ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12289/2023 от 31.08.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

66RS0056-01-2022-001666-85

Дело № 33-12289/2023 (2-1093/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 31.08.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Огородниковой Е.Г.,

при помощнике судьи Стельмах А. А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Тавдинского городского округа, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности по ликвидации накопленного вреда на объекте, поступившее по апелляционным жалобам ответчиков, на решение Тавдинского городского суда Свердловской области от 13.12.2022,

заслушав доклад судьи Огородниковой Е.Г., объяснения представителя истца, представителя ответчика Администрации Тавдинского городского округа,

установила:

Тавдинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тавдинского городского округа, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на земельном участке общей площадью 120000 кв.м. с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, расположен объект размещения отходов – отвал лигнина, который зарегистрирован в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления с присвоением кода 115. Расстояние от центра данного объекта до <адрес> по прямой составляет 2 150 м., расстояние до ближайшего водного объекта – река <адрес> по прямой составляет 3066 м. Нахождение объекта накопленного вреда в границах Тавдинского ГО оказывает негативное воздействие на окружающую среду, нарушая право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного истец просил возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Тавдинского городского округа обязанность: в срок не позднее 31.12.2023 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...), в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; в срок не позднее 31.12.2024 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...); в срок не позднее 31.12.2025 направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приеме работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...).

Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 13.12.2022 исковые требования Тавдинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. Суд постановил: возложить на Администрацию Тавдинского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде – «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...) на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; возложить на Администрацию Тавдинского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2025 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта – «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...) на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>; возложить на Администрацию Тавдинского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2026 направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте – «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...) на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, <адрес> для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

В апелляционной жалобе Администрация Тавдинского городского округа просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что отвал лигнина расположен в пределах границ земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, и предназначенного для размещения полигона твердых бытовых и промышленных отходов, следовательно, ОАО «Тавдинский гидролизный завод» правомерно размещало на полигоне отходы; суд неправомерно принял на себя обязанности Министерства природных ресурсов и экологии РФ по признанию отвала лигнина, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <№>, объектом накопительного вреда, подлежащим включению в государственный реестр объектов накопительного вреда окружающей среде; судом не учтено, что земельный участок, на котором расположен отвал лигнина, расположен на землях лесного фонда, следовательно, Администрация Тавдинского ГО не обладает полномочиями по осуществлению работ, связанных с ликвидацией размещения отходов производства и потребления, в том числе включение объекта в государственный реестр объектов накопительного вреда окружающей среде; установленный судом срок для ликвидации отвала лигнина до 31.12.2025 является недостаточным, поскольку указанный срок не может быть менее 15 лет; суд неправомерно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации по данной категории дел, поскольку земельный участок с кадастровым номером <№> находится в собственности Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области просит решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13.12.2022 отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Оспаривая законность и обоснованность решения, ответчик указывает, что в соответствии с действующим законодательством включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения объекта в государственный реестр законом не предусмотрены. Возложение на Министерство обязанности по обеспечению включения указанного объекта в государственный реестр необоснованно приведет к дублированию работ, выполняемых Росприроднадзором и Роспотребнадзором. Прокурором в исковом заявлении не обоснованы сроки исполнения указанных обязанностей. Министерство является ненадлежащим ответчиком, заявленные требования – необоснованные и преждевременные.

Истцом представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых он указывает, что решение суда не подлежит отмене по доводам апелляционных жалоб.

17.03.2023 апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда, решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13.12.2022 оставлено без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.06.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17.03.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Судебной коллегией, в том числе указано, что исходя из норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с наделением его соответствующим процессуальным статусом.

17.08.2023 определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда разбирательство настоящего дела назначено по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Принимая во внимание наличие безусловного основания к отмене решения суда по мотиву нарушения норм процессуального закона, наличия оснований для повторного рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции (абз. 2 п. 1 ст. 327, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и вынесения по делу нового решения, решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчиков подлежит отмене, остальные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не учитываются.

До судебного заседания от представителя истца поступил письменный отказ от исковых требований, заявленных к ответчикам Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в полном объеме, а также от требований, заявленных к Администрации Тавдинского городского округа, в части возложения обязанности в срок не позднее 31.12.2024 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта – «Отвал лигнина, <адрес>»; направлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте – «Отвал лигнина, <адрес>» в срок до 31.12.2025.

Также истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит возложить на Администрацию Тавдинского городского округа в срок не позднее 31.12.2023 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде – «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, по результатам направления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявления о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с приложением материалов выявления и оценки объекта.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, с учетом частичного отказа от иска и уточнением исковых требований, по предмету и основаниям, просил иск Тавдинского городского прокурора удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска Тавдинского городского округа отказать в полном объеме.

Иные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.

С учетом изложенного, поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным, рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив ходатайство истца об отказе от исковых требований в части, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска.

В силу ч. 1 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Согласно ч. 2 указанной выше нормы, порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным ч. ч. 2, 3 ст. 173, гл. 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

В силу абз. 4 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до принятия отказа от иска или утверждения мирового соглашения суд разъясняет истцу, ответчикам или сторонам последствия их процессуальных действий, предусмотренные ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Судебная коллегия полагает, что отказ истца от иска в части заявленных к ответчикам Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации исковых требований в полном объеме, а также от требований, заявленных к Администрации Тавдинского городского округа, в части возложения обязанности в срок не позднее 31.12.2024 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта – «Отвал лигнина, <адрес>»; направлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте – «Отвал лигнина, <адрес>» в срок до 31.12.2025, не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу стороне истца разъяснены и понятны.

При таких обстоятельствах, в силу ч. 2 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в вышеуказанной части подлежит прекращению.

Относительно заявленных истцом требований о возложении на Администрации Тавдинского городского округа обязанности в срок не позднее 31.12.2023 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде – «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде и направления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявления о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с приложением материалов выявления и оценки объекта, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из положений ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты накопленного вреда окружающей среде – это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде; накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Одними из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду согласно ст. 3 настоящего Федерального закона являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Как следует из ст. 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п. 3).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 4)

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде также устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445.

Пункты 5 и 6 Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445, предусматривают, что органы местного самоуправления могут направить в письменной форме в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении объекта накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр.

В силу п. 8 указанных Правил, основанием для отказа во включение такого объекта в государственный реестр является: непредставление информации и (или) материалов и (или) представление недостоверной информации и (или материалов), в связи с чем результаты проведенной оценки подлежат направлению в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое обладает полномочиями по принятию решения о включении такого объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Как следует из материалов дела, Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при размещении на территории Тавдинского городского округа отвала лигнина, оставшегося в результате хозяйственной деятельности ОАО «Тавдинский гидролизный завод», ликвидированного по решению суда в 2006 году. Размещение отходов производства производилось с 1991 года по 2006 год включительно.

Отвал лигнина, как объект размещения отходов, расположен на земельном участке общей площадью 120000 кв.метров с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, и зарегистрирован в Свердловском областном кадастре отходов производства и потребления с присвоением кода <№>.

Расстояние от центра данного объекта до <адрес> по прямой составляет 2150 метров, расстояние до ближайшего водного объекта – река <адрес> по прямой составляет 3066 метров.

Согласно справке Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.08.2022 по данным Свердловского областного кадастра отходов на вышеуказанном объекте размещены отходы лигнина IV класса опасности в количестве 244,4 тыс.т (по данным на 31.12.1998).

Указанный объект Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области включен в перечень объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда, который ещё в 2020 году был направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для включения в федеральный проект «Генеральная уборка».

Между тем, судебной коллегией установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что до настоящего времени Администрацией Тавдинского городского округа в нарушение вышеприведенных положений закона оценка соответствующего объекта накопленного вреда окружающей среде не произведена, заявление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о включении объекта накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр не направлено.

Принимая во внимание указанные нормы права, оценив в представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения спорной обязанности на Администрацию Тавдинского округа, в пределах установленных полномочий, поскольку каких-либо мер, направленных на выявление и оценку соответствующего объекта накопленного вреда окружающей среде не произведено, заявление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о включении объекта накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр не направлено, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика Администрации Тавдинского городского округа о том, что земельный участок, на котором расположен отвал лигнина, находится на землях лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, следовательно, Администрация Тавдинского городского округа не обладает полномочиями по осуществлению мероприятий по включению объекта в государственный реестр объектов накопительного вреда окружающей среде, в том числе путем оценки объекта накопленного вреда и направления заявления о включении такого объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, состоятельными не являются.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 32 Устава Тавдинского городского округа к вопросам местного значения и полномочиям Администрации городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 13.10.2015 № 26-П и в определении от 09.11.2017 № 2516-О, понятие «организация», используемое в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг; органы местного самоуправления городского округа несут ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязаны принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Ссылка Администрации Тавдинского городского округа на постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подлежит отклонению.

Согласно данному постановлению в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводит:

а) выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде в случаях выявления и оценки таких объектов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, а также на иных земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, и экономическая деятельность открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»;

б) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случаях организации таких работ на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, а также на иных земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, и экономическая деятельность открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».

Из содержания данного постановления следует, что Правительством Российской Федерации установлен перечень территорий нахождения объектов накопленного вреда окружающей среде, в отношении которых обязанность по их выявлению и оценке, организации работ по ликвидации возложена на орган государственной власти Российской Федерации – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим, расширительному токованию не подлежит. Постановление не содержит указания на то, что обязанность по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных в пределах муниципальных образований, возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При этом, положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды», Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445, Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542, на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления прямо возложены обязанности по решению вопросов организации мероприятий по охране окружающей среды.

Включение спорного объекта в федеральный проект «Генеральная уборка» не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурор, поскольку возложенные судебной коллегией обязанности предусмотрены действующим законодательством и подлежат исполнению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия полагает, что предложенный прокурором срок, с учетом необходимого объема работ, подлежит корректировке и устанавливает такой срок до 31.12.2024.

При этом, вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, пп. 4 ч. 4 ст. 330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тавдинского городского суда Свердловской области от 13.12.2022 отменить, апелляционные жалобы ответчиков - удовлетворить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на Администрацию Тавдинского городского округа обязанность в срок по 31.12.2024 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде – «Отвал лигнина, <адрес>» (географические координаты ...) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде и направления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявления о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с приложением материалов выявления и оценки объекта накопленного вреда.

Принять отказ от исковых требований Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности.

Принять отказ от исковых требований Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее 31.12.2024 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта – «Отвал лигнина, <адрес>»; направлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте – «Отвал лигнина, <адрес>» в срок до 31.12.2025.

Производство по гражданскому делу по иску Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в вышеуказанной части – прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд с иском о том же предмете, по тем же основаниям и между теми же сторонами не допускается.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.09.2023.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Р.В. Кучерова

Е.Г. Огородникова