Судья Шегида Е.А.
Докладчик Игнатенкова Т.А. дело № 33-1233-2017
Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.,
судей Торговченковой О.В., Маншилиной Е.И.
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ООО «Водоканал» на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 17 января 2017 года, которым постановлено:
Обязать ООО «Водоканал» производить начисление платы за потребленные ФИО1 коммунальные ресурсы в виде питьевой воды, поставляемые по адресу: <адрес>, на основании данных прибора учета холодной воды марки СВК-15-3, заводской №».
Заслушав доклад судьи Игнатенковой Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился к ООО «Водоканал» с требованием о понуждении Общества производить начислены платы на потребление питьевой воды на основании показаний прибора учета.
В обоснование исковых требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Водоканал» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, расчеты производились по показаниям прибора учета. В июле 2016г. в связи с истечением периода межповерочного интервала проведена поверка установленного в его доме прибора учета. В ответе на его обращение № 420 от 15.08.2016 ответчик указал на необходимость либо осуществить переустановку имеющегося прибора учета воды в колодец, либо установить второй (контрольный) прибор учета в колодце. Истец находит это требование ответчика необоснованным. С ноября 2016г. ответчик производит начисление платы за водоснабжение по нормативам потребления. Истец считает данные действия ответчика незаконными. Просит признать начисление ответчиком платы за потребление питьевой воды с ноября 2016г. по нормативу незаконным, обязать ООО «Водоканал» производить начисление платы за потребление питьевой воды на основании данных установленного в его жилом доме прибора учета холодной питьевой воды (счетчика воды) марки СВК-15-3, заводской номер №.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, указав на то обстоятельство, что ответчиком в устном порядке было отказано в приеме заявления о вводе в эксплуатацию установленного в жилом доме прибора учета.
Представитель ответчика ООО «Водоканал» по доверенности ФИО3, возражая против удовлетворения требований истца, указал, что в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» прибор учета должен быть установлен на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Кроме того, указал, что истец после проведенной поверки прибора учета в установленном законом порядке не обращался с заявлением о вводе прибора учета в эксплуатацию, а начисление платы по показаниям прибора учета возможно только после его ввода в эксплуатацию.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «Водоканал» просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая, что прибор учета холодной воды после проведенной поверки истцом не был введен в эксплуатацию, соответствующая заявка с приложением документов к ответчику не поступала. Суд, обязав производить начисление по показаниям прибора учета, по существу, подменил собой поставщика воды и признал тем самым необязательным ввод в эксплуатацию ИПУ, в порядке предусмотренном действующим законодательством.
Согласно ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу положений ч.1 ст.327.1 названного Кодекса суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исходя из положений ч.3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося истца ФИО1, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ООО «Водоканал» по доверенности ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает обжалуемое судебное решение подлежащим отмене с принятием нового судебного решения об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.
Материалами дела установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и МУП «Водоканал» заключен договор № на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. ДД.ММ.ГГГГ. в названном жилом доме (в кухне) установлен и введен в эксплуатацию прибор учета холодной воды модель СВК-15-3, заводской №, что подтверждается соответствующим актом от 04.12.2009г., подписанным ФИО1 и контролером МУП «Водоканал». В акте указан дата очередной поверки: 30.11.2015г. Согласно копии квитанции ООО «РВЦ Стройсервис» ФИО1 21.07.2016г. произведена поверка прибора учета. Соответствующая отметка сделана в паспорте прибора учета СВК-15-3 с указанием «годен».
Как установлено материалами дела, 15.07.2016г. ФИО1 обращался в ООО «Водоканал» с заявлением о проведении поверки прибора учета. На это обращение 15.08.2016г. ООО «Водоканал» дал истцу ответ, в котором указал, что расчеты за воду не могут осуществляться на основании показаний счетчика, поскольку он установлен в самом доме, а не в месте присоединения водопроводного ввода дома к централизованной сети водоснабжения. ФИО1 предложено либо осуществить переустановку имеющегося прибора учета воды в колодец, либо установить второй прибор учета в колодце как контрольный для использования в расчетах с ООО «Водоканал», а имеющийся использовать как дополнительный, по нему фиксировать расходы воды и корректировать по контрольному прибору.
С 01.11.2016г. начисление платы ответчик производит по нормативам потребления. Данное обстоятельство подтверждается квитанциями, направленными ООО «Водоканал» в адрес истца ФИО1, что не отрицалось в ходе судебного разбирательства представителем ООО «Водоканал». Возражая против исковых требований и оспаривая решение суда, ответчик указывает на то, что основанием для начисления платы за водоснабжение по показаниям прибора учета возможно после ввода его в эксплуатацию, однако истцом данный порядок не соблюден. Истец не представил в ООО «Водоканал» документы, подтверждающие проведение поверки прибора учета, и иные документы, необходимые для ввода прибора учета в эксплуатацию.
Удовлетворяя требования истца и обязывая ООО «Водоканал» производить начисление платы за потребленные ФИО1 коммунальные ресурсы в виде питьевой воды, поставляемые по адресу: <адрес>, на основании установленного в жилом доме прибора учета холодной воды марки СВК-15-3, заводской №, суд первой инстанции пришел к выводу, что ресурсоснабжающей организацией прибор учета холодной воды, установленный в домовладении, принадлежащем истцу, после проведенной 21.07.2016г. поверки принят в эксплуатацию. В течение периода с 30.11.2015г. по 31.10.2016г. показания данного прибора учета холодной воды использовались при расчетах с потребителем.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям:
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к решению суда, в соответствии с которыми решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3 данного постановления Пленума).
Согласно ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ч.1 ст.57 ГПК РФ).
Указанным требованиям постановленное по данному делу судом первой инстанции судебное решение не соответствует в части удовлетворения требований истца ФИО1
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу положений ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений ч.2, ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.4)
Согласно ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354. При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В силу п.42 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В силу п.80, п.81 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п. 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем (лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги) на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (п. 81).
В силу п. 81 (6) Правил по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию, согласно п.81 (7) Правил, составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Соглашаясь с доводами истца, суд, между тем, не дал никакой правовой оценки возражениям представителя ответчика и представленным им документам, свидетельствующим о том, что истцом допущено нарушение положений пунктов 81 (14), 81-81(9) упомянутых Правил, в том числе доводам ответчика о том, что истец не представил ответчику документы, подтверждающие проведение поверки прибора учета (поверка проведена 21.07.2016г.), установленный в жилом доме истца прибор учета после проведения поверки 21.07.2016г. в установленном законом порядке не был введен в эксплуатацию.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение вышеприведенных положений ч.1 ст.56 ГПК РФ, истцом в материалы дела не представлено никаких доказательств, подтверждающих его доводы о том, что он в установленном законом порядке обращался к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию установленного в жилом доме прибора учета после проведения 21.07.2015г. поверки.
Между тем, в силу положений названных Правил использование прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, возможно лишь в случае ввода его в эксплуатацию. Причем в силу п. 81 Правил данная обязанность возложена на собственника жилого помещения. Согласно положениям пункта 81(14) ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Процедура ввода в эксплуатацию прибора учета, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает проверку прибора индивидуального учета, его опломбирование и оформление акта о вводе прибора в эксплуатацию организацией, которая осуществляют ресурсоснабжение и с которыми заключены указанные договоры.
Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (ст. 20), вышеназванными Правилами предусмотрена процедура ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию, в соответствии с которой кроме составления двустороннего акта ввода прибора учета по результатам его проверки на предмет его соответствия заводскому номеру, технической документации, его работоспособности представитель ресурсоснабжающей организации осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
В таком же порядке осуществляется ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки (п. 81 (14) Правил № 354). Согласно п. 81 Правил такой ввод осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого помещения, поданной исполнителю. При этом к заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с пунктом 81(4) названных Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
Пунктом 81(6) этих же Правил определено, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.
А в соответствии с пунктом 81(7) Правил акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 81(8) установлено, что перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Приведенные положения Правил… свидетельствуют о том, что оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, т.е. документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого помещения, поданной исполнителю.
Между тем, истцом в материалы дела не представлено отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что истец ФИО1 обращался к ответчику с такой заявкой с приложением необходимых документов, но ему во вводе в эксплуатацию названного прибора учета ответчиком незаконно было отказано.
В материалах дела имеется лишь копия квитанции от 21.07.2016г., согласно которой истцом за проведение поверки счетчика уплачено ООО «Р» <данные изъяты> руб.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (81.5).
При таком положении возложение обязанности на ответчика принять приборы учета, без ввода в установленном законом порядке прибора учета в эксплуатацию будет являться нарушением требований действующего законодательства по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности производить начисление платы за потребленные ФИО1 коммунальные ресурсы в виде питьевой воды на основании данных прибора учета холодной воды марки СВК-15-3, заводской №».
Из представленных истцом в материалы дела доказательств не следует, что акт поверки прибора учета холодной воды от 21.07.2016г. был представлен истцом ответчику, а, следовательно, показатели установленного в жилом доме истца прибора учета холодной воды по вышедшему из строя прибору учета не подлежали учету ответчиком.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает каких-либо нарушений прав истца действиями ответчика, считает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований истца.
По изложенным основаниям постановленное судом решение подлежит отмене с одновременным принятием судебного решения об отказе истцу в удовлетворении его требований об обязании ответчика производить начисление платы за потребленные ФИО1 коммунальные ресурсы в виде питьевой воды, поставляемые по адресу: <адрес>, на основании данных прибора учета холодной воды марки СВК-15-3, заводской №».
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 17 января 2017 гола отменить, постановить новое решение об отказе ФИО1 в иске к ООО «Водоканал» о понуждении производить начисление платы на водоснабжение по показаниям прибора учета.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна: докладчик
секретарь