Судья Рязанцева Л.В.
Дело № 33-257/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь
19 января 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в
составе председательствующего Веретновой О.А.,
судей Чулатаевой С.Г., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы администрации города Лысьва на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 20 октября 2014 года о признании действий Главы администрации города Лысьвы ФИО1 по заключению трудового договора № 16-14 от 06.08.2014 со ФИО2 незаконными, прекращении действия трудового договора № 16-14, заключенного между администрацией города Лысьвы и ФИО2
Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т. А., пояснения представителя Администрации города Лысьвы ФИО3, представителя прокуратуры Пермского края прокурора Третьяковой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы администрации г. Лысьвы, выразившемся в не подготовке и не направлении в адрес Лысьвенской городской Думы представления о внесении изменений в структуру администрации г. Лысьвы незаконным, о признании незаконными распоряжений главы администрации г. Лысьвы № 297-к и 298-к от 06.08.2014 года, о возложении обязанности на главу администрации г. Лысьвы расторгнуть трудовой договор со ФИО2 и взыскании незаконно выплаченной денежной суммы.
В обоснование требований указано, что 06.08.2014 между Администрацией города Лысьвы, действующей от имени муниципального образования «Лысьвенский городской округ», в лице главы Лысьвенского городского округа ФИО1, и ФИО2 заключен трудовой договор № 16-14. Распоряжением № 298-к от 06.08.2014 ФИО2 принят на ведущую должность муниципальной службы - ***. Работодателем, при принятии ФИО2 на должность муниципального служащего в администрацию города Лысьва Пермского края, нарушены требования закона. Согласно распоряжению от 06.08.2014 года № 297-к в штатное расписание администрации города Лысьвы с 07.08.2014 года внесено изменение: введена одна штатная единица «***». В силу распоряжения о приеме на работу № 298-к от 06.08.2014 года ФИО2 с 07.08.2014 года принят в администрацию города Лысьвы на должность ***. Согласно должностной инструкции /должность/ является муниципальным служащим, замещает ведущую должность муниципальной службы, подчиняется в своей работе главе Лысьвенского городского округа. Введенная штатная единица является самостоятельным элементом в структуре администрации города Лысьвы и не включена в состав структурных подразделений администрации города Лысьвы. Соответственно введение указанной должности возможно лишь после внесения изменений в структуру администрации города Лысьвы. Однако главой администрации города Лысьвы ФИО1 нарушен порядок приема на работу помощника главы ФИО2 Сведения в структуру администрации города Лысьвы, в связи с введением новой самостоятельной штатной единицы не внесены. Распоряжение № 297-к от 06.08.2014 года издано главой администрации города Лысьвы с превышением предоставленных полномочий. Таким образом, действиями главы администрации города Лысьвы, нарушены требования Федерального законодательства и Устава Лысьвенского городского округа, нарушено право представительного органа на определение и утверждение структуры администрации города Лысьвы. Кроме того, согласно п. 1.2 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в МО «Лысьвенский городской округ» при наличии вакантной должности муниципальной службы в штатном расписании (что в оспариваемом случае невозможно без внесения изменений в структуру) может проводиться конкурс на ее замещение. Конкурс проводится на замещение, в том числе, ведущих должностей муниципальной службы. Однако потенциальные кандидаты на должность *** были лишены возможности трудоустройства в связи с превышением главой администрации своих полномочий и самостоятельного принятия последним решения, полномочия по принятию которого, закреплены за представительным органом местного самоуправления. Тем самым нарушен и один из основополагающих принципов муниципальной службы - равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, предусмотренный ст.4 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Поскольку в силу действующего законодательства прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о муниципальной службе, то в рамках предоставленных полномочий прокурор может обратиться в суд с указанным заявлением. Кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25 от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в РФ». Согласно абз. 3 ч.1 ст. 8 4 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч,1 ст. 77 Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Фактическое отсутствие в структуре администрации города Лысьвы должности помощника, являющейся самостоятельным элементом в структуре, исключает продолжение трудовых отношений между администрацией города Лысьвы и помощником главы ФИО2
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Дума Лысьвенского городского округа.
В дальнейшем прокурор свои требования уточнил, просил признать действия главы администрации города Лысьвы ФИО1 по заключению трудового договора № 16-14 от 06.08.2014 года со ФИО2 незаконными и прекращении действия данного договора.
Представитель главы Лысьвенского городского округа Пермского края и Думы Лысьвенского городского округа Романова Е.Л. исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-Ф3 структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Данная формулировка является рамочной, детальную регламентацию данного вопроса осуществляет представительный орган муниципального образования. В соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования «Лысьвенский городской округ» в структуру администрации Лысьвенского городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (далее именуемые структурные подразделения администрации). Данный перечень элементов структуры (отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации) является исчерпывающим, при этом формулировка данной нормы носит утвердительный, императивный характер. В соответствии со статьей 39 Устава структурные подразделения администрации, являющиеся юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых Думой. Руководитель структурного подразделения администрации назначается на должность и освобождается от должности Главой. Данные нормы полностью подтверждаются п. 3.1 и п.3.2. Положения об администрации города Лысьвы, утвержденного решением Думы Лысьвенского городского округа от 15.11.2012 года № 198. Таким образом, Дума Лысьвенского городского округа как представительный орган муниципального образования определила в Уставе и в Положении об администрации какие элементы должны входить в структуру администрации города Лысьвы - это органы местной администрации, которые формируются на основе Положений и возглавляются руководителем. Таким образом, должности муниципальной службы, вне зависимости от их подчиненности непосредственно главе администрации не входят в структуру администрации, в связи с чем, не должны в ней отражаться. В соответствии с п. 5. Устава и п. 3.3. Положения об администрации администрация формируется Главой в соответствии со штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на указанные цели. Таким образом, и в Уставе и в Положении об администрации дифференцированы два понятия - структура и штатное расписание. Структуру администрации, то есть совокупность органов местной администрации, утверждает Дума Лысьвенского городского округа, в то время как штатное расписание утверждается главой администрации самостоятельно. Распоряжением от 06.08.2014 года № 297-к введена одна штатная единица «***», то есть, введена одна муниципальная должность. В должностной инструкции /должность/ от 07.08.2014 года закреплено, что он является муниципальным служащим, замещает ведущую должность муниципальной службы. Статус структурного подразделения администрации помощнику главы администрации не присвоен. Таким образом, изменение штатного расписания путем введения штатной единицы «***» не затрагивает структуру администрации, не меняет и не дополняет ее, в связи с чем, у главы администрации отсутствовала обязанность по подготовке и направлению в адрес Думы Лысьвенского городского округа представления о внесении изменения в структуру администрации города Лысьвы. В соответствии с п. 5. Устава и п. 3.3. Положения об администрации, администрация формируется Главой в соответствии со штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на указанные цели. Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Решение принято с учетом всех необходимых требований, оформлено письменным распоряжением, содержит необходимые реквизиты. Дополнительных требований, в том числе, по совершению каких-либо надлежащих юридически значимых действий законодательство не содержит. Штатная должность введена в приделах средств, предусмотренных в местном бюджете на указанные цели и в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в администрации города Лысьвы. На основании вышеизложенного полагает, что глава администрации 06.08.2014 года принял распоряжения № 297-к и № 298-к в приделах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Основания прекращения трудового договора перечислены в ст. 77 ТК РФ. Перечень оснований прекращения трудового договора, предусмотренный ч. 1 ст. 77 не является исчерпывающим. Трудовым кодексом или иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие основания прекращения трудового договора. Согласно ст. 84 ТК РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе - в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Полагает, что прокурором не доказано то обстоятельство, что продолжение работы работником невозможно, а также прокурором не указано основание, предусмотренное законом, для расторжения трудового договора в судебном порядке.
Суд постановил вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять новое решение ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения судом норм материального права.
На апелляционную жалобу Лысьвенской городской прокуратурой представлены возражения, содержащие доводы об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах изложенного в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ) не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы Лысьвенского городского округа от 06.08.2014 № 297-к с 07.08.2014 в штатное расписание администрации города Лысьвы № 11-Т от 19.11.2013, утвержденное распоряжением администрации города Лысьвы от 19.11.2013 № 418-к, введена одна штатная единица «***».
На основании распоряжения Главы Лысьвенского городского округа от 06.08.2014 № 298-к, на должность *** города Лысьва принят ФИО2 с 07.08.2014.
Согласно положениям трудового договора, заключенного между администрацией города Лысьва со ФИО2, работник принят на ведущую должность муниципальной службы - *** администрации города Лысьва.
Из должностной инструкции помощника главы администрации следует, что данный работник подчиняется в своей работе непосредственно главе Лысьвенского городского округа.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В качестве одного из основополагающих принципов муниципальной службы (статья 4 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ) установлен принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрена возможность проведения перед заключением трудового договора конкурса на замещение должности муниципальной службы, порядок проведения которого устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. В случае проведения такого конкурса, трудовой договор заключается с одним из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Как следует из статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Решением Лысьвенской городской Думы Пермского края, являющейся представительным органом муниципального образования, в соответствии с пунктом 25 Устава Муниципального образования «Лысьвенский городской округ» утверждена организационная структура управления администрации города Лысьвы. Согласно данной структуре, в прямом подчинении у Главы администрации города находятся его заместители и управляющий делами.
Согласно приказу о приеме ФИО2 на работу, он принят на должность помощника главы администрации, непосредственно в администрацию города, не в состав какого-либо структурного подразделения, следовательно, его должность помощника главы администрации сама представляет собой структурное подразделение. При этом внесение изменений в утвержденную представительным органом структуру администрации города возможно только на основании соответствующего решения Лысьвенской городской Думы. Таким образом, внесение изменений в штатное расписание путем добавления в него новой структурной единицы без внесения в установленном порядке изменений в структуру администрации города обоснованно признано судом незаконным.
Также является верным вывод суда о необходимости проведения конкурса на замещение ведущей должности муниципального служащего администрации города Лысьва.
Положение, о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Лысьвенский городской округ», утвержденное Решением Лысьвенской городской Думы Пермского края № 861 от 25.09.2014, на которое ссылается ответчик не подлежит применению при рассмотрении данного дела, поскольку вступило в силу после принятия ФИО4 на должность в администрацию города Лысьвы - 07.08.2014.
На момент заключения спорного трудового договора действовало Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», утвержденное Решением Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 22.01.2008 № 299 в ред. от 25.03.2008.
Указанное положение не утратило силу в связи с образованием муниципального-образования «Лысьвенский городской округ», в состав которого вошел Лысьвенский муниципальный район, и продолжало действовать на основании статьи 8 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 865-ПК «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский городской округ» до признания его утратившим силу Лысьвенской городской Думы от 25.09.2014 (пункт 2 Решения № 861 от 25.09.2014).
Пунктом 3.1 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» содержит прямое указание на необходимость проведения Конкурса для замещения вакантных старших, ведущих, главных и высших должностей муниципальной службы. Без проведения конкурса производится замещение вакантных младших должностей.
Пунктом 3.3. Положения также предусмотрено, что конкурс производится при наличии вакантной должности и отсутствия кадрового резерва для ее замещения. Сведений о нахождении ФИО2 в кадровом резерве муниципальной службы суду не представлялись. Ответчик в качестве возражения на исковые требования на данное обстоятельство не указывал.
Из изложенного следует, что введение в штатное расписание новой должности и назначение на нее лица, не состоящего в кадровом резерве муниципальной службы и не прошедшего конкурс на замещение муниципальной службы противоречит действующим на момент возникновения трудовых отношений актам органов местного самоуправления, принятых в соответствии с положениями федеральных законов, что является в соответствии со статьей 84 ТК РФ основанием для их прекращения. Возможность продолжения муниципальной службы в данном случае отсутствует, поскольку иной вывод противоречил бы основным принципам муниципальной службы, перечисленным в статье 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, в частности принципу равного доступа граждан к муниципальной службе и равных условиях ее прохождения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм прав, нормативных актах не подлежащих применению при рассмотрении данного дела в связи с чем судебной коллегией отклоняются. Вопрос о правильности выводов суда в части, касающейся должностных обязанностей ФИО2 в качестве *** администрации, как дополнительные к опровержению выводов суда о том, что введение новой штатной единицы не является изменением структуры администрации, правового значения для правильного разрешения дела в силу изложенных выше обстоятельств не имеет.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Лысьвенского городского суда пермского края от 20 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации города Лысьва без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: