ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1232/2021 от 13.04.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1232/2021

судья Аксаненко Р.Т. (№ дела в суде 1-й инст. 2-142/2021)

УИД 75RS0001-02-2020-008377-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Радюк С.Ю.

судей Погореловой Е.А., Подшиваловой Н.С.

при секретаре Балагуровой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 13 апреля 2021 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю о понуждении произвести перерасчет пенсии,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 - ФИО2,

на решение Центрального районного суда г. Читы от 2 февраля 2021 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она с 16.08.1999 проходила службу в Управлении ФСНП России по Читинской области в специальном звании <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 31.08.1999 -лс. Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 11.11.2002 -лс истец была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции. Далее на основании приказа начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу она была принята на работу по трудовому договору специалистом 2 категории финансового отдела Управления. Приказом Начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу л/с от 30.06.2003 уволена в связи с ликвидацией организации с 01.07.2003. Приказом начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу лс от 30.06.2003 она была утверждена членом ликвидационной комиссии Управления (приказ начальника Управления от 12.05.2003) с 30.06.2003 отменен приказ /лс от 30.06.2003. На основании приказа председателя ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу от 18.12.2003 г. в связи с окончанием службы и работы членов ликвидационной комиссии, она была уволена с 22.12.2003 с должности члена ликвидационной комиссии, референта государственной службы 1 класса, ведущего специалиста финансового отдела Управления, выслуга лет на 22.12.2003 составляла 20 лет 02 месяца 21 день. После увольнения она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете начисленной ей пенсии за выслугу лет с 23.12.2003. Однако письмом от 09.09.2020 УМВД России по Забайкальскому краю в перерасчете пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что выслуга лет на момент увольнения составляет 18 лет 08 месяцев 13 дней, в связи с чем, право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» у нее отсутствует. Не согласившись с отказом в перерасчете назначенной ей пенсии, ФИО1 просила обязать УМВД России по Забайкальскому краю произвести перерасчет начисленной пенсии за выслугу лет, начиная с 23.12.2003.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с постановленным по делу решением, представитель истца ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Центрального районного суда г. Читы от 2 февраля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым обязать УМВД России по Забайкальскому краю произвести перерасчет начисленной ФИО1 пенсии за выслугу лет, начиная с 23.12.2003. В обоснование своей позиции, ссылаясь на нормы Федерального закона № 78 от 30.06.2002 указывает, что у лиц, проходивших службу в налоговой полиции, при увольнении со службы до 30.06.2007 сохраняется право на получение пенсии в порядке, установленном законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1. При исчислении пенсий и пособий учитываются: выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 78 от 30.06.2002. Указывает, что пенсия за выслугу лет в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу ФИО1 назначена с 23.12.2003 правомерно, выслуга лет составляет 20 лет 02 месяца 21 день, с учетом льготного исчисления имеющейся у ФИО1 выслуги лет. Указывают, что истица лишена гарантированного статьей 39 Конституции РФ права на пенсионное обеспечение. Ссылается, что 02.02.2021 было заявлено письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что представитель истца ФИО2 находится на больничном, а истец не имеет возможности обеспечить явку в судебное заседание по производственным обстоятельствам, в связи с чем просили отложить судебное заседание на дату после 08.02.2021. Указывают, что суд рассмотрел дело преждевременно, не исследовав все доказательства, нарушил права и законные интересы истца, рассмотрев дело в её отсутствие. Судом ошибочно указано, что выслуга лет истицы в льготном исчислении при включении спорных периодов службы (работы) на дату увольнения со службы составит 19 лет 08 месяцев 10 дней. В решении суда первой инстанции также не указан документ, которым при ликвидации налоговой полиции права по назначению пенсии сотрудникам УФСНП РФ по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу за выслугу лет переходят к УВД Читинской области, а также отсутствуют данные о том, что приказ председателя ликвидационной комиссии УФСНП по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу № 12 от 18.12.2003 о назначении пенсии истцу не имеет законной силы и может не исполняться ответчиком (л.д. 86-90).

Определением о принятии, подготовке дела к судебному разбирательству от 9 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен, Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю (л.д.2-3).

Третье лицо Отдел пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю, извещенный о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение истца ФИО1 и её представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя УМВД России по Забайкальскому краю ФИО3 об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ФИО1 с 16 августа 1999 г. была зачислена на службу в Управление Федеральной службы налоговой полиции России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее Управление ФСНП России по Читинской области и Агинскому Бурятскому округу) приказом л/с от 31 августа 1999 г. и ей присвоено звание <данные изъяты> (л.д. 11).

Приказом начальника Управления ФСНП России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу -лс от 10 декабря 2002 г. истец была уволена со службы из налоговой полиции по п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по сокращению штатов) с 18 декабря 2002г.

Этим же приказом истица была с 19 декабря 2002 г. принята на работу по трудовому договору в Управление ФСНП России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на должность специалиста 2 категории финансового отдела.

Впоследствии на основании приказа начальника Управления от 31.03.2003 г. ФИО1 с 1 апреля 2003 г. назначена на должность <данные изъяты> финансового отдела УФСНП РФ по Читинской области.

Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

В связи с данным Указом на основании Приказа начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу за 2003г. л/с от 30.06.2003 истица была уволена по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с 1 июля 2003 г. из организации в связи с ликвидацией.

Однако Приказом начальника Управления ФСНП России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу -лс от 30 июня 2003 г. вышеуказанный приказ отменен в связи с утверждением ФИО1 членом ликвидационной комиссии (л.д. 25).

Приказом председателя ликвидационной комиссии Управления ФСНП России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу от 18 декабря 2003 г. ФИО1 с 22 декабря 2003 г. была уволена в соответствии со ст. 81 п. 1 ТК РФ в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 28).

Выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения истицы была определена в следующем размере: календарная – 17 лет 02 месяца 12 дней, льготная – 02 года 02 месяца 10 дней, учеба – 00 лет 09 месяцев 29 дней, всего – 20 лет 02 месяца 21 день, что отражено в соответствующем расчете, который составлен помощником начальника Управления – начальником отдела кадров, членом Ликвидационной комиссии УФСНП РФ по Читинской области М.Ю.А. и утвержден председателем Ликвидационной комиссии С.М.Ю. (л.д.15-17). При этом период работы истицы с 19 декабря 2002 г. по 22 декабря 2003 г. был исчислен для определения выслуги лет на пенсию в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца. Основанием для такого исчисления указан Федеральный закон № 78-ФЗ от 30.06.2002 г. и п. 3 «г» Постановления Правительства № 941 от 22.09.1993 г. (л.д. 15 - 17).

Также начальником финансового подразделения 22 декабря 2003 г. составлено заключение о назначении ФИО1 пенсии по выслуге лет, в сумме 3207 рублей, которое утверждено председателем Ликвидационной комиссии (л.д. 31).

ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском и полагая, что пенсия по выслуге лет в связи с наличием у нее необходимого для назначения пенсии по выслуге лет стажа была назначена, но не выплачивалась, просила суд обязать ответчика произвести ей перерасчет начисленной с 23 декабря 2003 г. пенсии за выслугу лет.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в расчет выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД работу истицы в должности специалиста финансового отдела и члена ликвидационной комиссии с 19 февраля 2002 г. по 22 декабря 2003 г. в календарном исчислении. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что оснований для перерасчета пенсии по выслуге лет не имеется, поскольку у истицы на момент увольнения не имелось необходимого стажа для назначения пенсии по выслуге лет.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

В связи с принятием Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ) были определены условия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы).

Так, ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ предусмотрено, что государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы вводятся в пределах штатной численности федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава (п. 1).

Количество государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации (п. 2).

Государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в подразделениях и организациях федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации устанавливаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (п. 3).

Для лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, прекращается прохождение службы, а для указанных лиц, проходящих службу по контракту, также прекращается действие контракта. Указанные лица подлежат увольнению со службы в порядке и на условиях, которые установлены соответственно пунктом "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1(п. 4).

Выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и иные социальные гарантии и льготы (п. 6).

Лица младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации могут с их письменного согласия назначаться на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы на условиях, определяемых пунктами 8 - 10 настоящей статьи. При этом указанным лицам выплаты и денежные компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, для лиц, увольняемых со службы в указанных органах, не производятся и не выплачиваются (п. 7).

Назначение на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы осуществляется на внеконкурсной основе и без испытательного срока, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицам, назначенным на государственные должности федеральной государственной службы, одновременно присваиваются квалификационные разряды (п. 8).

Для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с п. п. 7 - 9 настоящей статьи, предусматриваются следующие социальные гарантии и денежные компенсации, в том числе: 3) при увольнении с работы до 30 июня 2007 года за указанными лицами сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При исчислении пенсий и пособий учитываются в том числе, выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с п. 6 настоящей статьи.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий предопределяет особый правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе в рамках дискреции и с помощью специального правового регулирования устанавливать и изменять условия и порядок прохождения государственной службы; действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" установил условия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы), которые предполагали в том числе возможность для лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации продолжить службу (работу) в указанных органах на должностях государственной гражданской службы либо в организациях бюджетной сферы; закрепленное пп. 3 п. 10 ст. 3 данного Федерального закона право выхода на пенсию указанных лиц и на ее назначение в порядке, установленном Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I, при условии увольнения их с работы до 30.06.2007 является специальной гарантией, обеспечивающей стабильность правового регулирования и предоставляющей гражданам возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения, и, не отменяет действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2390-О).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что работа истицы в должности специалиста финансового отдела, а также в качестве члена ликвидационной комиссии с 19 февраля 2002 г. по 22 декабря 2003 г. подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии является правильным.

Однако вывод суда о том, что данный период подлежит исчислению в календарном порядке, по мнению судебной коллегии, не основан на нормах действующего законодательства.

В ст. 18 Закона N 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ч. 1).

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении (ч. 2 ст. 18).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (далее Постановление).

В соответствии с абз. 5 п. 1 Постановления (в редакции действующей на момент увольнения истицы) лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы включаются периоды службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

В соответствии с пунктом 3 «г» Постановления для назначения пенсий уволенным со службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков), в соответствии с которым к отдаленной местности отнесена Читинская области.

Поскольку иного порядка исчисления выслуги лет государственным гражданским служащим для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действующим законодательством не установлено, работа истицы в органах налоговой полиции в период с 19 февраля 2002 г. по 22 декабря 2003 г. подлежит включению в льготном порядке как один месяц службы за полтора месяца.

Иное означало бы не соблюдение предусмотренных законом для лиц, которые из сотрудников органов налоговой полиции Российской Федерации перешли на иные условия службы (работы), специальных гарантий, обеспечивающих стабильность правового регулирования и предоставляющих гражданам возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Соответственно на момент увольнения истицы из органов налоговой полиции на 22 декабря 2003 г. ее стаж составлял 20 лет 2 месяца и 21 день, что достаточно для назначения ей пенсии по выслуге лет в соответствии Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Вместе с тем, выводы суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для перерасчета размера пенсии являются правильными и доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются судебной коллегией как несостоятельные по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Как следует из копии пенсионного дела ФИО1, представленного в суд первой апелляционной инстанции и принятого в качестве нового доказательства, истец с заявлением о назначении пенсии обратилась в ликвидационную комиссию 19 декабря 2003 г.

Вместе с тем, как установлено законодательством с 1 июля 2003 г. пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона N 4468-1 и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, как установлено в суде апелляционной инстанции, ФИО1 в УМВД России по Забайкальскому краю с заявлением о назначении пенсии не обращалась, пенсия её не назначалась, оснований для перерасчета пенсии не имеется.

Решение об отказе ФИО1 в назначении истице льготной пенсии УМВД России по Забайкальскому краю не принималось, что не лишает истца права на обращение к ответчику с указанным заявлением.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о перерасчете пенсии отмене или изменению не подлежит.

Доводы представителя истца о том, что дело было рассмотрено судом в её отсутствие и отсутствие её представителя при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела в виду контактирования представителя истца с больным COVID 19, что нарушило права и законные интересы истца, лишило возможности дать необходимые пояснения и представить дополнительные доказательства, судебная коллегия во внимание не принимает.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным.

Обязательным условием удовлетворения такого ходатайства являются уважительность причины неявки и исключение возможности злоупотребления своими процессуальными правами стороной, заявляющей соответствующее ходатайство.

Как видно из материалов дела, заявленное истцом и её представителем ходатайство судом в установленном порядке разрешено и мотивированно отклонено. Оснований сомневаться в правильности вывода суда в данной части у судебной коллегии не имеется.

В обоснование причин неявки в судебное заседание истцом и её представителем представлена копия страницы с портала Госуслуг о том, что ФИО4 25.01.2021 открыт больничный лист, а сама истица не может участвовать в рассмотрении дела по производственным обстоятельствам. Однако суд первой инстанции обоснованно отклонил данное ходатайство и рассмотрел дело в отсутствие истца и его представителя, поскольку доказательств уважительности причин неявки истца, не представлено. Нахождение представителя на больничном уважительной причиной неявки в рамках ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является. Кроме того, личное отсутствие истца и её представителя при рассмотрении дела по существу не лишило их возможности заранее представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований.

В этой связи, довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства об отложении слушания дела, не заслуживает внимания.

Иные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основанием для отмены правильного решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Читы от 2 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи