ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12286/2023 от 16.11.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Смольякова Н.В.

Дело № 33-12286/2023

Номер дела в суде первой инстанции 2-2514/2023

УИД: 59RS0001-01-2023-001799-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Петуховой Е.В. и Владыкиной О.В., при секретаре Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе Русиновой Людмилы Венедиктовны, Ташкиновой Валентины Ивановны на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 15 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения истца Русиновой Л.В., ее представителя Казанцевой М.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ТСЖ «Урал-Вест-Дом» Костенюк М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Русинова Л.В., Ташкинова В.И. обратились в суд с иском о возложении на ТСЖ «Урал-Вест-Дом» обязанности предоставить в письменном виде информацию по запросам от 09 марта 2022 года, 19 октября 2022 года, 21 февраля 2023 года, 21 марта 2023 года по вопросам расшифровки затрат по статье 2.16 сметы доходов-расходов ТСЖ за 2018-2022 год, информации о перечне, объеме, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ в ТСЖ юристом К., о сумме выплаченных ей средств за каждую оказанную услугу и выполненную работу за период 2021-2022 год и январь-март 2023 года.

В обоснование исковых требований указано на то, что истцы являются собственником жилых помещений в многоквартирном жилом доме № ** по ул. ****, которым управляет ТСЖ «Урал-Вест-Дом». В течение 2022-2023 года истцы обращались с запросами на предоставление информации о перечне, объеме, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ по статьям сметы доходов-расходов ТСЖ и др.

Ташкинова В.И. в заявлении от 19 октября 2022 года вх.№ 50 просила расшифровать статьи сметы доходов-расходов ТСЖ на 2023 год по статье затрат 2.16 в сумме 382800 руб., куда включены затраты на оказание юридических услуг. В заявлении от 21 марта 2023 года вх.№ 16 просила дать расшифровку затрат по статье сметы 2.16 за период 2021-2022 год по каждому виду услуг, в том числе юридических.

В ответах председателя правления Темник Т.Д. по существу запрашиваемая информация не представлена. В ответе от 21 марта 2022 на запрос от 09 марта 2022 года Темник Т.Д. сослалась на то, что ТСЖ не располагает интересующей информацией. В ответе от 21 октября 2022 года на запрос от 19 октября 2022 года о расшифровке затрат за 2021-2022 год написано, как была спланирована статья 2.16 сметы доходов-расходов, хотя вопроса ставился о затратах. В ответе от 09 марта 2023 года на запрос от 21 февраля 2023 года Темник Т.Д. вновь написала, что ТСЖ не располагает информацией. В ответе от 28 марта 2023 года на запрос от 21 марта 2023 года Темник Т.Д. в числе других отписок указала, что смена председателя не дает право заявителю заново запрашивать одну и ту же информацию. По запросу о перечне, объеме оказанных услуг юристом К. и о сумме выплаченных ей средств за каждую оказанную услугу за период с 2021 года по март 2023 года сообщила, что сумма вознаграждения внештатного юриста за 2021 год составила 91705,07 руб., за 2022 год – 2005372 руб. Ответ по каждой оказанной юристом услуге представлен не был. Кроме того, было сообщено, что учет количества конкретных дел, консультаций не ведется, в связи с переходом на абонентское обслуживание.

Данные ответы не соответствуют действительности, поскольку в производстве Дзержинского районного суда г. Перми находится дело № **/2022, в котором имеются доказательства в виде дополнительного соглашения от 30 апреля 2021 года, в котором предусмотрена абонентская плата ежемесячно в размере 8046 руб. и дополнительное вознаграждение 5000 руб. за каждый выход исполнителя в судебное заседание в любом судебном процессе, стороной которого является заказчик.

Истцы расценивают представленные ответы, как отказ в предоставлении полной и достоверной информации. Считают, что ответчик в лице председателя ТСЖ Темник Т.Д. нарушила законодательство и права истцов на получение информации. Запрашиваемая информация необходима истцам, как собственникам жилых помещений, обязанных нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также для доказательств в суде. Своими многочисленными отказами на обращения, Темник Т.Д. доставила истцам нравственные страдания, спровоцировала на обращение в суд, а также необходимость доказывать в судебном порядке право на получение информации.

В судебном заседании истец Русинова Л.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика ТСЖ «Урал-Вест-Дом» исковые требования не признала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Решением Дзержинского районного суда г.Перми от 15 августа 2023 года исковые требования Русиновой Л.В., Ташкиновой В.И. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Русинова Л.В., Ташкинова В.И. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Приводят доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Ссылаясь на установленные судом по делу обстоятельства, указывают, что являясь собственниками жилых помещений, заявители имеют право получать информацию о том, на какие расходы и в каком количестве потрачены денежные средства, оценивать данные расходы, предъявлять претензии к качеству услуг, однако данная возможность у них отсутствует, поскольку информация по запросам ТСЖ «Урал-Вест-Дом» им не предоставляется. Полагают, что судом ошибочно сделаны выводы о том, что ответчиком даны ответы на все обращения собственников, так как данные ответы, по мнению заявителей, не содержат никакой детальной информации, полагают, что направленные ответы формальные и не должны быть приняты судом как исполненные. ТСЖ «Урал-Вест-Дом» обязан вести книгу учета доходов и расходов, отражать все расходы, которые несет ТСЖ в своей деятельности, в том числе и затраты, выплаченные юристу за каждый выход в судебное заседание. Также заявители считают, что судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела заявления об увеличении исковых требований. По мнению заявителей, основание, по которому суд отказал и изложил в протоколе судебного заседания, в перечне ст. 134 ГПК РФ отсутствует, определение судом не выносилось, поэтому заявителями не обжаловалось.

Представитель ответчика ТСЖ «Урал-Вест-Дом» направил возражение на апелляционную жалобу, просит решение Дзержинского районного суда г.Перми от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Русинова Л.В. и ее представитель на отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы настаивали.

Представитель ответчика полагала решение суда не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Как следует из материалов дела данного гражданского дела, а также из материалов дела № **/2021, № **/2022 и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 61, 67 ГПК РФ, Русинова Л.В. является собственником квартиры № ** по адресу: г. Пермь, ул. ****; Ташкинова В.И. является собственником квартиры № ** по адресу: г. Пермь, ул. ****; управление многоквартирным домом № ** по ул. **** г. Перми осуществляет ТСЖ «Урал-Вест-Дом».

Ответом от 21 марта 2022 года ТСЖ «Урал-Вест-Дом» сообщило следующую информацию: запрашиваемая информация не имеет никакого отношения к судебному делу **/2021, в соответствии с действующим законодательством учет доходов и расходов ТСЖ ведется на основании сметы доходов и расходов на отчетный период в разрезе утвержденных статей. Исполнение сметы доходов и расходов ТСЖ «Урал-Вест-Дом» контролируется избранной общим собранием ревизионной комиссией. По итогам года ревизионная комиссия составляет акт и выносит его на утверждение общего собрания членов ТСЖ. Копии актов проверки ревизионной комиссии за 2018, 2019, 2020 год прилагаются, в том числе отчет об исполнении сметы в разрезе утвержденных статей. В связи с тем, что действующим законодательством и правилами ведения бухгалтерского учета в ТСЖ не предусмотрено ведение учета расходов более детально, ТСЖ не располагает интересующей информацией. Также разъяснено, что утвержденной сметой расходов не предусмотрена отдельная статья «Расходы по корпоративной карте», так как это всего лишь один из возможных способов оплаты. В связи с этим отдельный учет по таким расходам не ведется, расходы включаются в соответствующую статью расходов. Суммы полученных доходов от использования общего имущества за 2018-2020гг. представлены в приложении 2 настоящего письма. В соответствии с действующим законодательством доходы от использования общего имущества распределяются на основании решения общих собраний. Протокол ОСС № 3 от 21 декабря 2019 прилагается.

Ответом от 21 октября 2022 года ТСЖ «Урал-Вест-Дом» разъяснено, что ст. 2.5 «Вывоз мусора» указание тарифа в размере 80,09 руб./чел. является корректным, данный тариф уже устарел, действующий на текущий момент – 88,19 руб./чел.; сумма по ст. 2.11 «Мероприятия по подготовке к зиме (опрессовка системы отопления, утепление подъездов, конструкций окон, чердаков и др.) спланирована исходя из стоимости проведения аналогичных мероприятий в 2021-2022 год. По данной статье в 2023-2024 году в обязательном порядке будут проводиться гидродинамические испытания системы отопления МКД, а также продолжится замена деревянных окон на ПВХ; сумма по ст. 2.16 «Банковские, юридические, нотариальные, почтовые, транспортные, бухгалтерские, информационные и консталтинговые услуги» спланированы исходя из стоимости проведения аналогичных мероприятий в 2021-2022 год с учетом индексации расходов на 10%. Иные расходы будут проводиться исходя из наличия/отсутствия потребности в данных услугах; указанная в проекте площадь 20169,6 является неточностью (опечаткой), верная площадь жилых и нежилых помещений в МКД на дату проведения собрания 20 196,6 кв.м. Неточность будет исправлена в итоговой версии сметы; в штатном расписании в графе 4 цифра «6» по строке «Итого» обозначает итоговое кол-во штатных позиций в ТСЖ, т.е. планируется работа шести человек; плановая отметка об утверждении общим собранием сделана на всех документах, которые будут являться приложением к протоколу проводимого собрания. В настоящее время, ни один из этих документов не является утвержденным. После подведения итогов собрания и формирования протокола отметка об утверждении будет скорректирована.

В ответе от 09 марта 2023 года ТСЖ «Урал-Вест-Дом» сообщена следующая информация: в соответствии с действующим законодательством учет доходов и расходов ТСЖ ведется на основании сметы доходов и расходов на отчетный год в разрезе утвержденных статей. Исполнение сметы доходов и расходов контролируется избранной общим собранием ревизионной комиссией. По итогам года ревизионная комиссия составляет акт и выносит его на утверждение общего собрания членов ТСЖ. Копия акта проверки ревизионной комиссии за 2021 год, в том числе отчет об исполнении сметы в разрезе утвержденных статей прилагается. С актом проверки ревизионной комиссии за 2022 год предложено ознакомиться после составления такого акта. В связи с тем, что действующим законодательством и правилами ведения бухгалтерского учета в ТСЖ «Урал-Вест-Дом» не предусмотрено ведение учета расходов более детально, ТСЖ не располагает интересующей информацией. Кроме того, 21 марта 2022 года исх. № 8 ТСЖ был дан ответ на аналогичный вопрос от 09 марта 2022 года, вх. № 6, подписанный заявителем в составе группы лиц. Ответ на запрос был получен Русиновой Л.В.

Русинова Л.В. просила дать ответ отдельно по каждому виду выполненных работ и оказанных услуг, период запрашиваемой информации 2020 – 2022 годы по каждому году отдельно.

Кроме того, заявление от 21 марта 2023 года содержало требование о предоставлении информации о перечне, объеме, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ в ТСЖ юристом К., о сумме выплаченных ей средств за каждую оказанную услугу и выполненную работу за период 2021-2022 год и январь-март 2023 года, с сообщением суммы перечисленных налогов за выполненные ею работы за указанный период.

В ответе от 28 марта 2023 года ТСЖ «Урал-Вест-Дом» разъяснило, что в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дому услуги, перечисленные в п. 1 запроса, в понятие «содержание общего имущества» не включены, кроме услуги по благоустройству и озеленению территории. Перечисленные расходы производятся с целью организации работы самого ТСЖ и не являются оказываемыми услугами в понимании п.п. 11 и 40 Правил утвержденных Постановлением Правительства №491 от 13 августа 2006 года.

Кроме того, разъяснено, что смена председателя правления ТСЖ не дает права заново запрашивать одну и ту же информацию. Запросы относительно объема, качества и периодичности оказанных услуг и выполненных работ уже делались заявителем (вх. № 71 от 23 декабря 2020 года, вх. № 102 от 30 ноября 2021 года) и данная информация предоставлялась по ноябрь 2021 года включительно (исх. № 82 от 27 декабря 2020 года, исх. 123 от 06 декабря 2021 года).

Информация об объеме, перечне, качестве и периодичности оказанных услуг за декабрь 2020 года по форме 2.3 представлена в приложении 1, за декабрь 2021 года – в приложении 2, за 2022 год – в приложении 3.

Информация по сумме вознаграждения внештатного юриста К. за 2021 год 91705, 07 руб., в том числе налогов 30417, 07 руб., за 2022 год – 200537, 12 руб., в том числе налога 35491, 12 руб., за январь-февраль 2023 года – 9 000 руб., в том числе налогов 0 руб. Учет количества конкретных дел, консультаций и прочего не ведется в связи с переходом на абонентское обслуживание.

Согласно ответа ООО «Академия ТСЖ» от 01 апреля 2022 года бухгалтерский учет ТСЖ «Урал-Вест-Дом» ведется согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Согласно закону и положению в правилах учета не регламентирован порядок формирования статей затрат. Организация вправе составлять справочник статей своему усмотрению, для удобства ведения бухгалтерского учета. Статьи затрат ТСЖ «Урал-Вест-Дом» составлены согласно утвержденной сметы доходов и расходов. Учет товарно-материальных ценностей ТСЖ «Урал-Вест-Дом» осуществляется исходя из утвержденных статей затрат согласно смете доходов и расходов, без детализации по номенклатурам, что не противоречит действующему законодательству.

Из дополнительного соглашения от 30 апреля 2021 года к договору оказания юридических услуг от 08 октября 2018 года, заключенному между ТСЖ «Урал-Вест-Дом» и К., следует, что с 01 мая 2921 года ежемесячная абонентская плата составляет 8046 руб., в том числе НДФЛ 1046 руб. Дополнительно заказчик оплачивает исполнителю вознаграждение в размере 5000 руб. за каждый выход исполнителя в судебное заседание и представление интересов заказчика в любом судебном процессе, стороной которого является заказчик.

Определением заместителя прокурора Дзержинского района г. Перми от 22 апреля 2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по обращению Русиновой Л.В. по вопросу отказа в предоставлении информации, предоставлении недостоверной информации по запросу от 09 марта 2022 года вх. № 6.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТСЖ «Урал-Вест-Дом» даны ответы на все обращения, запросы истцов с приложением соответствующих документов, таким образом, оснований для возложения обязанности на ТСЖ «Урал-Вест-Дом» предоставить в письменном виде информацию по запросам истцом, не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Предел обязательств товарищества собственников жилья, в том числе как управляющей организации, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации; Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; а также ом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

В силу ч.3 ст.143 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов товарищества;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

По смыслу закона, к иной информации, которая предоставляется товариществом относятся иные сведения прямо предусмотренные законом, Уставом товарищества либо решением общего собрания.

Так, согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

К указанной информации относятся информация об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. (ч.2 ст.165 ЖК РФ).

Исходя из положений п.п.31-34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 N 331 (в ред. от 13.09.2018), по запросу граждан предоставляется следующая информация: наименование (фирменное наименование) управляющей организации; адрес местонахождения управляющей организации; контактные телефоны управляющей организации, адрес электронной почты; режим работы управляющей организации; адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуального прибора учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информация об органе государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) - сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования; информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги; образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций; перечень предлагаемых управляющей организацией работ и услуг; сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I - IV классов опасности; информация о правилах обращения с отходами I - IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов; информационная памятка о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (в ред. от 16.10.2017) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2016 N 42350).

Указанным Приказом утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, согласно подразделов 3 и 4 раздела 10 которого в состав информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, включаются, в том числе, сведения о перечне предоставляемых услуг, выполняемых и выполненных работах по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, действующим в настоящее время законодательством на ответчика, осуществляющего управлением домом, возложено обязательство по предоставлению потребителю информации о перечнях, объемах, качестве, датах выполнения, стоимости оказанных работ и услуг, носящей общий справочный и информационный характер, в том числе сведений о выполненных работах в форме размещения в государственной информационной системе ЖКХ.

Из содержания п.6.1 Устава ТСЖ следует, что члены товариществ вправе знакомиться с такими документами ТСЖ как : устав с его изменениями; свидетельством о государственной регистрации; реестром членов ТСЖ; бухгалтерской (финансовой) отчетностью ТСЖ; сметами доходов и расходов ТСЖ за год; отчетами об исполнении таких смет; аудиторскими заключениями; заключениями ревизионной комиссии ТСЖ; документами, подтверждающими права ТСЖ на имущества, отражаемое на балансе; протоколами общих собраний ТСЖ, заседаний правления ТСЖ и ревизионной комиссии; документами, подтверждающими итоги голосования на общем собрании ТСЖ; технической документацией, иными документами, предусмотренными законодательством РФ.

Положения Устава ТСЖ дублируют положения ст.143 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не возлагают на ответчика обязанности по предоставлению информации и документов, в большем объеме, нежели это предусмотрено законом.

Сведения о том, что решениями общих собраний товарищества на ответчика возлагалась бы обязанность по предоставлению членам товарищества информации не указанной в ст.ст.143, 161, 165 ЖК РФ, Уставом ТСЖ, материалы дела не содержат.

Из указанного следует, что доводы жалобы о праве истцов как членов товарищества на предоставление иной информации, что предполагает право на истребование любой информации основаны на неверном толковании указанных положений, которые не предполагают права на получение любой информации, а указывают на то, что иная информация, помимо указанной в ст.143 ЖК РФ может быть предоставлена в случаях прямо указанных в иных нормах закона, положениях Устава товарищества либо решениях общего собрания.

В данном случае, как положения закона, так и Устава товарищества не предполагают право истцов на предоставление любой требуемой ими информации.

При изложенных обстоятельствах, суд обоснованно руководствовался положениями закона, прямо определяющими перечень информации и документов, предоставляемых потребителями и членам товарищества собственников жилья.

По запросам граждан товарищество обязано предоставлять информацию, прямо предусмотренную ч. 3 ст.143, ч. 10.1 ст.161, ч. 2 ст. 165 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил N 416, Уставом товарищества.

Исходя из положений пп. 3 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы имеют право для ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью товарищества, смет доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок).

Вместе с тем, бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Как указано в ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Следовательно, первичные документы, касающиеся исполнения сметы расходов и доходов не являются бухгалтерским учетом и не подлежат предоставлению.

Таким образом, запрошенные истцами документы о фактическом исполнении смет расходов и доходов, суммам фактических расходов по всем статьям сметы расходов, расшифровке затрат по конкретным статьям сметы, расходам по корпоративной карте, расшифровке суммы по статьям расходов, объеме и перечне услуг, выполненных по конкретным статьям сметы доходов и расходов, не отнесены законодателем к информации и документам, подлежащим передаче по запросу потребителя в соответствии с вышеуказанными положениями ст.ст.143, 165 ЖК РФ, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании подпункта "а" пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Согласно раздела 10 приказа Минкомсвязи и Минстроя России от 29 февраля 2016 года N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в том числе подлежит размещению информация о качестве оказанных услуг, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе акты выполненных работ (подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме).

Таким образом, нормативными актами установлен конкретный перечень информации, подлежащей размещению на сайте ГИС ЖКХ и предоставлению потребителям услуг.

Стороной истца не представлено доказательств отсутствия запрашиваемой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо несоответствия информации фактическим обстоятельствам дела.

При этом сами по себе сметы расходов и доходов истца, акты проверки ревизионной комиссии, сведения относительно объема, качества и периодичности оказанных услуг в том объеме, в каком они имеются в распоряжении ответчика, были предоставлены для ознакомления истцам, что следует из содержания представленных в материалы дела ответов на запросы истцов, содержания протоколов судебных заседаний.

Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно несоответствия предоставленной информации требованиям прямо указанным в вышеуказанных нормативных актах.

Указание в жалобе на недостаточность предоставленной информации является субъективной и не свидетельствует о ее несоответствии требованиям закона и подзаконных актов, которые не возлагают на управляющую организацию обязанность по предоставлению потребителям первичных документов, подробных отчетов и расшифровок доходов и расходов с их анализом, а также предоставление информации о об объеме, перечне, качестве и периодичности (за каждый месяц периода) оказанных услуг и выполненных работ в объеме, превышающем прямо установленные требования о размещении информации.

Судебная коллегия отмечает, что положениями ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантируется защита жилищных прав, при этом защита жилищных прав может осуществляться, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, и данный способ защиты подлежит применению только в случае, когда имеет место реальное нарушение законных прав и интересов лица, требующего их защиты.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Указанное предполагает наличие конкретной обязанности, установленной законом, неисполнение которой приводит к нарушению права потребителя и необходимость ее восстановления судом.

В данном случае обязанность по предоставлению по запросу потребителя в сфере жилищно-коммунальных услуг указанных истцами документов на управляющую организацию прямо не возложена, право потребителя на предоставление ему этой документации также не установлено.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований полагать, что право заявителя на предоставление указанной информации было нарушено ответчиком, поскольку такое право у истцов и корреспондирующая ему обязанность ответчика отсутствует.

Доводы жалобы о необоснованном отклонении уточненного иска основанием к отмене решения суда являться не могут.

Согласно протоколу судебного заседания от 15 августа 2023 года, уточненное исковое заявление было приобщено судом к материалам дела, вместе с тем протокольным определением судом первой инстанции было отказано в принятии уточненного иска, ввиду его не соответствия требованиям ст. 39 ГПК РФ.

Из содержания уточненного искового заявления (л.д.117) следует, что в нем были заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению информации по исполнению смет за 2018-2022 года, которая ранее не запрашивалась истцами у ответчика.

Таким образом, истцом были изменен как предмет иска так и основания данных требований, что свидетельствует о несоответствии уточненного иска требованиям ст.39 ГПК РФ и не лишает истца права на обращение с самостоятельными требованиями.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Русиновой Людмилы Венедиктовны, Ташкиновой Валентины Ивановны – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/.

Судьи: /подписи/.