ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12197/17 от 19.10.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Шабанов С.Г. гр.дело № 33-12197/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 19 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Емелина А.В.,

судей – Осиповой С.К., Бочкова Л.Б.,

при секретаре – Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 27 июня 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить. Признать за Аньшаковой М.В., Аньшаковым С.Е. право общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым №*:38, площадью 990 кв.м, с целевым назначением: для индивидуальной жилой застройки, по адресу: ***, ***, участок №*

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Осиповой С.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аньшакова М.В., Аньшаков С.Е. обратились в Ставропольский районный суд Самарский области с иском к администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский о признании права общей совместной собственности на земельный участок.

Заявленные требования мотивировали тем, что в соответствии с распоряжением администрации села Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.11.2016 года № 1 им, как молодой семье, в общую совместную собственность был выделен земельный участок с кадастровым №*:38 площадью 990 кв.м с целевым назначением для индивидуальной жилищной застройки, по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский сельское поселение Жигули, ***, участок №*.Земельный участок сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости.

Согласно межевому плану, участок соответствует Правилам землепользования и застройки сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области и расположен в кадастровом квартале №*, в черте населенного пункта.

После обращения в Управление Росреестра по Самарской области, 20.07.2016 года регистрация права собственности была приостановлена, а 13.01.2017 года – в государственной регистрации права собственности на земельный участок истцам отказано, по тем основаниям, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», а следовательно ограничен в обороте.

Однако, согласно данным из ЕГРП спорный земельный участок отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под индивидуальную жилую застройку. Право собственности на участок ни за кем не зарегистрировано. Сведения об ограничениях отсутствуют.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать за ними права общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым №*38 площадью 990 кв.м с целевым назначением для индивидуальной жилой застройки по адресу: ***, участок №*.

Определением суда ненадлежащий ответчик – администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области заменена надлежащим – администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционных жалобах Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации просят решение суда отменить и в иске Аньшаковым М.В. и С.Е. отказать. В обоснование доводов жалобы указывают, что спорный участок находится в границах ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения, следовательно, в силу ст.95, 27 ЗК РФ находится в федеральной собственности, ограничен в обороте и распоряжение таким участком органом местного самоуправления осуществляться не может. В соответствии со ст.25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном таким органом, в случае нахождения на территории поселения особо охраняемых природных территорий федерального значения. Генеральный план сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области не был согласован в соответствии с требованиями законодательства.

В заседании судебной коллегии представители Управления Росреестра по Самарской области – Блюзина Л.В., ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» - Халтурина А.В., доводы своих апелляционных жалоб поддержали.

Представитель ТУ Росимущества в Самарской области - Севостьянова А.А. также полагала решение подлежащим отмене, а апелляционные жалобы удовлетворению.

Истцы Аньшакова М.В., Аньшаков С.Е., представитель ответчика – Администрации муниципального района Ставропольский – Жинь А.Ю., представитель Администрации сельского поселения Жигули- Барабина Н.Л. против доводов апелляционных жалоб возражали, просили оставить решение суда без изменения.

Представители Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Минприроды России, Минэкономразвития РФ в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Минэкономразвития России просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы гражданского дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Подпунктом 7 абз.1 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно отдельным категориям граждан на основании решения уполномоченного органа в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Такие случаи предусмотрены в том числе и ст.9 Закона Самарской области «О земле».

Так, в соответствии со п.«б» ч.3 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте безвозмездно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно материалам дела, Аньшаков С.Е. и Аньшакова М.В. на основании свидетельства о заключении брака №* от 29.04.2011 года являются супругами (т.1 л.д.16).

Распоряжением Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № 1252 от 11.03.2016 года истцам был предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка площадью 990 кв.м с целевым назначением для индивидуальной жилой застройки по адресу: ***, участок №* (т.1 л.д.9).

Схема расположения земельного участка утверждена Распоряжением Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 11.03.2016 года № 1252. (т.1 л.д.11).

Распоряжением Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области № 111 от 11.08.2015 года спорному земельному участку присвоен почтовый адрес: ***, участок №* (т.1 л.д.42).

Распоряжением Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области № 1 от 24.11.2016 года Аньшакову С.Е., Аньшаковой М.В. в общую совместную собственность предоставлен земельный участок по адресу: ***, участок №* (т.1 л.д.8).

Межевые работы по формированию спорного земельного участка выполнены МУП «Ставропольская архитектура» 05.05.2016 года. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, с кадастровым №*:38, отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка». Данные о правообладателе в ЕГРН отсутствуют.

Истцы обратились в Управление Росреестра по Самарской области для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок. 12.12.2016 года государственная регистрация права собственности была приостановлена (т.1 л.д.37), а впоследствии, 13.01.2017 года – в совершении регистрационных действий истцам отказано (т.1 л.д.39). В обоснование отказа Управлением Росреестра указано, что земельный участок находится в границах ФГУ «Национальный парк «Самарская Лука», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения, следовательно, в силу ст.95, 27 ЗК РФ ограничен в обороте и распоряжение таким участком органом местного самоуправления осуществляться не может.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что границы Национального парка «Самарская Лука» на местности не установлены. Документального подтверждения нахождения спорного земельного участка в границах Национального парка «Самарская Лука» и, соответственно в федеральной собственности нет. В состав земель переданных в постоянное бессрочное пользование Национальному парку село Жигули не входит. Генеральный план сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области согласован в установленном законом порядке.

Однако, судебная коллегия считает, что такой вывод суда не соответствует установленным обстоятельствам и сделан при неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В свою очередь Федеральный закон от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Таким образом, отношения в сфере оборота и использования земельных участков регулируются нормами не только гражданского и земельного, а в отдельных случаях - природоохранного законодательства, что определяет комплексный правовой режим использования земельных участков, обусловливающий в ряде случаев различный объем ограничений в отношении этих земельных участков. Одним из таких случаев является учреждение национальных парков, относящихся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных, парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Таким образом, в силу приведенных выше положений земельного законодательства, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 приложения N 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п.2 данной статьи).

Таким образом, нахождение земельного участка на территории национального парка исключает возможность его предоставления в собственность граждан в порядке приватизации в силу прямого указания закона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 года N 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». В соответствии с пунктом 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Общая площадь национального парка должна была составлять 134 тыс. га.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого был передан национальный парк, было поручено уточнить границы национального парка. ( т.2 л.д.14).

Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 года N 333 общая площадь национального парка определена в 125 051 га (т. 1 л.д. 72).

В соответствии с решение Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 года № 333 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» (приложение № 1) границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Согласно приложения № 2 в число землепользователей, входящих в состав Государственного природного национального парка без изъятий из хозяйственной деятельности, вошло село Жигули. (т.2 л.д.29-33).

Минлесхоз РСФСР письмом от 05.11.1985 года № 8-17/665 согласовал границы, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 года № 333.

Также из представленных документов следует, что в 1995 году Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центрлеспроект», находящемся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России, проведено лесоустройство и уточнение фактических границ национального парка. Согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства государственного лесного фонда национального парка «Самарская Лука» общая площадь национального парка составила 127 186 га. Приведенная площадь национального парка с 1995 года остается неизменной.

Приказом Министерства природных ресурсов и.экологии РФ от 09.03.2004г. № 259 было утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука». В приложении 1 к данному Положению приведены границы функциональных зон с указанием кварталов, в том числе, по Жигулевскому лесничеству, а также прилегающих земель сельхозназначения. Функциональное зонирование территории национального парка, утвержденное данным Положением, осуществлялось на основании материалов лесоустройства 1995г.

Национальный парк «Самарская Лука» находится в ведении Минприроды РФ (распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008г. № 2055-р).

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, является лесохозяйственный регламент (ст. 87 Лесного кодекса РФ). Лесохозяйственный регламент лесничества «Национальный парк «Самарская Лука», утвержденный Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России 16.042010г., определяет общую площадь и границы национального парка.

Указанные обстоятельства были предметом исследования и установлены решением Верховного суда Российской Федерации от 02.09.2015г. по делу №АКПИ15-681.

При этом какие-либо нормативные акты, изменяющие границы Национального парка «Самарская Лука», уполномоченным органом власти впоследствии не принимались, т.е. границы парка и его зоны охраны остаются неизменными с 1995г. и установлены до введения в действие ФЗ-221 от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, вывод суда о том, что границы «Национального парка «Самарская Лука» не установлены, судебная коллегия находит ошибочным.

Согласно ст.ст. 2,12,15-17 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. При этом закон допускает, что территории национальных парков могут располагаться как в границах населенных пунктов, так и, в свою очередь, включать в себя территории каких-либо населенных пунктов.

Причем, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.07.2012г. № 19-КГПР12-3, то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.

В соответствии с действующим в настоящее время Положением о национальном парке «Самарская Лука», утвержденном приказом Минприроды России от 25.02.2015 года № 69, определены внешние границы национального парка «Самарская Лука», из территории которого исключены только г. Жигулевск и п. Яблоневый Овраг, а также территория ФГБУ «Жигулевский государственный природный биосферный заповедник имени И.И.Спрыгина», в то время как с. Жигули полностью входит в территорию национального парка «Самарская Лука», что видно из карты-схемы (приложение № 3 к Положению о национальном парке «Самарская Лука»), а также схемы внешних границ национального парка.

При сопоставлении сведений Публичной кадастровой карты о земельном участке с кадастровым №*:38 с картой-схемой функционального зонирования территории национального парка «Самарская Лука», спорный земельный участок полностью входит в границы национального парка.

Таким образом, вывод суда о том, что спорный земельный участок не входит в границы национального парка является необоснованным.

Пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе национальные парки) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, были отнесены исключительно к федеральной собственности.

Пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, и пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливают, что земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков, являются федеральной собственностью, изымаются из гражданского оборота и не подлежит приватизации.

Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что земли, находящиеся в федеральной собственности, на которых в установленном порядке уполномоченным органом путем принятия нормативного акта образованы национальные парки, являются землями особо охраняемых природных территорий и отчуждению в частную собственность не подлежат.

Кроме того отнесение земельного участка к категории земель населенных пунктов в случае вхождения его в состав особо охраняемых природных территорий не влияет на установленный п. 2 и подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ запрет на предоставление его в частную собственность.

Спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте и не подлежащим в силу закона приватизации (отчуждению в частную собственность), поскольку входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, а невнесение соответствующих изменений относительно категории земель в документы ГКН или в документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не влияет на отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, отнесение земельного участка к категории земель населенных пунктов само по себе не может служить основанием для вывода о том, что данные земельные участки не относятся к особо охраняемым природным территориям.

Орган местного самоуправления не вправе распоряжаться земельными участками национального парка, отнесенными законом к федеральной собственности.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что истребуемый земельный участок 63:32:1903008:38 расположен в исторически сложившейся части села.

Как следует из публичной кадастровой карты села Жигули, размещенной в общем доступе в сети Интернет спорный земельный участок по адресу *** входит в кадастровый квартал №* и расположен на окраине села Жигули.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие согласование границ села Жигули в установленном законом порядке.

Генеральные планы поселений в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) являются документами территориального планирования.

Согласно части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Срок, согласования генерального плана предусмотрен ч. 7 приведенной статьи и составляет три месяца.

В силу ч.8 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае не поступления в установленный срок главе поселения, заключений на проект генерального плана, данный проект считается согласованным с такими органами.

Доводы Администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области о том, что генеральный план сельского поселения Жигули был согласован по умолчанию, отвергаются судебной коллегией как необоснованные.

Как следует из материалов дела, решением Собрания представителей сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области № 79 от 16.12.2013г. утвержден генеральный план сельского поселения «Жигули» Ставропольского района Самарской области.

В указанный период подготовки проекта генерального плана сельского поселения «Жигули» Ставропольского района Самарской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным устанавливать предусмотренный частью 8 статьи 24 ГрК РФ порядок, являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России).

Соответственно, Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований был утвержден приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. № 69 (далее - Порядок согласования).

После упразднения Минрегиона России функции по осуществлению координации разработки документов территориального планирования Российской Федерации, переданы Минэкономразвития России в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 972 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По имеющейся в Минэкономразвития России информации, проект генерального плана сельского поселения «Жигули» Ставропольского района Самарской области был представлен в Минрегион России. По итогам рассмотрения указанного проекта в соответствии с Порядком согласования было получено замечание Минприроды России письмом от 11 июля 2013 г. № 02-09-32/13012.

Информация о проведении в Минрегионе России согласительного совещания по проекту генерального плана, направлении протокола согласительного совещания в администрацию сельского поседения «Жигули» Ставропольского района Самарской области, поступлении в Минрегион России доработанной редакции проекта генерального плана и выдаче сводного заключения на указанный проект в Минэкономразвития России отсутствует.

Указанную информацию 09.08.2016 г. Минэкономразвития России письмом от Д27и-922 направило по запросу ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».

Доводы представителя администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области о неполучении ими возражений от Минприроды России, а также информации от Минэкономразвития России не может свидетельствовать о фактическом согласовании проекта генерального плана села Жигули, в связи с поступлением возражений от Минприроры России.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что с. Жигули полностью вошло в территорию национального парка «Самарская Лука» на момент его создания и остается в его территории до настоящего времени в соответствии с Положением о национальном парке «Самарская Лука», утвержденным приказом Минприроды Россия от 25.02.2015 года № 69, которое является действующим, не оспоренным и не отмененным, в том числе в части определения границ национального парка «Самарская Лука». Из национального парка были исключены территории только непосредственного г. Жигулевска и с. Яблоневый Овраг, в то время как другие населенные пункты, в том числе с. Жигули, не были исключены из состава земель национального парка.

Отсутствие в ГКН соответствующих сведений о границах территории ФГБУ «Национального парка «Самарская Лука» не влияет на факт существования особо охраняемой природной территории - национального парка и его зоны в границах, установленных нормативными правовыми актами соответствующего уровня, принятыми задолго до внесения сведений в ГКН.

Внесение сведений о спорном земельном участке в государственный кадастр недвижимости с указанием категории земель населенных пунктов, не изменяет статуса ООПТ ранее учтенного участка.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 19.02.2015 № 305-КГ14-4322 по делу № А41-40555/2013 наличие или отсутствие в ГКН сведений о нахождении земельных участков в границах особо охраняемой природной территории не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.

Соответственно вывод суда об отсутствии внесенных в кадастр границ национального парка «Самарская Лука» не может свидетельствовать о том, что границы национального парка не установлены.

Вывод суда первой инстанции о том, что нахождение земель населенного пункта сельское поселение Жигули в особо охраняемой природной территорией исключается в силу закона, поскольку такое совпадение привело бы к прекращению любой хозяйственной деятельности в сельском поселении, основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с Положением о национальном парке «Самарская Лука», утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2015 года № 69, спорный земельный участок входит в зону хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука». Однако данное обстоятельство также не свидетельствует о возможности предоставления указанного земельного участка в частную собственность.

В соответствия со статьей 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, зоны, традиционного экстенсивного природопользования.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 15 данного федерального закона в границах зоны хозяйственного назначения допускается осуществление, деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Согласно п.10 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» от 25 февраля 2015 г. № 69 на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.

Таким образом, на территории национального парка допускается только ограниченная хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. Однако возможность предоставления гражданам вновь образованных земельных участков, в том числе в зоне хозяйственного назначения национальных парков, законом не предусмотрена.

Таким образом в рамках рассмотрения данного дела доказано, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории - территории национального парка «Самарская Лука», что исключает возможность его приватизации физическим лицом.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным судебное решение. Решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Аньшаковой М.В., Аньшакова С.Е. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 27 июня 2017 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Аньшаковой М.В., Аньшакова С.Е. к Администрации муниципального района Ставропольский, ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» о признании права собственности на земельный участок, отказать.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: