Судья Русинова Л.М. Дело № 33-122/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Ломтевой Л.С.
судей Парменычевой М.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парменычевой М.В.
10 января 2017 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 по доверенности ФИО5 на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 20 октября 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО4 к мэрии г.Ярославля о признании незаконным отказа во включение молодой семьи в состав участников муниципальной программы - отказать».
По делу установлено:
Распоряжением Главы территориальной администрации <данные изъяты> района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ семья Тарабурка в составе <данные изъяты> человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и распоряжением Главы территориальной администрации <данные изъяты> района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ молодая семья ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в территориальную администрацию <данные изъяты> района г. Ярославля с заявлением о включении ее молодой семьи в состав участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года.
Приказом Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№-ж молодой семье ФИО4 было отказано в признании участником муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ярославле» на 2014-2020 годы со ссылкой на несоответствие молодой семьи условиям, указанным в п. 1.4 раздела 1 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
ФИО4 обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным отказ во включении ее молодой семьи в состав участников муниципальной программы, обязав ответчика включить ее молодую семью в состав участников программы.
Требования мотивировала тем, что оснований для принятия данного решения у ответчика не имелось, поскольку все необходимые документы были ею предоставлены, в том числе подтверждающие ее платежеспособность. Так, ответчику был представлен государственный сертификат на материнский капитал на сумму <данные изъяты>., свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве долевой собственности ее <данные изъяты> несовершеннолетним детям и ее отцу ФИО1, а также справка об оценке стоимости указанной квартиры в сумме <данные изъяты> руб.
Однако, при расчете платежеспособности ответчиком необоснованно не приняты во внимание свидетельства о праве собственности на указанную квартиру несовершеннолетних детей истицы, в связи с чем сделан неверный вывод о недостаточной платежеспособности молодой семьи.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, необоснованности, неправильному применению норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление по молодежной политике мэрии города Ярославля указало на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, заслушав в поддержание доводов жалобы ФИО4 и ее представителя по доверенности ФИО5, возражения представителя мэрии г. Ярославля и Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля по доверенностям ФИО7, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Отказывая в исковых требованиях ФИО4, суд первой инстанции исходил из того, что ее семья в связи с неподтверждением достаточной платежеспособности не может быть признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. При этом суд исходил из того, что правоподтверждеющие документы на недвижимое имущество несовершеннолетних детей ФИО4 таким подтверждением не являются.
Указанный вывод является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Как следует из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Во исполнение вышеуказанной подпрограммы Постановлением Правительства ЯО от 17.03.2011 года N 171-п утверждено Положение о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (далее - Положение).
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пп. «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (пп. «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пп. «в»).
Аналогичные условия участия молодой семьи в подпрограмме изложены в п.1.4 Положения.
Согласно п. 1.6. Положения условием признания молодой семьи, имеющей доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, может являться наличие у молодой семьи в частности недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в собственности членов молодой семьи либо их близких родственников.
Доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, могут быть подтверждены молодой семьей на основании документов в порядке, установленном Положением.
В соответствии с п.2.4 Положения одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является несоответствие молодой семьи условиям, указанным в пункте 1.4 раздела 1 Положения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы территориальной администрации <данные изъяты> района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ семья Тарабурка в составе <данные изъяты> человек, включая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ р., и <данные изъяты> ее несовершеннолетних сыновей - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ г.р., принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а распоряжением Главы территориальной администрации <данные изъяты> района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ семья ФИО4 признана молодой семьей, нуждающейся в жилом помещении в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».
В последующем ФИО4 обратилась в территориальную администрацию <данные изъяты> района г. Ярославля с заявлением о включении ее молодой семьи в состав участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, однако приказом Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№-ж ее молодой семье отказано в признании участником муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ярославле» на 2014-2020 годы в связи с несоответствием молодой семьи условиям, указанным в п. 1.4 раздела 1 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, а именно - критерию платежеспособности.
Как установлено судом первой инстанции, при разрешении заявления об участии в подпрограмме, органом местного самоуправления при оценке подтверждения дохода молодой семьи ФИО4 в числе прочих документов были приняты во внимание:
государственный сертификат на материнский капитал - в подтверждение платежеспособности в сумме <данные изъяты>.
и свидетельство о праве долевой собственности на недвижимое имущество (<данные изъяты> квартиру по адресу: <адрес>) принадлежащее отцу истицы ФИО1 в размере <данные изъяты> доли, с учетом предоставленной доверенности на право распоряжения ФИО4 указанной долей и справки ООО «<данные изъяты>» о стоимости квартиры в размере <данные изъяты>. – в подтверждение платежеспособности в сумме <данные изъяты>., всего на сумму <данные изъяты> при необходимости подтверждения платежеспособности семьи из <данные изъяты> человек в сумме <данные изъяты>.
При этом не приняты во внимание правоподтверждающие документы (свидетельства) о праве собственности <данные изъяты> несовершеннолетних детей ФИО4 на это же недвижимое имущество в размере <данные изъяты> доли (по <данные изъяты> доле каждого), соответственно в сумме <данные изъяты>.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ФИО4, согласился с правовой позицией ответчика, которая сводилась к невозможности подтверждения платежеспособности молодой семьи имуществом ее несовершеннолетних членов.
Судебная коллегия с указанными выводами суда не согласна и считает обоснованными доводы жалобы о том, что для решения вопроса о праве молодой семьи истицы на участие в подпрограмме органом местного самоуправления должно учитываться имущество всех ее членов, без исключения несовершеннолетних детей, поскольку указанное соответствует п. 1.6. Положения, предусматривающему возможность учета в качестве подтверждения платежеспособности молодой семьи наличие недвижимого имущества и транспортных средств в собственности ее членов без какого либо ограничения.
Доводы ответчика об отсутствии полной дееспособности несовершеннолетних членов молодой семьи для распоряжения недвижимым имуществом, не свидетельствуют о том, что его реализация законным представителем ФИО4 при соблюдении требований действующего законодательства в целях улучшения жилищных условий семьи невозможна.
Из текста абз. 3 п. 1.6 Положения следует, что доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, могут быть подтверждены молодой семьей на основании одного или нескольких перечисленных в нем документов. Указанное не исключает возможность предоставления заявителями иных, не поименованных в перечне документов, например, правоустанавливающих документов близких родственников членов молодой семьи.
По мнению судебной коллегии, указанный в абз. 3 п. 1.6 Положения перечень документов по своему смыслу не является исчерпывающим, в связи с чем вывод суда, что представленные ФИО4 и принятые органом в качестве приложения к заявлению свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество несовершеннолетних детей, не отвечают требованиям п. 1.6 Положения, является ошибочным.
На основании изложенного, на момент принятия органом местного самоуправления решения об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы семья истца отвечала критериям ее участников, в связи с чем вывод суда первой инстанции следует признать необоснованным.
Неправильное применение судом материального закона привело к вынесению решения, которое не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 20 октября 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать отказ мэрии г. Ярославля о включении молодой семьи ФИО4 в число участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ярославле» на 2014-2020 годы незаконным.
Обязать мэрию г. Ярославля включить молодую семью ФИО4, состоящую из <данные изъяты> человек, в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ярославле» на 2014-2020 годы.
Председательствующий
Судьи