселок сельских поселений, в которых подворных списков или других документов, подтверждающих право собственности на строения или право застройки, не имеется, райисполкомы выдают фактическим владельцам справки, подтверждающие их право собственности или право застройки. Эти справки служат основанием для регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции.
Параграф 19 - данные о праве владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населенного пункта, а также в инвентарные карточки N 1-У и N 2-С (см. "Инструкцию по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР", введенную в действие Приказом. НККХРСФСР N155 от 12 апреля 1944 г.) в соответствии с теми пунктами и графами, которые предусматриваются этими формами,»,
Согласно сведениям содержащимися в «Инвентарном деле» на домовладение № по <адрес>, имеется «Карточка технической инвентаризации домоуправлений» формы 2-С, утвержденной Приказом НККХ РСФСР 31.12.1940 г. № 60 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой в качестве владельца указан - шахта «Томусинская 1-2».
Также имеется «Карточка технической инвентаризации на домовладение» формы 1-У от 04.07.1958 г. в которой указано, что домовладение состоит на балансовом учете шахты «Томусинская 1-2».
Кроме того, в указанной карточке формы 1-У имеется ссылка на частную расписку от 29.10.1959 г. ФИО21 и ФИО11.
Согласно «Карточек технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ формы 1-У и 2-С, в качестве владельцев и пользователей жилыми помещениями (<адрес>№) указаны ФИО21 и ФИО22
Согласно «Карточек технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ формы 1-У и 2-С, в качестве собственника и пользователя жилым помещением (<адрес>) указан ФИО21, а в дальнейшем ФИО4
Согласно «Технического паспорта домовладения» по <адрес> с инвентарным № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве собственника с ДД.ММ.ГГГГ указана ФИО4, а с ДД.ММ.ГГГГ указана ФИО3 (мать истца).
Данные документы косвенно подтверждают законность владения и пользования спорным жилым помещением истцом.
В соответствии с п.5 «Инструкции о порядке заполнения справок выдаваемых Бюро технической инвентаризации собственникам индивидуальных жилых домов (части домов) для предоставления в государственные нотариальные конторы при оформлении сделок», утвержденной Приказом Минкомунхозом РСФСР от 01.04.1965 г. № 92 – 5. Основаниями, подтверждающими право личной собственности на жилой дом, признаются документы, указанные в Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" и зарегистрированные в бюро технической инвентаризации».
Иных доводов, влекущих отмену решения в обжалуемой части апелляционная жалоба администрации Междуреченского городского округа не содержит.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы представителя истца на основное и дополнительное решение суда в части отказа во взыскании судебных расходов, коллегия приходит к следующему.
Судом вынесено дополнительное решение, которым устранен недостаток основного решения, в резолютивной части дополнительного решения указано, что истцу отказано во взыскании судебных расходов.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Как следует из материалов дела, самостоятельных претензий на предмет спора ответчик не заявлял, с встречным иском не обращался.
Выражение несогласия с доводами истца не является тем оспариванием прав истца, которое ведет к возложению на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов.
Таким образом, коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения исходя из доводов апелляционной жалобы представителя истца.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 13 февраля 2019 года и дополнительное решение Междуреченского городского суда от 02 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФИО6 – ФИО7, и апелляционную жалобу администрации Междуреченского городского округа без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: