ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1229/2016 от 02.02.2016 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Кидимов М.А. Дело № 33-1229/2016

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Щербаков М.В.,

судей: Захаровой С. В., Винокуровой Н. С.,

при секретаре: Гульовской О.Р.,

с участием прокурора Селезневой О. Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербаков М.В.

дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Гаврилова Е.А.

на решение Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 24 ноября 2015 года по гражданскому делу

по исковому заявлению прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Смурова С.Н., в интересах ФИО1, к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» об обязании предоставить ФИО1 меру социальной поддержки в виде оплаты (полной или частичной) или компенсации (полной или частичной) расходов, в связи с необходимостью изготовления (замены) и установки надгробного памятника (плита или стела, постамент, цветник) на могиле умершего участника Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Большеболдинского района Нижегородской области, в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» об обязании предоставить ФИО1 меру социальной поддержки в виде оплаты (полной или частичной) или компенсации (полной или частичной) расходов в связи с необходимостью изготовления (замены) и установки надгробного памятника (плита или стела, постамент, цветник) на могиле умершего участника Великой Отечественной войны.

В обоснование заявленных требований указал, что муж ФИО1 проходил военную службу в рядах Советской армии с октября 1956г. по декабрь 1959г., в том числе с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. - в войсковой части 16101, которая входила в состав действующей армии во время событий в Венгрии.

ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 умер.

ДД.ММ.ГГГГг. ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» ФИО1 выдано удостоверение серии , согласно которого она, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 обратилась с заявлением в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» о представлении мер социальной поддержки по изготовлению (замене) и установке надгробного памятника (плита или стела, постамент, цветник) на могиле умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны.

Письмом ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» от ДД.ММ.ГГГГг. в предоставлении ФИО1 данных мер социальной поддержки было отказано.

Прокурор полагает, что на основании Порядка предоставления материальной помощи отдельным категориям граждан в связи с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2015г. № 224 «О реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области», а также в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны и отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки ФИО1 ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» незаконен, противоречит федеральному и региональному законодательству.

На основании изложенного прокурор просил суд рассмотреть вопрос об обязании ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» предоставить ФИО1 меру социальной поддержки в виде оплаты (полной или частичной) или компенсации (полной или частичной) расходов в связи с необходимостью изготовления (замены) и установки надгробного памятника (плита или стела, постамент, цветник) на могиле умершего участника Великой Отечественной войны.

Судом первой инстанции в качестве соответчика было привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.

Решением Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 24 ноября 2015 года в удовлетворении искового заявления прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Смурова С.Н., в интересах ФИО1, к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» отказано.

В апелляционном представлении заместителя прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Гаврилова Е.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что Федеральным законом от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и региональным законодательством законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.

В возражениях на апелляционное представление Министерство социальной политики Нижегородской области и ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» просят оставить в силе решение суда, а апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Селезнева О. Н. поддержала доводы апелляционного представления, просила решение суда отменить.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2, (муж ФИО1) проходил военную службу в рядах Советской армии с октября 1956г. по декабрь 1959г., в том числе с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. - в войсковой части 16101, которая входила в состав действующей армии во время событий в Венгрии.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.

ДД.ММ.ГГГГг. ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Большеболдинского района» ФИО1 выдано удостоверение серии , согласно которого она является членом семьи умершего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (пп.3 п.2 ст.21 № 5-ФЗ «О ветеранах») – имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что муж ФИО1 являлся лицом приравненным к участникам Великой Отечественной войны, но не ее участником, и соответственно ФИО1, как его вдова не имеет право на меры социальной поддержки установленные Порядком предоставления материальной помощи отдельным категориям граждан в связи с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, так как он распространяется исключительно в связи с участием граждан в Великой Отечественной войне, а не иного временного промежутка.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правомерным, основанным на представленных в материалы дела доказательствах и правильном применении норм права.

Доводы апелляционного представления подлежат отклонению по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержит понятие ветерана Великой Отечественной войны, и в этой статье дан перечень лиц, кто относится к ветеранам Великой Отечественной войны. В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Согласно Разделу I Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" боевые действия в Венгрии в 1956 году указаны в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

На основании Раздела II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", т.е. норм определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны.

Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году к категории ветеранов боевых действий, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны.

Однако законодатель, приравнивая ветеранов боевых действий, к ветеранам Великой Отечественной войны, а также приравнивая инвалидов боевых действий, к инвалидам Великой Отечественной войны, не отождествляет их между собой в полном объеме, устанавливая различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Мера социальной поддержки, которую просит истец ФЗ «О ветеранах» не предусмотрена.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации комплекса мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014г. № 298 утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан Нижегородской области».

Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2015г. № 224 «О реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области"» в соответствии с пунктом 3.3.2.6 пункта 3.3 Подпрограммы 3 «Старшее поколение» на 2015 - 2020 годы государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 298, утвержден Порядок предоставления материальной помощи отдельным категориям граждан в связи с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

В силу п.п. 4 п. 1.3 Порядка материальная помощь предоставляется для оплаты (полной или частичной) или компенсации (полной или частичной) расходов в связи с необходимостью изготовления (замены) и установки надгробного памятника (плита или стела, постамент, цветник) на могиле умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны граждан, указанных в п.п.4 п. 1.2 настоящего Порядка

Согласно п.п. 4 п. 1.2 Порядка материальная помощь предоставляется зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Нижегородской области супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны или участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

ФИО1 не является супругой умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, а Порядок не содержит указаний на предоставлении данного вида материальной помощи супруге умершего участника боевых действий в Венгрии 1956 года, как и иным лицам приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны.

Кроме того, судебная коллегия также считает необходимым указать и то, что постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2015г. № 224, утвержден также и Порядок предоставления материальной помощи ветеранам боевых действий, семьям погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, в котором предусмотренные иные меры социальной поддержки для данной категории лиц, к которой и относился умерший супруг истца.

Данное обстоятельство полностью соответствует, приведенному выше выводу о том, что, законодатель, приравнивая ветеранов боевых действий, к ветеранам Великой Отечественной войны, а также приравнивая инвалидов боевых действий, к инвалидам Великой Отечественной войны, не отождествляет их между собой в полном объеме, устанавливая различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось, а доводы апелляционного представления основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: