ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1227/2014 от 30.01.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Шушлебина И.Г. Дело № 33-1227/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 30 января 2014 года г. Волгоград

 Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего Малышевой И.А.,

 судей Шиповской Т.А., Кузнецовой Г.М.

 при секретаре Чередниченко Е.Г.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к ТОС «Волга» о ликвидации некоммерческой организации,

 по апелляционной жалобе территориального общественного самоуправления «Волга»

 на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 октября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены,

 заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя ТОС «Волга» С., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Н., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с иском к ТОС «Волга» о ликвидации некоммерческой организации.

 В обоснование иска указало, что ТОС «Волга» в нарушение требований действующего законодательства до 15 апреля 2013 года не представило в уполномоченный орган отчеты за 2012 год о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001, о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002. Также ответчик до 15 апреля 2013 года не разметил в сети Интернет отчеты о деятельности или сообщение о продолжении деятельности организации.

 17 мая 2013 года и 2 июля 2013 года Управлением были вынесены предупреждения, в соответствии с которыми ТОС необходимо было в срок до 19 июня 2013 года и до 29 августа 2013 года соответственно устранить нарушения и представить необходимые документы в срок. Однако указанные предупреждения исполнены не были.

 Ссылаясь на указанные обстоятельства просило ликвидировать ТОС «Волга», назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.

 Суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе территориальное общественное самоуправление «Волга» оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить.

 Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.

 В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 « О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

 Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

 Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

 Согласно пунктам 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

 Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

 Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

 Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

 Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 На основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.

 На основании пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

 Как установлено судом апелляционной инстанции и усматривается из материалов дела, 20 февраля 2012 года создан ТОС «Волга», принят устав организации, избран комитет и контрольно-ревизионная комиссия ТОС, председателем ТОС избран Р., назначено лицо, ответственное за направление документов по установлению границ ТОС и устава ТОС в органы местного самоуправления г. Волгограда – Р.

 В срок до 15 апреля 2013 года ТОС «Волга» не разместило в сети «Интернет» отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности за 2012 год.

 17 мая 2013 года в адрес председателя ТОС «Волга» Р. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области направлено предупреждение о необходимости устранить выявленные нарушения Закона, разместив в сети Интернет до 19 июня 2013 года отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности за 2012 год.

 2 июля 2013 года в адрес председателя ТОС «Волга» Р. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области повторно направлено предупреждение о необходимости устранить выявленное нарушение Закона, разместив в сети Интернет до 29 августа 2013 года отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности за 2012 год.

 Однако указанные требования ответчиком выполнены не были, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о нарушении норм законодательства о некоммерческих организациях, что явилось основанием для ликвидации ТОС «Волга».

 Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой и инстанции, а так же назначением в качестве ликвидатора председателя ТОС «Волга» Р., с установлением срока ликвидации три месяца.

 Доводы апелляционной жалобы об однократном нарушении действующего законодательства являются необоснованной.

 Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия учитывает, что ТОС ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств, подтверждающих, что ТОС «Волга» осуществляет деятельность, соответствующую его уставным целям, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона являются основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении всего периода с момента создания организации, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области требований.

 Доводы апелляционной жалобы о неполучении ответчиком требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о предоставлении отчетов и размещении информации в сети «Интернет», судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное не освобождает ТОС от обязанности исполнения требований закона «О некоммерческих организациях».

 Иные доводы апелляционной жалобы не содержат доводов, направленных на отмену судебного постановления.

 Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 октября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления «Волга» – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: