ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12335/2014 от 21.01.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

 Судья Никитина B.C.

 Дело № 33-306

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Веретновой О.А.

 судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.

 при секретаре Новгородцевой А.В.

 рассмотрела 21 января 2015г. в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Кудымкара Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 05 ноября 2014 которым постановлено:

 Заявление ФИО1 удовлетворить.

 Признать решение Администрации города Кудымкара Пермского края от 14.10.2014 года об отказе во включении семьи ФИО1 в составе 4 человек в список граждан - участников подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» незаконным.

 Обязать администрацию города Кудымкар включить семью ФИО1 в составе 4 человек: ФИО1, С1.,С2.,Д. в список граждан - участников подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015годы».

 Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с требованиями о признании действий администрации г.Кудымкар незаконными и включении ее семьи в составе 4 человек в список граждан - участников подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

 Требования мотивированы тем, что письмом от 14.10.2014г. № 5400 администрация г.Кудымкара отказала ФИО1 и ее семье во включении в список граждан - участников подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ФИО1 необоснованно в заявление не включен отец сына ФИО2, не представлены документы на него, а также, что с учетом ФИО2 предполагаемая сумма, которая может быть предоставлена банком в кредит, значительно ниже той, которая необходима для участия в программе. Заявитель считает такой отказ администрации г.Кудымкар незаконным, не основанным на положениях нормативных актов, неверном толковании норм материального права и понятия молодая семья, которая может принимать участие в указанной программе, чем грубо нарушены ее права. С учетом положений заявителем Программы может быть как молодая семья, имеющая обеих супругов, так и одинокий родитель. На сегодняшний день у ФИО1 не имеется супруга, она молодая мама с тремя детьми. Ввиду того, что ФИО2 не является ее супругом, считает, что он не может быть участником подпрограммы, следовательно, не может быть включен в расчетную сумму взятия кредита в банке. При этом ФИО2 не только не желает быть участником Программы, он не желает быть супругом ФИО1 Ее гражданские права и обязанности не могут зависеть и быть ограниченными от ее семейного положения. Полагает, что законных оснований для отказа ей во включении в список граждан -участником подпрограммы у администрации г.Кудымкара не имелось. ФИО1 и ее дети нуждаются в улучшении жилищных условий, своими действиями администрация г.Кудымкара нарушила их права, создала препятствия к осуществлению жилищных прав.

 В судебном заседании ФИО1 на заявленных требованиях настаивала, указав, что банком одобрена выдача ей кредита на сумму *** руб., кроме того, имеется материнский капитал, в том числе региональный материнский капитал. Все предусмотренные программой документы ею представлены, с заявлением она обратилась о включении в список участников подпрограммы ее семьи в составе 4 человек.

 Представитель администрации г.Кудымкара с заявлением не согласился, указав, что 15.09.2014г. ФИО1 было подано заявление об участии в подпрограмме и предоставлены документы. В заявлении о включении в состав участников подпрограммы ФИО1 указала состав семьи - себя и троих несовершеннолетних детей. Из свидетельства о рождении Д., 07.12.2012г. следует, что его отцом является ФИО2 Согласно акта проверки, жилищных условий заявителя, семья проживает по адресу: ****, в составе: ФИО1, трое детей и муж - ФИО2 В соответствии с подпрограммой неполная молодая семья - это семья, состоящая из одного молодого родителя. Поскольку ФИО2 является отцом Д., проживает совместно с семьей в качестве члена семьи (сожителя), следовательно, в данной семье имеются оба родителя, возраст ФИО2 превышает 35 лет, а отсутствие брачных отношений между ФИО1 и ФИО2 юридического значения не имеют.

 ФИО1 не представлено доказательств, из которых бы следовало, что ее семья является неполной. Исходя из данных обстоятельств администрация сделала вывод, что семья ФИО1 не отвечает признакам молодой семьи и не может принимать участие в подпрограмме.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе администрация города Кудымкара просит решение суда отменить. В жалобе приводятся доводы аналогичные позиции, высказанной в ходе рассмотрения дела. Учитывая, что семья ФИО1 В,В. не является не полной, возраст одного из родителей превысил 35 лет, администрацией правомерно принято решение об отказе во включении семьи истца для участия в указанной выше подпрограмме. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы считает, что в соответствии с подпрограммой неполная молодая семья -это семья, состоящая из одного молодого родителя. Понятие неполная семья означает, что ребенка воспитывает один из родителей по объективным причинам. ФИО1 не представлено доказательств, что ее семья является неполной, напротив, из представленных в администрацию документов следует, что семья является полной в общепринятом понимании, а именно у детей есть мать и отец, возраст которого превышает 35 лет, которые принимают участие в воспитании и содержании детей. Отсутствие брачных отношений между ФИО1 и ФИО2 юридического значения не имеют. В связи с чем, семья истца не отвечает признакам молодой семьи и не может принять участие в подпрограмме.

 Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по изложенным доводам.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

 Целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Данным Постановлением утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

 Пунктом 6 названных Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

 а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

 б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

 в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 Пунктом 18 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

 а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

 б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

 в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

 г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

 Постановлением Правительства пермского края от 03.10.2013г. № 1322-п утверждена государственная программа «Семья и дети Пермского края», включающая в себя подпрограмму «Государственная социальная поддержка семей и детей».

 Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014г. №215-п.Пункт 1.3 Порядка закрепляет, что понятия "молодая семья", "социальная выплата", используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".

 Пунктом 4.6 Порядка установлено, что основаниями для отказа в постановке на учет для участия в Подпрограмме и включении в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, являются:

 4.6.1. непредставление либо представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, обязанность по предоставлению которых возложена на молодую семью;

 4.6.2. несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пункте 4.4 настоящего Порядка;

 4.6.3. несоответствие молодой семьи требованиям, определенным подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище";

 4.6.4. подтверждение суммы денежных средств или размера стоимости имущества, находящегося в собственности члена (членов) молодой семьи, меньше расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, определенной в соответствии с Порядком признания молодой семьи как семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

 4.6.5. недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

 4.6.6.ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием государственных социальных выплат, компенсаций, субсидий и прочих выплат, связанных с приобретением (строительством) жилья и обслуживанием кредита (займа) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 4.6.7.заключение кредитного договора (договора займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома после 1 января 2011 года.

 Как установлено судом, ФИО1 15.09.2014г. обратилась с заявлением для постановки на учет для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и предоставила пакет документов. В заявлении о включении в состав участников подпрограммы заявителем указана семья в составе 4 человек: ФИО1, дочь С1., 2000г.р., дочь С2., 2002г.р., сын Д. 2012г.р.

 Администрацией г.Кудымкара по результатам рассмотрения заявления ФИО1, письмом от 14.10.2014г. отказано ей во включении семьи в состав участников подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по мотиву, что в заявлении ФИО1 не указан в составе семьи ФИО2, отец Д., и не представлены на него документы, а также в связи с недостаточностью денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 Также судом установлено, что ФИО3 в браке не состоит, имеет троих несовершеннолетних детей, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, ФИО2 в качестве члена своей семьи не рассматривает, имеет доходы, позволяющие получить кредит в размере денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, что подтверждается справкой Банка о возможной сумме кредита.

 Разрешая заявленные требования, суд правильно применил положения норм материального права и обоснованно признал незаконным отказ во включении семьи ФИО1, состоящей из заявителя и несовершеннолетних детей, в состав участников подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по основанию несоответствия ее требованиям, предъявляемым к участникам программы -неполная молодая семья, не предоставлению документов на ФИО2 и недостаточностью денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 Выводы суда являются верными, должным образом мотивированными, основанными на правильном толковании закона, соответствующими правильно установленным обстоятельствам дела.

 Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что ФИО1 с несовершеннолетними детьми не может рассматриваться как неполная молодая семья для признания ее соответствующей требованиям, предъявляемым к участникам программы, поскольку проживает совместно с ФИО2, отцом ее сына Д., состоятельными быть признаны не могут.

 Понятие «молодая семья» содержится в п. 1.1 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденного данным Постановлением от 01.04.2014г., в силу которого Молодая семья - семья, состоящая из супругов или из супругов и одного и более детей (родных или усыновленных), в том числе неполная семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей (родных или усыновленных), при условии, что возраст каждого из супругов (молодого родителя) не превышает 35 лет (включительно).

 Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что законодательством установлен специальный субъект «молодая семья или неполная молодая семья», который является субъектом регулируемых подпрограммой правоотношений. Определяющим для отнесения к данному субъекту является состав такой семьи (состоящая из супругов или из супругов и одного и более детей (родных или усыновленных), в том числе неполная семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей (родных или усыновленных) и возраст ее членов.

 Из чего следует, что по составу членов такая семья понимается в более узком смысле, чем предусмотрено, в том числе нормами жилищного законодательства. Таким образом, включение в члены такой семьи для отнесения ее к указанному субъекту иных членов, при том, что к таковым не относит их и сама семья, на положениях закона не основано.

 ФИО1 позиционирует свою семью как состоящую из нее и трех несовершеннолетних детей. ФИО2, отца своего ребенка Д., ФИО1 в качестве члена ее семьи не рассматривает, в браке с ним не состоит. Соответственно, учитывая, что ФИО2 не состоит в браке с ФИО1, последней в качестве членов ее семьи не рассматривается, сам факт того, что он является отцом ребенка ФИО1 не может свидетельствовать об отнесении его к члена семьи ФИО1 для определения такой семьи в качестве специального субъекта регулируемых программой правоотношений. То обстоятельство, что ранее при рассмотрении иного гражданского дела ФИО2 был отнесен к членам семьи ФИО1, определяющего значения для разрешения настоящего дела не имеет, поскольку спор касался иных правоотношений.

 Из чего следует, что семья ФИО1 является неполной, состоящей из одного родителя и трех несовершеннолетних детей.

 Ссылки в апелляционной жалобе на нормативные акты - Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 12.08.1970г. № 659, ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010г., письмо от 22.10.2009г. № 03-04-05-01/757 Министерства финансов РФ, письмо от 19.04.2011г. № 03-04-05/5-272 Министерства финансов РФ, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку они регулируют иные социальные правоотношения, в частности связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, раскрывают понятие «одинокая мать», «единственный родитель», что к рассматриваемым правоотношениям, связанным с реализацией права на жилье отношения иметь не может.

 При таком положении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ФИО1 и ее трое несовершеннолетних детей могут быть рассмотрены в качестве субъекта «неполная молодая семья» регулируемых подпрограммой правоотношений.

 Требуемые п.4.2 Порядка документы ФИО1 на семью из 4 человек были предоставлены, что подтверждается материалами дела.

 С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы администрации г.Кудымкара состоятельными быть признаны не могут и отмену постановленного судом решения не влекут.

 Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст.12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

 Иных доводов, имеющих правовое значение, апелляционная жалоба не содержат. Нарушений, установленных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не выявлено.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 05 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кудымкара Пермского края - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи