ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12368/2016 от 12.09.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Ремезов Д.А. Дело № 33-12368/2016 А-146г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Красноярск 12 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Быстровой М.Г.

судей Кучеровой С.М., Тарараевой Т.С.

при секретаре Варовой С.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2

на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 11 июля 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Красноярске, Кировский район, «Кузнецовское плато», пригодного для целей индивидуального жилищного строительства, согласно заявлениям от 24.04.2015 года, отказать».

Заслушав доклад судьи Быстровой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту горимущества администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане города Красноярска.

Требования мотивировала тем, что является многодетной матерью и в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ и ст.14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» имеет право бесплатно без торгов приобрести в собственность земельный участок. Однако на ее многочисленные обращения о предоставлении ей земельного участка, пригодного для целей индивидуального жилищного строительства в жилом районе «Кузнецовское плато» в Кировском районе г. Красноярска, Департаментом горимущества даны 6 ответов, которыми в удовлетворении ее заявлений отказано в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки относятся к общественно-деловой функциональной зоне (зонам делового, общественного и коммерческого назначения), либо территориальной зоне перспективного развития, что она считает незаконным.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель представителя ФИО1 – ФИО2 просит это решение отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, что изложены в исковом заявлении.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, и полагая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание и не сообщивших о причине неявки, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.

Пунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такой порядок установлен ст.ст. 29.4, 29.5 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", которыми предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, как прошедших, так и не прошедших государственный кадастровый учет.

Так, ст. 29,4 названного закона установлено, что при поступлении от гражданина, относящегося к указанной категории, заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в названном месте может быть образован только один участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Если в названном месте может быть образовано несколько земельных участков, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления утверждает схемы в количестве, соответствующему количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления.

Как установлено ст. 29.5 названного закона, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.

Статьей 39.16 ЗК РФ, а также п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, согласно которым в предоставлении земельного участка может быть отказано, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14 данной статьи ЗК РФ); в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо (п. 22).

В соответствии с п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 года № 7-107 утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск.

На момент рассмотрения заявлений истицы о предоставлении в собственность земельных участков действовали Правила землепользования и застройки г. Красноярска (далее Правила), утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 года № В-306 (в ред. от 08.04.2014 года, с изм. От 19.01.2015 года), утратившие силу в связи с изданием Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122.

Согласно п. 1 ст. 23 указанных Правил, зоны жилой усадебной застройки включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения усадебных и блокированных жилых домов.

В зонах жилой усадебной застройки допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также стоянок, гаражей, площадок для временной парковки автотранспорта, объектов социального, коммунально-бытового назначения, линейных и иных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

В п. 2 названной выше статьи Правил определены основные виды разрешенного использования.

В силу п. 1 ст. 29 Правил, общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов образования, административных, научно-исследовательских учреждений, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Согласно п. 1 ст. 48 Правил, зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для последующего градостроительного освоения.

В зонах перспективного развития с целью их последующего градостроительного освоения допускается размещение линейных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов аварийно-спасательных служб.

В силу п. 2 ст. 48 Правил, основными видами разрешенного использования таких земельных участок являются 1) размещение линейных объектов; 2) размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; 3) размещение объектов аварийно-спасательных служб.

Территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) – п. 16 ст. 1 Правил.

Согласно п. 1 ст. 38 Правил, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, метрополитена, связи, а также для установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов.

В зонах инженерной и транспортной инфраструктур допускается размещение коммунальных, складских и иных объектов в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, при условии обеспечения безопасности функционирования объектов инженерной и транспортной инфраструктур – п. 2 ст. 38 Правил.

В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является многодетной матерью, имеющей право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.

Как следует из ответов Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 24.04.2015 года ФИО1 подала 6 заявлений по вопросу предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, в ответ на которые Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска даны ответы, датированные 19.05.2015 года №№ А-7994, А-7989, А – 7997 (446), А-7983, А-7998, А – 7986, которыми в предоставлении ей этих земельных участков отказано, поскольку запрашиваемые земельные участки находятся в общественно-деловой функциональной зоне (зона делового, общественного и коммерческого назначения, объекты культуры), зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, территориальной зоне перспективного развития, территории общего пользования, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в границах запрашиваемых земельных участков расположен объект инженерно-технического обеспечения (л.д. 7-23).

В подтверждение этих обстоятельств ответчиком представлены Генеральный план от 13.03.2015 года № 7-107 (л.д. 108-115), а также схемы расположения испрашиваемых земельных участков с обозначением зон в соответствии с действующими на момент обращений Правилами землепользования и застройки г. Красноярска, предопределяющими разрешенное использование земельных участков (л.д. 73-76, 92, 116-120), из которых следует, что запрашиваемые земельные участки по обращениям от <дата> № А-7986, № А-7989 находятся в территориальной зоне жилой усадебной застройки (Ж.1), территориальной зоне перспективного развития (ПР), на территории общего пользования (л.д. 74, 75, 112, 113, 119, 120). Земельный участок (обращение от <дата>) расположен в границах общественно-деловой функциональной зоны (зона делового, общественного и коммерческого назначения, объекты культуры) – л.д. 76, 115, 116; испрашиваемый земельный участок по обращению от <дата> имеет наложение на земельный участок, предварительно согласованный муниципальному казенному учреждению в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от <дата>-арх для строительства детского сада (л.д. 108- 110); земельный участок (обращение от <дата>) относится к нескольким функциональным зонам: общественно-деловой зоне (зона делового, общественного и коммерческого назначения, объекты культуры), зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (озелененные территории общего пользования), зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (л.д. 111, 117); истребуемый земельный участок по обращению от <дата> расположен в пределах общественно-деловой функциональной зоны (зона делового, общественного и коммерческого назначения, объекты культуры); в границах указанного земельного участка также находится электрическая надземная линия высокого напряжения (л.д. 73, 114, 118).

Таким образом, испрашиваемые истцом земельные участки не отвечают установленным законом требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, разрешенное использование земельных участков, располагающихся в границах перечисленных выше зон, не соответствует цели использования таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, в ответах указано, что земельные участки для предоставления многодетным гражданам для индивидуального строительства на территории Красноярского края формируются и предоставляются за счет земель муниципальных образований Красноярского края, при этом вся информация о наличии земельных участков размещена на официальном портале Красноярского края в сети интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям»

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФИО1- ФИО2 о том, что ФИО1 в своих заявлениях испрашивала в том числе земельные участки, не прошедшие кадастровый учет, ничем не подтверждены и голословны, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 11 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1- ФИО2 оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи