Судья – Минина С.Н.
Дело № 33 – 12238
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Пьянкова Д.А., судей Кузнецовой Г.Ю. и Петуховой Е.В., при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 1 ноября 2017 г. дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Косинского районного суда Пермского края от 16 августа 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Косинского района удовлетворить.
Признать постановление главы Косинского муниципального района № 83 от 23.03.2017 года незаконным в части установления даты перевода ФИО1 в категорию «инвалиды I-II групп, инвалиды с детства», то есть со 02.03.2017 года.
Обязать Администрацию Косинского муниципального района Пермского края поставить ФИО1 в Список категории граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по категории «инвалиды I-II групп, инвалиды с детства» с момента возникновения права на переход - с 13 января 2015 года.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО2, третьего лица ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Косинского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1, к Администрации Косинского муниципального района о признании решения об определении момента возникновения права участника программы «Жилище» на переход в категорию «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» незаконным, возложении обязанности поставить ФИО1 в очередь на получение жилищной субсидии в категорию «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» с момента возникновения права на переход.
В обоснование заявленных требований указано на то, что в ходе проверки выявлено не соответствующее требованиям федерального законодательства постановление главы Косинского муниципального района от 23.03.2017 года № 83 «О переоформлении учетного дела и переводе из списка». На основании заявления от 08.10.2008 года ФИО3 (супруга ФИО1) поставлена на учет на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений в категорию «работающие». 02.03.2017 года ФИО1 подано заявление о переоформлении учетного дела № ** от 08.10.2008 года и переводе его из списка «работающие» в список «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» в связи с получением инвалидности ** группы. Постановлением главы Косинского муниципального района от 28.02.2017 года № 83 «О переоформлении учетного дела и переводе из списка» ФИО1 переведен в категорию «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства», очередность предоставления жилищной субсидии определена со 02.03.2017 года, то есть с момента подачи заявления. При этом администрацией Косинского муниципального района неверно определено понятие «момент возникновения права». Право ФИО1 на переход в категорию «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» возникло с момента установления инвалидности с 13.01.2015 года.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор, третье лицо ФИО3 на удовлетворении заявления настаивали.
Представитель Администрации Косинского муниципального района с требованиями не согласилась.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края просит об отмене постановленного судом решения. Указывает на то, что право на получение жилищной субсидии носит заявительный характер и начало его реализации совпадает с подачей гражданином соответствующего заявления, а действия, связанные с корректировкой очередности могут иметь место только после предоставления подтверждающих документов. Настаивает на том, что момент возникновения права на переход из одной очереди в другую исчисляется с даты подачи заявления, подтверждающего право на получение жилищной субсидии.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры Косинского района Пермского края полагает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края на доводах жалобы настаивала.
Прокурор, третье лицо ФИО3 полагали решение суда не подлежащим отмене.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемое путем получения жилищного сертификата.
В силу положений ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции Федерального закона от 17.07.2011 года № 212-ФЗ, (начало действия редакции с 01.01.2012 г.) очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ ФИО3 на основании заявления от 08 октября 2008 г. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категорию «работающие» с составом семьи: супруг ФИО1, дети: Н1. и Н2. (учетное дело № **).
13 января 2015 года ФИО1 установлена инвалидность ** группы до 01.02.2016 года; 12 января 2017 года - бессрочно, что подтверждается Справкой МСЭ-2013 № **.
02 марта 2017 года ФИО1 обратился в администрацию Косинского муниципального района с заявлением о переоформлении на него учетного дела № ** от 08 октября 2008 года и о переводе его в категорию «инвалиды I-II групп, инвалиды с детства» в связи с получением инвалидности 15 января 2015 года. 02 марта 2017 года в администрацию Косинского района обратилась ФИО3 с заявлением об исключении её из списка категории «работающие».
Постановлением главы Косинского муниципального района № 83 от 23.03.2017 года учетное дело № ** от 08.10.2008 года заявителя ФИО3 было оформлено на мужа ФИО1, и заявитель ФИО1 переведен в категорию «инвалиды 1-11 групп, инвалиды с детства» с момента возникновения права на переход в другую категорию - со 02.03.2017 года, то есть с даты подачи им заявления.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, исходил из того обстоятельства, что право ФИО1 на участие в программе в категории «инвалиды I-II групп, инвалиды с детства» возникло после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 года№ 212-ФЗ, соответственно он должен был быть поставлен в список участников программы с момента установления ему инвалидности, то есть с 13 января 2015 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании вышеуказанных норм, поскольку федеральный законодатель, закрепив право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, определил условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, в том числе и при переходе в другую установленную ст. 2 указанного Федерального закона категорию граждан.
При этом, момент возникновения права на переход в другую, установленную ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года категорию граждан, исходя из буквального толкования указанной правовой нормы, определяется законодателем моментом приобретения лицом, претендующим на получение жилищной субсидии, определенного статуса, в данном случае – установления инвалидности.
Таким образом, не оспаривая доводы жалобы о том, что переход граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии, из одной категории очередности в другую, реализовывается только после подачи указанными гражданами заявления о переходе в другую категорию очередности, вместе с тем, судебная коллегия считает, что очередность предоставления жилищных субсидий определяется, в рассматриваемом случае - с даты установления инвалидности участнику программы.
Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Косинского районного суда Пермского края от 16 августа 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: