Судья Яковлева Л.М. Дело № 33-1230/2018
Докладчик Козлов А.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М.,
судей Ганченковой В.А., Скипальской Л.И.,
при секретаре Ермаковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 июля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о возложении обязанности поставить на данный учет по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия ФИО2 на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03 апреля 2018 г.,
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний», сотрудникам управления Федерального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия УФСИН России по Республике Мордовия) от 17 ноября 2017 г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) и о возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из пяти человек с даты подачи рапорта – 15 августа 2017 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, занимает должность старшего инспектора по особым поручениям отдела безопасности УФСИН России по Республике Мордовия, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
15 августа 2017 г. ФИО1 обратился в комиссию УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением (рапортом) о принятии его и членов его семьи - супруги ФИО3, детей: сына А.В.И.<дата> года рождения, сына А.Л.И.<дата> года рождения, сына А.А.И.<дата> года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты. К рапорту приложил необходимые документы.
По результатам рассмотрения его заявления (рапорта) решением комиссии УФСИН России по Республики Мордовия от 17 ноября 2017 г., оформленным протоколом № 6, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно вселением в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, жены ФИО1 - ФИО3 и её ребенка М.В.А.
По мнению истца, названное решение комиссии УФСИН России по Республике Мордовия является незаконным и подлежит отмене, так как указанные действия не являются намереным ухудшением жилищных условий (л.д. 1-4).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03 апреля 2018 г. исковые требования ФИО1 к УФСИН России по Республике Мордовия полностью удовлетворены (л.д. 162-179).
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Республике Мордовия ФИО2 считает решение суда незаконным и необоснованным. Полагает, что вселение в жилое помещение супруги истца и её ребенка, который не является сыном ФИО1 свидетельствует об ухудшении им жилищных условий. Обращает внимание, что ФИО3 и М.В.А. снявшись с регистрационного учета, совершили добровольный отказ от права пользования жилым помещением. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 (л.д. 194-197).
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения (л.д. 203-205).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика УФСИН России по Республике Мордовия, третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних А.Л.И. и А.А.И., представитель третьего лица Федеральной службы исполнения наказания не явились.
Согласно поступившим заявлениям представитель третьего лица Федеральной службы исполнения наказания ФИО2 и третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних А.Л.И. и А.А.И., просили рассмотреть дело без их участия.
На основании части 1 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец ФИО1, действующий также как представитель третьего лица несовершеннолетнего А.В.И., просил апелляционную жалобу отклонить.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступивших относительно неё возражениях, заслушав ФИО1, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 ГПК РФ приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 16 августа 1997 г. по 15 сентября 2010 г., а также с 7 июня 2012 г. по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Республике Мордовия, в должности старшего инспектора по особым поручениям отдела безопасности с 1 июня 2016 г. Выслуга лет по состоянию на 1 августа 2017 г. в календарном исчислении составляет 18 лет 2 месяца 23 дня (л.д. 134).
С <дата> ФИО1 состоит в браке с ФИО3 (до брака – ФИО4) (л.д. 113), они имеют совместных детей: сына А.Л.И.<дата> года рождения (л.д. 96), сына А.А.И.<дата> года рождения (л.д. 99).
Кроме того, ФИО1 является отцом А.В.И.<дата> года рождения (л.д. 94), а ФИО3 – матерью М.В.А.<дата> года рождения (л.д. 66).
За ФИО1 и его отцом А.Н.И. (л.д. 24) с 23 мая 2006 г. зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве – по 1/2 за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 43,6 кв.м. (л.д. 128-129).
В данном жилом помещении до 15 февраля 2017 г. были зарегистрированы ФИО1 со своими детьми А.В.И. и А.Л.И.
Впоследствии в указанной квартире поставлены на регистрационный учет по месту жительства также ФИО3 с М.В.А. – 15 февраля 2017 г., а также А.А.И. после своего рождения – с 7 июня 2017 г. (л.д. 116).
Ранее ФИО3 и её несовершеннолетний сын М.В.А. имели регистрацию в жилом помещении общей площадью 43,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма (л.д. 114).
Кроме них в этой квартире находились на регистрационном учете З.Н.И., З.Н.Л. и З.И.Н.
15 августа 2017 г. ФИО1 обратился в комиссию УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением (рапортом) на имя временно исполняющего обязанности начальника УФСИН России по Республике Мордовия ФИО5 о принятии его и членов его семьи (супруги ФИО3, сына А.В.И.<дата> года рождения, сына А.Л.И.<дата> года рождения, сына А.А.И.<дата> года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ), приложив необходимые документы (л.д. 85).
Комиссией УФСИН России по Республики Мордовия 17 ноября 2017 г. принято решение, оформленное выпиской из протокола № 6, согласно которому ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий на основании части 8 статьи 4 приведенного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (л.д. 141).
При этом комиссия УФСИН России по Республики Мордовия, а также представитель ответчика в судах первой и апелляционной инстанций не оспаривали факт не предоставления ФИО1 совместно с заявлением (рапортом) полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. № 369.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании незаконным указанного решения комиссии УФСИН России по Республики Мордовия от 17 ноября 2017 г., суд первой инстанции исходил, из того, что истцом не было совершено намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считая его законным и обоснованным ввиду следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника) (пункт 1 части 8 часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
На основании данного пункта ФИО3 с членами его семьи комиссией УФСИН России по Республики Мордовия отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия считает, что в силу приведенной выше правовой нормы вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение его супруги, мотивированное любыми причинами, не может расценивается как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Следовательно, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что отказ ФИО3 от права пользования жилым помещением, в котором она ранее была зарегистрирована, и вселение в квартиру, находящуюся в собственности её супруга, следует отнести к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, основан на неправильном толковании норм материального права.
Вселение в квартиру истца несовершеннолетнего сына его жены – М.В.А. также не свидетельствует о совершении ФИО1 намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку не влияет на возникновение у него права на получение единовременной социальной выплаты.
Независимо от регистрации М.В.А. в спорном жилом помещении, на одного члена семьи ФИО1, на момент его обращения с заявлением (рапортом) к ответчику, приходилось менее 15 кв.м. и составляло 8,7 кв.м. (43,6 (общая площадь квартиры) : 5 (количество членов семьи истца).
Таким образом, постановка на регистрационный учет несовершеннолетнего М.В.А. не послужило основанием для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты и, следовательно, данное действие нельзя признать, как повлекшее ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно материалам дела и обжалуемого решения, о наличии других оснований для отказа ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты стороной ответчика не заявлено.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика в апелляционной жалобы, по существу сводятся к обоснованию возражений УФСИН России по Республике Мордовия относительно заявленных истцом требований, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств и подлежат отклонению как необоснованные.
При этом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий | А.М. Козлов |
Судьи | В.А. Ганченкова |
Л.И. Скипальская |