ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1225/2018 от 09.04.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Цыденова Н.М.

дело № 33-1225/2018 поступило 7 марта 2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 9 апреля 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующегосудьиХолонгуевой О.Р.

судей коллегииСеменова Б.С., Кушнаревой И.К.,

при секретареАбзаевой В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуНиколаенко Натальи Алексеевны к ПАО «ТГК-14» о защите прав потребителя по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 на заочное решениеОктябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 ноября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены частично, постановлено:

Взыскать с ПАО "ТГК-14" в пользу ФИО2 уплаченную сумму за незаконное начисление платы за услугу отопление в размере 3 688,71 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., штраф за необоснованное увеличение размера корректировки в сумме 4 181,18 руб.

Обязать ПАО "ТГК-14" произвести корректировку размера платы за отопление начисленной за период с 01.06.2016 г. по 01.02.2017 г.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, обращаясь в суд с иском, просила с учетом уточнений взыскать с ответчика ПАО "ТГК-14"уплаченную истцом сумму за незаконное начисление платы за услугу отопление в размере 3 688,71 руб., компенсацию морального вреда - 30 000 руб., штраф в соответствии с п. 155(1) постановления Правительства РФ № 354 - 4 181,18 руб. за необоснованное увеличение размера платы в период с 01.09.2016 г. по 17.08.2017 г. и необоснованно предъявленной корректировки за 2016 г. в сумме 3519,65 руб., обязать ПАО "ТГК-14" произвести корректировку размера платы за отопление начисленной за период с 01.06.2016 г. по 01.02.2017 г. с использованием истинных показаний ОДПУ, либо в случае неработы ОДПУ, по корректному расчету в соответствие с постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры № <...> в доме № <...> по ул. <...>, который подключен к централизованной системе отопления. В доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ). Несмотря на это, ответчик произвел начисление оплаты за услугу теплоснабжения по нормативу за февраль, март, апрель 2017 г., установив ежемесячную плату в сумме 2 427,88 руб. без учета общедомового потребления за 2016 год. После обращения истца в Муниципальную жилищную инспекцию (далее – МЖИ) ответчиком произведен перерасчет оплаты за указанные месяцы. Ежемесячная плата составила 1 189,31 руб., что на 1 229,57 руб. меньше, чем начислено ПАО «ТГК-14». Поскольку истец своевременно производит оплату услуги, то за указанные три месяца ею переплачено 3 688,71 руб. (1 229,57 руб. *3). Указанная разница ей не возвращена.

Кроме того, Управлением муниципальной жилищной инспекцией администрации г. Улан-Удэ (далее – МЖИ) было выявлено, что размер платы за отопление, начисленной за период с 01.09.2016 г. по 01.02.2017 г. был произведен ответчиком с использованием неверных показаний ОДПУ.

Истцом было направлено ответчику требование об уплате ей штрафа и о перерасчете, на что ответчик ответил отказом. Истец полагает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 30 000 руб.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО2 не участвовала, ее представитель по доверенности (л.д. 7) ФИО3 исковые требования поддержал.

Ответчик ПАО "ТГК-14" участия в судебном разбирательстве не принял, о причинах неявки не сообщил, представил отзыв на иск, в котором просил в иске отказать, ссылаясь на необоснованность исковых требований, а также исполнение предписания МЖИ в полном объеме.

Суд рассмотрел дело при имеющейся явке, постановил выше приведенное заочное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «ТГК-14» по доверенности (л.д. 102) ФИО1 просит решение районного суда отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что ОДПУ введен в эксплуатацию в марте 2014 г., соответственно расчетный годовой период для корректировки устанавливается с 1 марта 2014 г. по 28 февраля следующего года. Судом не учтено, что МЖИ по обращению ФИО2 произведена корректировка среднемесячной оплаты за период с 01.03.2016 г. по 28.02.2017 г., а также начислений с 01.03.2017 по 01.05.2017 г., выдано предписание ПАО "ТГК-14" об устранении нарушений по начислениям за тепловую энергию дома № <...>. Ответчиком исполнено данное предписание, что подтверждается актом проверки МЖИ от 13.09.2017 г. Излишне начисленная и оплаченная истцом сумма 3 688,57 руб. учтена на финансовом лицевом счете в счет платежей в мае и августе 2017 г.

Поскольку корректировка платы произведена ответчик полагает, что на него необоснованно возложена обязанность по корректировке, а также по взысканию учтенной в оплату суммы 3 688,57 руб. и штрафа, который, по мнению заявителя, не подлежит взысканию. Заявитель просил также отказать во взыскании компенсации морального вреда, поскольку предметом иска являются имущественные правоотношения.

От истца ФИО2 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебное заседание апелляционной инстанции истец ФИО2, ее представитель ФИО3 не явились.

От истца ФИО4 поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу при имеющейся явке, в отсутствие стороны истца.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика ПАО "ТГК-14" ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира <...>.

Как указанно в иске, квартира истца расположена в блоке Ж указанного дома.

Блоки Е, Ж многоквартирного жилого дома № <...> по ул. <...>, оборудованы ОДПУ, который введен в эксплуатацию 05.03.2014 г. и осуществляет учет тепловой энергии в блоках.

Расчет размера платы для потребителей за коммунальную услугу отопления в указанном доме осуществляет ПАО "ТГК-14".

Как следует из материалов дела, ПАО «ТГК-14» произвело начисление платы по услуге отопления истцу в 2017 г. за январь в сумме 1238,95 руб., за февраль – 2427,88 руб., за март – 2427,88 руб.

По данному поводу 06.03.2017 г. и 30.03.2017 г. ФИО2 обратилась в ПАО «ТГК-14» с заявлениями о предоставлении ей информации о перерасчете платы по отоплению, о помесячных объемах потребления домом коммунального ресурса по показаниям ОДПУ.

20.05.2017 г. на указанные заявления ППАО «ТГК-14» дан ответ, из которого следует, что начисление с 01.02.2017 г. производится по нормативу.

Не согласившись с начислением оплаты по нормативу, ФИО2 обратилась в Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ.

Проверкой, проведенной МЖИ, установлено, что по показаниям ОДПУ в 2015 году блоками Е,Ж дома № <...> по ул. <...> потреблено тепловой энергии 483,892 Гкал. Среднемесячный объем потребления i-го помещения в доме составил 0,01138 Гкал/кв.м., тогда как при начислении платы за отопление в период с 01.09.2016 г. по 01.02.2017 г. ПАО «ТГК-14» применялся неверный показатель среднемесячного объема потребления тепловой энергии в i-том помещении – 0,01189 Гкал/кв.м. По этой причине ежемесячно в указанном периоде плата истцу с учетом площади ее жилого помещения (55,8 кв.м.) начислялась в сумме 1238,95 руб., вместо 1185,81 руб. Корректировка платы за 2015 год по формуле 3(2) не проводилась.

Кроме того, в 2016 году домом (блоки Е,Ж) потреблено 402,965 Гкал тепловой энергии. Среднемесячный объем потребления на 1 кв.м. составил 0,00948 Гкал/кв.м., из расчета 402,965 (объем по ОДПУ) : 12 месяцев в году : 3543,9 кв.м. (общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме).

Соответственно, средняя ежемесячная плата, которую должна оплачивать ФИО2 в 2017 году должна составлять 987,83 руб. (55,8 * 0,00948 * 1867,40 руб./Гкал (тариф на тепловую энергию)). Вместо этого, начисление платы с 01.02.2017 г. производилось по нормативу – 55,8 кв.м. * 0,0233 Гкал/кв.м. (норматив потребления) * 1867,40 руб./Гкал (тариф). Оплата по нормативу составила – 2427,88 руб.

Корректировка платы за 2016 г. не производилась.

Данные нарушения отражены в акте проверки № 800-А от 07.06.2017 г. (л.д. 45 – 52).

По результатом проверки МЖИ в отношении ПАО «ТГК-14» выдано предписание (л.д. 43-44), которым предписано в срок до 24.07.2017 г. устранить нарушения, произвести собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, блоки Д, Е, Ж перерасчет размера платы за отопление в период с 01.09.2016 г. до 01.02.2017 г. по среднемесячному объему, определенному исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., произвести корректировку размера платы за отопление по формуле 3(2) за 2015 г., произвести перерасчет платы в период с 01.02.2017 г. по 31.05.2017 г. по среднемесячному объему, определенному исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии за 2016 г., корректировку размера платы за отопление по формуле 3(2) за 2016 г.

Согласно акту внеплановой документарной проверки МЖИ № 800-АИ от 13.09.2017 г. предписание от 07.06.2017 г. № 800-ПР ответчиком ПАО «ТГК-14» исполнено (л.д.53-55).

26.06.2017 г. МЖИ сообщило ФИО2 в письменном ответе о выявленных нарушениях и выданном ПАО «ТГК-14» предписании (л.д. 8-9).

07.06.2017 г. ФИО2 направила заявление в ПАО «ТГК-14», в котором просила уплатить ей штраф в сумме 1844,35 руб., в связи с неправильным начислением ей платы за отопление в феврале, марте и апреле 2017 г. (л.д. 16).

Письмом ПАО «ТГК-14» от 07.07.2017 г. в удовлетворении требования об уплате штрафа истцу было отказано (л.д. 17).

17.08.2017 г. ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иным правовыми актами или соглашением сторон (п. 1)

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление (теплоснабжение). Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что порядок определения количества полученной энергии, а также порядок расчетов за энергию могут быть установлены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В данном случае таким правовым актом являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее – Правила 354).

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 с 01.07.2016 г. утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года. На территориях тех субъектов РФ, на которых по решению органа исполнительной власти субъекта РФ размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся в период до 1 июля 2016 года в соответствии с указанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, после 01.07.2016 г. способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерными платежами в течение 2016 г. не изменяется.

Конкретный способ определяет орган государственной власти субъекта РФ (п. 2 Постановления N 603). До определения иного способа оплаты коммунальных услуг органами государственной власти субъекта РФ сохраняется прежний порядок расчетов.

Пункт 42.1 Правил 354 в новой редакции допускает осуществление оплаты коммунальной услуги по отоплению одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В г. Улан-Удэ применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерными платежами в течение года.

Как следует из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абзаца 2 п. 7, п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, действовавших до 01.07.2016 г., абзаца 2 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии.

За период с 01.03.2014 г. по 28.02.2015 г. расчет платы за отопления производился по нормативу, что соответствовало действующему законодательству. При этом исполнитель должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 3 приложения N 2 к Правилам 307.

До 1 июля 2016 года проведение корректировки платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307,

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Формулы корректировки, идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016.

В силу абзаца 4 п. 42(1) Правил 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Формула 3 представляет собой расчет платы при осуществлении оплаты за отопление в течение отопительного периода.

В свою очередь, формула 3(1) предназначена для определения платы, в случаях, когда оплата осуществляется равномерно в течение календарного года.

Pi = Si x VT x TT,

где

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний ОПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Количество тепловой энергии, определенное по показаниям ОДПУ за 2016 год в блоке Е, Ж, дома № <...> по ул. <...> составляет 402,965 Гкал;

Общая площадь жилых и нежилых помещений, находящихся в доме – 3543,9 кв.м;

Общая площадь квартиры истца – 55,8 кв.м;

Тариф на тепловую энергию, установленный для г. Улан-Удэ и поставщика услуг, составляет 1867,40 руб. за 1 Гкал.

Соответственно среднемесячный объем тепловой энергии за предыдущий 2016 год составил: 0,00948 Гкал/кв.м. из расчета: 402,965 Гкал : 12 : 3543,9 кв.м.

Соответственно, ежемесячная плата истца за отопление в 2017 году должна составлять 987,83 руб. (55,8 кв.м. * 0,00948 Гкал/кв.м * 1867,40 руб./Гкал).

Корректировка оплаты за прошедший год производится по формуле 3(2).

В пояснении к формуле 3(2) сказано, что размер платы, определенный по предыдущей формуле, в первом квартале года, следующего за расчетным, корректируется исполнителем по формуле 3(2):

где Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОДПУ, установленного в МКД, за прошедший год;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

ПАО «ТГК-14» корректировка размера оплаты за отопление по формуле 3(2) за 2016 год не производилась.

Между тем, доводы истца о том, что 2016 году ответчиком производилось начисление платы за отопление в большем размере, чем она должна составлять исходя из объема потребленной услуги за 2015 год по данным ОДПУ не принимаются во внимание, поскольку доказательств того, что имела место переплата со стороны истца из материалов дела не усматривается.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОДПУ, за прошедший год по бокам дома Е, Ж составил 752496,84 руб. из расчета: 402,965 Гкал, потребленных в 2016 году * 1867,40 руб./Гкал.

Согласно финансовому лицевому счету, имеющемуся в материалах дела (л.д. 56), поставщиком услуги начислено, а ответчиком оплачено в 2016 году за отопление 11576,68 руб. (учтены оплаты, произведенные в 2016 году).

По показаниям ОДПУ за 2016 г. должна быть начисленная сумма по квартире истца 11848,33 руб., согласно расчету: 752496,84 * 55,8 кв.м. : 3543,9 кв.м.

Фактически сумма оплаты начислена в меньшем размере 11576,68 руб.,

Корректировка размера платы будет выглядеть следующим образом:

752496,84 * 55,8 кв.м. : 3543,9 кв.м – 11576,68 руб. = 271,66 руб.

Таким образом, сумма в размере 271,66 руб. подлежала доначислению по квартире истца в первом квартале 2017 г.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2016 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОДПУ за тот же период. Как указано в разъяснениях к формуле 3(2), корректировка производится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть, плата за отопление за 2016 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2017 года.

С учетом изложенного, судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о том, что им принят к корректировке расчетный год с 01.03.2016 г. по 28.02.2017 г., определяемый от даты введения в эксплуатацию ОДПУ.

Исходя из указаний, содержащихся в Правилах 354, расчетным периодом является год. Учитывая указание на «I квартал года», следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

В январе, феврале и марте 2017 года ответчиком корректировка оплаты за 2016 год не производилась, начисление истцу ежемесячной платы за отопление в январе по среднемесячному объему, принятому в 2016 году, с февраля по апрель 2017 г. осуществлялось исходя из норматива потребления тепловой энергии, что составило в января 2017 г. – 1238,95 руб., в феврале - 2427,88 руб., марте - 2427,88 руб. и апреле – 2427,88 руб. (согласно финансовому лицевому счету <***> на л.д. 27, 56), в то время, как согласно вышеприведенному расчету ежемесячная плата должна составлять 987,83 руб.

За 3 месяца первого квартала 2017 г. и апрель 2017 г. истцу начислено 8522,59 руб. (2427,88 руб. * 3 + 1238,95 руб.), тогда, как должно быть начислено 3951,32 руб. (987,83 руб. * 4).

Необоснованное завышение составило 4571,27 руб. (8522,59 руб. - 3951,32 руб.).

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ.

07.06.2017 г. истцом в адрес ПАО «ТГК-14» направлено заявление с требованием об уплате штрафа, в связи с неправильным начислением платы за отопление за февраль, март, апрель 2017 года. В ответе от 07.07.2017 г. ответчиком отказано истцу в уплате штрафа.

Данный отказ является неправомерным, поскольку, как изложено выше, ответчиком допущены нарушения расчета платы за отопление в указанном периоде, что установлено судом и подтверждается актом проверки МЖИ.

В соответствие с п. 6 ст. 157 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент нарушения права потребителя услуги, лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

В силу пунктов 155 (1), 155(2) Правил 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

Обращение истца ответчику об уплате штрафа поступило 07.06.2017 г. оплата истцом необоснованно завышенной суммы 8522,59 руб. (за 4 месяца 2017 г.) произведена в период с 05.02.2017 г. по 15.05.2017 г.

Следовательно, в силу приведенных законоположений ПАО «ТГК-14» обязано уплатить потребителю штраф в сумме 2285,64 руб. (4571,27 руб. : 2)

В дальнейшем, несмотря на то, что актом проверки МЖИ № 800-А от 07.06.2017 г., который не оспорен, установлено, что оплата в 2017 г. должна начисляться по среднемесячному показателю от общего объема потребления в 2016 г. в сумме 987,83 руб., ПАО «ТГК-14» с мая по август 2017 г. начислял оплату по отоплению ежемесячно в сумме 1198,31 руб. Всего начислено 4793,24 руб. (1198,31 руб. * 4), вместо 3951,32 руб. (987,83 руб. * 4). Разница в начислении составила 841,92 руб. (4793,24 руб. - 3951,32 руб.). Сданной разницы подлежит взысканию штраф в сумме 420,96 руб.

Кроме того, вопреки установленным актом проверки МЖИ нарушениям и проведенным расчетам, ответчик произвел корректировку неверно, выставив к оплате дополнительно 3519,65 руб., вместо 271,66 руб. Разница составила 3247,99 руб. Штраф с данной суммы составит 1624 руб.

Общая сумма штрафа, подлежащая взысканию в пользу потребителя – 4330,60 руб.

Поскольку законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства в счет уплаты потребителю штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу ФИО2 указанного штрафа.

Поскольку ФИО6 просила взыскать штраф в сумме 4181,18 руб., то суд в силу ст. 196 ГПК РФ не вправе выйти за рамки заявленных требований.

В данной части решение подлежит изменению путем указания о выплате штрафа в сумме 4181,18 руб. путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу с указанием на это в финансовом лицевом счете № <...>.

Истцом о нарушении порядка расчета за 2016 год и уплате штрафа не заявлялось, и обращение по этому поводу в адрес ответчика не направлялось, оплата произведена в пределах стоимости потребленной энергии. Данное нарушение было выявлено в ходе проверки Управлением муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ и отражено в акте проверки от 07.06.2017 г. № 800-А.

Согласно акту внеплановой документарной проверки МЖИ № 800-АИ от 13.09.2017 г. предписание от 07.06.2017 г. № 800-ПР ответчиком ПАО «ТГК-14» исполнено.

Несмотря на нарушение в начислении платы за 2016 год, всего начислено ответчиком и уплачено истцом 11576,68 руб., что на 271,66 руб. ниже платы, рассчитанной за 2016 год по показаниями ОДПУ. В данном случае переплата со стороны истца отсутствовала, оснований для наложения на ответчика штрафных санкций не имеется.

Корректировка платы за период с 01.06.2016 г. по 01.02.2017 г. не может быть произведена с учетом вышеизложенного порядка корректировки за календарный год, в данной части исковые требования удовлетворению не подлежали.

Истец также просил взыскать 3688,71 руб. - разницу между платой за отопление, начисленной за февраль – апрель 2017 г. по нормативу и той, что должна быть начислена по среднемесячной плате в соответствии с показаниями ОДПУ за 2016 г.

Судом первой инстанции данное требование удовлетворено.

Между тем судом первой инстанции не учтено, что жилищное законодательство не предусматривает взыскании излишне уплаченных потребителем сумм оплаты за коммунальные услуги.

Согласно положениям п. 61 Правил 354 излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Как видно из финансового лицевого счета № <...> (л.д. 56-57) ответчиком истцу зачтено в счет платежей 2459,14 руб., не зачтено – 1229,57 руб.

Довод жалобы ответчика о том, что сумма 1229,57 руб. учтена при корректировке платы за отопление за 2016 г., не принимается судом, поскольку, как установлено судебной коллегией, корректировка произведена неверно и не представлено расчета корректировки, подтверждающей утверждение ответчика о зачете.

Таким образом, сумма 1229,57 руб. подлежала учету на финансовом лицевом счете в счет уменьшения будущих платежей, а не взысканию. Однако, истцом требование о зачете в счет платежей не заявлялись, поэтому в силу ст. 196 ГПК РФ, требование о взыскании излишне уплаченной суммы 3688,71 руб. удовлетворению не подлежали.

Судебная коллегия признает несостоятельными доводы ответчика о необоснованном взыскании судом первой инстанции компенсации морального вреда в пользу истца.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, и др.) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с выводом суда о нарушении прав истца как потребителя, не имеется.

Учитывая, что на правоотношения сторон в части не урегулированной специальным законодательством распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей" судом обоснованно взыскана с ответчика в пользу истца компенсация морального вреда. Судебная коллегия соглашается также с размером компенсации морального вреда, определенным районным судом, как отвечающим принципам разумности, соразмерности и справедливости.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец при подаче искового заявления освобождена от оплаты государственной пошлины в силу закона, с ответчика в доход бюджета г. Улан-Удэ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 ноября 2017 года отменить в части взыскания с ПАО «ТГК-14» в пользу ФИО2 уплаченной суммы за незаконное начисление платы за услугу отопление в размере 3688,71 руб., а также в части обязания ПАО «ТГК-14» произвести корректировку размера платы за отопление за период с 01.06.2016 г. по 01.02.2017 г.

Изменить решение суда в части взыскания ПАО «ТГК-14» в пользу ФИО2 штрафа за необоснованное увеличение размера корректировки в сумме 4181,18 руб., изложить данное требование в следующей редакции: обязать ПАО «ТГК-14» выплатить ФИО2 штраф за необоснованное увеличение размера платы за отопление в сумме 4181,18 руб. путем снижения размера платы за отопление, с указанием на это в финансовом лицевом счете № <...>.

Дополнить решение суда:

Взыскать с ПАО «ТГК-14» в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ государственную пошлину в сумме 300 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии: