ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12335/19 от 25.07.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Ардашева Е.С. дело № 33-12335/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Екатеринбург 25.07.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В. и Редозубовой Т.Л. при секретаре Перевалове А.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании ( / / ) гражданское дело

по иску ( / / )2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх – ... о возложении обязанности установить транспортный налог, освободить от уплаты транспортного налога,

по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 08.04.2019.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Лакуровой О.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шахалов С.В. обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указал, что 19.02.2019 истец получил требование об уплате транспортного налога от 25.05.2018 в размере 10 912 руб., пени 153,86 руб. В соответствии с Законом Свердловской области №43-03 в редакции от 15.06.2011 от уплаты транспортного налога освобождены инвалиды, имеющие автомобиль мощностью до 150 л.с. При этом законодатель не отменил право на льготу, установленную Налоговым кодексом РФ, в соответствии с ч. 4 ст. ст.361 которого в случае, если налоговые ставки не определены законом субъектов Российской Федерации налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, то есть 7,5 руб., за л.с., превышающую налоговую ставку для инвалидов, имеющих автомобиль мощностью свыше 150 л.с. С учетом этого транспортный налог на его автомобиль мощностью 220 л.с. должен составлять 525 руб. в год. Кроме того, истец является инвалидом ЧАЭС и на него распространяются положения Федерального закона № от 15.05.1991 1244-1, которые освобождают его от уплаты всех видов налогов, пошлин и курортных сборов.

На основании изложенного, просил установить транспортный налог на автомобиль марки «Роад Партнёр», государственный регистрационный знак
... в размере 525 руб./год в соответствии с ч.4 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции от 25.12.2018 с изменениями от 25.01.2019; освободить пожизненно истца от уплаты транспортного налога на автомобиль в соответствии с п. 10 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 08.04.2019 исковые требования Шахалова С.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец решение суда просит отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом не применен закон, подлежащий применению, считает, что к спорным правоотношениям в части определения налоговой ставки должны быть применены положения Налогового кодекса Российской Федерации, а не Закона Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 №43-03. Истец, являясь инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, считает, что региональное законодательство не может ухудшать его материальное положение, сокращая льготы по сравнению с льготами, установленными федеральным законодательством. ФИО1 в апелляционной жалобе приводит расчет суммы транспортного налога на принадлежащий ему автомобиль, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому облагаемая мощность составляет 70 л.с. (220 -150), а сумма налога - 525 руб. в год (70 л.с.* 7,5 руб.). Указывает, что ФЗ №1244-1 от 15.05.1991 освобождает инвалидов Чернобыльской АЭС от уплаты налогов, о чем было известно ответчику при постановке на налоговый учет в 1991 году. Полагает, что Закон Свердловской области от 29.11.2002 №43-03 носит дискриминационный характер, поскольку предоставляет льготы только инвалидам, имеющим транспортные средства мощностью от 100 до 150 л.с.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 решение суда полагала законным и обоснованным, апелляционную жалобу истца не подлежащей удовлетворению.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда. С учетом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истцу на праве собственности принадлежит автомобиль марки «Тагаз Роад Партнер», государственный регистрационный знак ..., мощностью 220 л.с.

В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 3, 14, 56, 356 Налогового кодекса Российской Федерации установление общих вопросов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с названным Кодексом. Транспортный налог относится к региональным налогам. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В соответствии со ст.ст.356-359 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании п.1 ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства и устанавливаются в размерах, указанных в настоящей статье, в том числе для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. в размере 7,5 руб.

При этом в ч.2 названной статьи указано, что данные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ но не более чем в 10 раз.

Согласно ч.4 ст.361 Налогового кодекса РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п.1 настоящей статьи.

Вместе с тем, приложением к Закону Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» №43-03 от 29.11.2002, введены ставки по транспортному налогу, в том числе в отношении автомобилей мощностью от 200 л.с. до 250. л.с. установлена ставка в размере 49,6 руб.

В ст.4 вышеуказанного Закона предусмотрены налоговые льготы и основания их использования.

Так, согласно пп.8 ч.1 ст.4 Закона Свердловской области № 43-ОЗ освобождаются от уплаты транспортного налога инвалиды - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно.

Учитывая, что мощность двигателя принадлежащего истцу автомобиля, составляет 220 л.с., вышеуказанная льгота на истца не распространяется.

Поскольку законодательством Свердловской области установлены ставки транспортного налога, оснований для применения налоговых ставок, указанных в п.1 ст.361 Налогового кодекса РФ не имеется, транспортный налог ФИО1 правомерно исчислен с учетом положений Закона Свердловской области № 43-ОЗ от 29.11.2002.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и относительно отсутствия в действующем федеральном законодательстве обязанности субъекта Российской Федерации устанавливать специальную льготу в виде полного освобождения от уплаты транспортного налога для лиц, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Вопреки доводам истца положения Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 не регулируют отношения в сфере налогообложения, в том числе не освобождают от уплаты налогов инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС.

При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Безусловных оснований, предусмотренных ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 08.04.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

ФИО3

Судьи:

ФИО4

ФИО5