Судья Шкурупий Е.А. Дело № 33-517/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федорищева О. В. на решение Петропавловского районного суда Алтайского края от 15 октября 2018 года по делу
по иску Федорищева О. В., Федорищевой Н. Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних <ФИО 1>, <ФИО 2> к администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта проживания в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации; признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; установлении факта полной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации; признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости в связи с возникновением чрезвычайной ситуации; возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в единовременной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы Федорищев О.В., Федорищева Н.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних <ФИО 1><ФИО 2> обратились в суд с иском, с учетом уточнения, к администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта постоянного проживания в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года; признании пострадавшими в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГ на территории Алтайского края; установлении факта полной утраты имущества первой необходимости в связи возникновением чрезвычайной ситуации в результате паводка, вызванного сильными дождями; признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости в связи с возникновением чрезвычайной ситуации; возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в единовременной и финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.
В обоснование требований указали, что в ДД.ММ.ГГ на территории Петропавловского района Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением домовладений паводковыми водами.
Истцы зарегистрированы и постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данное домовладение попало в зону подтопления в марте 2018 года, характер ущерба указан в акте обследования утраченного имущества от ДД.ММ.ГГ.
Несмотря на наличие у истцов регистрации по месту проживания в домовладении, попавшем в зону затопления, межведомственной комиссией было отказано во включении истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи, ввиду не подтверждения факта проживания по адресу, входящему в зону чрезвычайной ситуации.
Считая данный отказ незаконным, истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями.
Решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 15.10.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Федорищев О.В. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на несогласии с выводами суда о доказанности фактического проживания истцов по адресу: <адрес> Считает, что место фактического вручения почтовой корреспонденции не может указывать на то, что адресат фактически проживает в месте вручения. В материалы дела не представлены почтовые уведомления, направленные истцам по адресу: <адрес> В свою очередь уведомления налогового органа и ГИБДД направлялись истцу по адресу: <адрес>.
Полагает, что судом необоснованно принят в качестве доказательства ответ МО МВД России «Петропавловский» о проживании истцов по адресу: <адрес>, поскольку в нем не указано на основании каких данных предоставлена соответствующая информация.
Ссылаясь на положения ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что заключение договора водоснабжения в квартире, расположенной по адресу: <адрес> также не свидетельствует о проживании в указанном жилом помещении.
Выражает несогласие с критической оценкой суда договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования от ДД.ММ.ГГ, заключенного между МБОУ «Алексеевская СОШ» и Федорищевой Н.Н., поскольку оценка указанному доказательству дана только на основании ответа КГБУЗ «Петропавловская ЦРБ».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.
Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении списков населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края» находился в зоне паводка.
Собственниками жилого дома № <адрес>, являются истцы Федорищева Н.Н., Федорищев О.В., <ФИО 1><ФИО 2>., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (по ? доли у каждого).
Согласно свидетельствам о рождении, <ФИО 2>, и <ФИО 1> являются детьми Федорищева О.В. и Федорищевой Н.Н.
Истцы Федорищев О.В. с 22.04.1991, Федорищева Н.Н. с ДД.ММ.ГГ, <ФИО 1>, <ФИО 2>ДД.ММ.ГГ имеют регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими записями в паспорте и домовой книге.
Межведомственной комиссией по формированию и утверждению списков граждан, пострадавших в результате паводка на территории Петропавловского района Алтайского края в марте 2018 года, истцам Федорищеву О.В., Федорищевой Н.Н., <ФИО 1><ФИО 2> было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи за полную утрату имущества в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края, ввиду не подтверждения факта проживания по адресу входящему в зону чрезвычайной ситуации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции с учетом положений ст.ст. 11, 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения на территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.п. 2, 2(1), 2(2) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110; п.п. 2.1.-2.5, 2.9 Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГ на территории Алтайского края, утвержденных постановлением правительства Алтайского края от 25.05.2018 № 179; оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов об установлении факта их постоянного проживания в домовладении, расположенном по адресу: <адрес> и пострадавшем в результате паводка в марте 2018 года, поскольку истцы фактически проживают по иному адресу: <адрес>. Установив, что на момент паводка в доме, расположенном по адресу: <адрес>, истцы не проживали, а также учитывая отсутствие доказательств принадлежности истцам имущества, пострадавшего в результате паводка ввиду нахождения данного имущества в жилом помещении по <адрес>, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и признании за ними права на получение единовременной и финансовой помощи, а также возложения на ответчика обязанности включить истцов в соответствующие списки.
С данными выводами суда, которые в решении мотивированы, судебная коллегия соглашается.
Согласно п.п. 2, 2(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций вчастности: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пп. г, п. 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пп. д, п. 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением правительства Алтайского края от 25.05.2018 № 179, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГ на территории Алтайского края.
В пункте 2.1. Порядка указано, что к категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п. 2.2. указанного порядка денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления (далее - "по месту жительства"), подтвержденному регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации (п.2.4).
Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п. 2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).
Из анализа указанных положений следует, что включение в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанных единовременной материальной и финансовой выплат в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края и осуществление соответствующих выплат возможно только при одновременном соблюдении следующих условий условий:
- постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
- утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
В ходе рассмотрения дела наличия указанных условий судом первой инстанции не установлено.
Вопреки доводам жалобы представленными в материалы дела доказательствами, в том числе ответами администрации Николаевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, МО МВД России «Петропавловский» от ДД.ММ.ГГ***, АО «Алтайэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГ***, начальника ОПС с. Николаевка от ДД.ММ.ГГ, договором на водоснабжение от ДД.ММ.ГГ, заключенным Федорищевым О.В. с МП «МОКХ», журналом учета расхода воды, показаниями свидетелей <ФИО 3><ФИО 4>., а также <ФИО 5> и <ФИО 6>, допрошенных в рамках гражданского дела ***, подтверждается, что истцы на момент паводка постоянно проживали по адресу: <адрес>
Указание в жалобе на направление истцу требований налогового органа и ГИБДД по адресу регистрации: <адрес> выводов суда не опровергает, поскольку государственные органы располагают сведениями о регистрации граждан по месту жительства, а не о месте их фактического проживания.
При этом судебная коллегия отмечает, что из представленных ответчиком копий почтовых уведомлений следует, что они направлялись в мае – августе 2018 года, то есть после паводка.
В свою очередь в материалы дела представлены почтовые реестры с отметкой почтовой службы, подтверждающие направление корреспонденции АО «Алтайэнергосбыт» Федорищеву О.В. по адресу: <адрес>
В подтверждение ответа начальника ОПС с. Николаевка о вручении почтовой корреспонденции истцам по адресу: <адрес> представлены объяснительные почтальонов.
Поскольку согласно пп. 26 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставление каких-либо документов, на основании которых МО МВД России «Петропавловский» предоставило сведения о месте проживания истцов в период паводка не требуется.
Заключение договора водоснабжения в совокупности с представленным журналом учета расхода воды также свидетельствуют о фактическом проживании истцов по адресу: <адрес>
Доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованны.
Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования от ДД.ММ.ГГ не может достоверно подтверждать проживание истцов по адресу: <адрес>, поскольку место жительства <ФИО 2>. и Федорищевой Н.Н. могло быть указано по месту регистрации ситцов.
Доказательств утраты истцами полностью или частично имущества первой необходимости ввиду нахождения данного имущества в жилом помещении по <адрес> материалы дела не содержат.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного решения, жалоба не содержит.
По существу доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, соответствующая правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловского районного суда Алтайского края от 15 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Федорищева О. В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи