ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12265/17 от 20.07.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Северина Н.А. дело № 33-12265/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» июля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.,

судей: Марчукова А.В., Петрушенко Ф.П.,

при секретаре: Бобровской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности,

по апелляционной жалобе ФИО3 (в лице представителя по доверенности ФИО1)

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 28 сентября 2016 года, которым:

были удовлетворены вышеуказанные исковые требования ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., судебная коллегия

установила:

истец ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда обратился с иском к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица в связи с чем, ФИО3 были предоставлены денежные средства в размере <.......> рублей, также финансовая помощь на организационные расходы в размере <.......> рублей.

Однако, при проверке представленных ответчиком документов было выявлено нецелевое использование предоставленных денежных средств, поскольку для развития предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была приобретена мебель у ИП ФИО2, прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что по мнению истца, свидетельствует о предоставлении ответчиком недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для предоставления финансовой помощи.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истец просил взыскать с ФИО3 денежные средства в размере 58800 рублей, финансовую помощь на организационные расходы в размере 1655 рублей, неустойку в размере 60455 рублей, а также комиссию за услуги банка в размере 302 рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 декабря 2016 г. решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 28 сентября 2016 г. было отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности.

Постановлением президиума Волгоградского областного суда от 5 июля 2017 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 декабря 2016 г. было отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

В апелляционной жалобе ФИО3 (в лице представителя по доверенности ФИО1) оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Утверждает, что оснований для возврата денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности не имеется, поскольку полученные денежные средства были израсходованы в соответствии с п. 19 постановления администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 г. № 171-п и бизнес – планом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Согласно ч. 2 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 г. № 171-п утвержден порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно п. 19 порядка, подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В соответствии с п. 23 порядка, финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ГКУ ЦЗН письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременного представления указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности в случае предоставления недостоверных (подложных) документов, подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи.

В силу ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, ФИО3 была предоставлена единовременная финансовая помощь за счет средств областного бюджета на организацию предпринимательской деятельности в размере <.......> рублей, что подтверждается договором № <...> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 2.1.3 договора ФИО3 обязана использовать предоставленную центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности, в соответствии с бизнес-планом в срок, предусмотренный п. 2.1.4 настоящего договора.

В силу п. 2.1.4 договора ФИО3 обязана представить в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной в указанном договоре, в срок не позднее трех месяцев, со дня поступления финансовой помощи на лицевой счет гражданина. Копии этих документов принимаются центром от гражданина по акту приема – передачи документов.

Судом установлено, что во исполнение принятых на себя обязательств, ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 предоставила в ГКУ ЦЗН г. Волгограда: договор № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, акт о приемке выполненных работ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек № <...>, подтверждающие приобретение ответчиком у ИП ФИО2 набора корпусной мебели для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес – планом общей стоимостью <.......> рублей.

Вместе с тем согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, то есть до приобретения ответчиком набора корпусной мебели для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4.6 договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лиц настоящий договор расторгается ГКУ ЦЗН г. Волгограда в одностороннем (во внесудебном) порядке, а финансовая помощь подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в случае представления гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи.

В соответствии с п. 3.2. договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в случае нарушения гражданином условий, предусмотренных п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 (одним из этих пунктов) договора, выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату в Центр в полном объеме с уплатой неустойки на эту сумму в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата.

Согласно расчету истца, размер неустойки составляет <.......> рублей, то есть в размере суммы субсидии и финансовой помощи на организационные расходы.

В соответствии с п. 2.1.2. п. 2.1. государственного контракта № <...> на оказание банковских услуг по зачислению денежных средств (социальных выплат и материальной поддержки) в валюте Российской Федерации на счета физических лиц (безработных граждан) от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ «Центр занятости г. Волгограда» оплачивает услуги ПАО «Сбербанк России» по зачислению денежных средств на счета физических лиц в размере 0,5 % от общей суммы подлежащих зачислению социальных выплат.

В связи с зачислением денежных средств на счет ответчика, истцом были понесены расходы в размере <.......> рубля <.......> копеек.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч. 2 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п. 19, 23 порядка, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 г. № 171-п, ст. 309, 310 ГК РФ, п. 4.6 договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и пришел к выводу о предоставлении истцом недостоверных (подложных) документов, послужившие основанием для перечисления финансовой помощи.

В этой связи денежные средства, перечисленные ФИО3 на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица по договору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58800 рублей и сумма финансовой помощи на организационные расходы в размере 1655 рублей подлежат взысканию в пользу ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда.

Принимая во внимание, что истец своевременно не возвратила денежные средства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ФИО3 в пользу ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда неустойки в сумме 60455 рублей, то есть в размере, не превышающем сумму субсидии и финансовой помощи на организационные расходы.

Поскольку истец ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда понес расходы за оплату услуг банка, суд обоснованно взыскал с ФИО4 в пользу истца комиссию за услуги банка размере 302 рубля 27 копеек.

Основания, по которым руководствуясь положениями ст. 103 ГПК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 2 014 рублей приведены в решении суда и являются правильными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения являются необоснованными, поскольку истцом были представлены недостоверные (подложные) документы, послужившие основанием для перечисления финансовой помощи, что является основанием для возврата финансовой помощи.

Иные доводы апелляционной жалобы также являются необоснованными, не опровергают выводов суда и по сути повторяют позицию истца в суде первой инстанции, в связи с чем, в дополнительной проверке не нуждаются.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 28 сентября 2016 года по иску ГКУ Центр занятости населения г. Волгограда к ФИО3 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 (в лице представителя по доверенности ФИО1) оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: