ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12376/2021 от 29.09.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Бобылева Е.В. №33-12376/2021

24RS0056-01-2019-002386-91

2.146

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Крятова А.Н.,

судей Русанова Р.А., Парфеня Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юдиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Шкуровой О.Ю. , действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Магомедтагировой А.М. к администрации города Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска, Департаменту финансов администрации г. Красноярска, муниципальному казенному учреждению г. Красноярска «Управление капитального строительства», Правительству Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Министерству транспорта Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края о взыскании возмещения за изъятый земельный участок,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Красноярска Харисовой М.Х.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 16 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Шкуровой О.Ю. , действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Магомедтагировой А.М. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г.Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу Шкуровой О.Ю. 650 000 рублей.

Взыскать с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г.Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу Магомедтагировой А.М. 520 000 рублей.

В остальной части требований – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шкурова О.Ю. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Магомедтагировой А.М. обратилась в суд с иском к администрации города Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, Департаменту финансов администрации г.Красноярска, муниципальному казенному учреждению г. Красноярска «Управление капитального строительства», Правительству Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Министерству транспорта Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края о взыскании возмещения за изъятый земельный участок. Требования мотивировала тем, что при заключении соглашения об изъятии жилого дома по адресу: <адрес> муниципальным образованием в лице администрации г. Красноярска в размер денежной компенсации не была включена стоимость земельного участка под домом и не определен размер компенсации в данной части, подлежащей выплате в пользу истцов, пропорционально доле каждого в праве. Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Агентство деловых услуг» от 22.10.2018 года №011/18, проведенной в рамках гражданского дела №2-4264/2017 по иску муниципального образования г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Шкуровой Е.В. об изъятии имущества для государственный нужд с возмещением, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права государственной собственности, рыночная стоимость земельного участка составляет 2 600 000 рублей, соответственно рыночная стоимость 1/20 доли - 130 000 рублей, ввиду чего рыночная стоимость 5/20 долей равна 650 000 рублей, а 4/20 доли - 520 000 рублей.

С учетом уточнения требований истец просила взыскать в солидарном порядке за счет средств казны муниципального образования в счет возмещения 5/20 долей в праве на изъятый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в свою пользу 650 000 рублей, в пользу своей несовершеннолетней дочери 520 000 рублей в счет изъятых 4/20 долей в праве собственности на земельный участок.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска Харисова М.Х. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что администрация г. Красноярска является самостоятельным юридическим лицом, но казной города не распоряжается, а формулировка резолютивной части содержит противоположные способы исполнения. Кроме того, деятельность по резервированию, изъятию недвижимого имущества в рамках реализации переданных государственных полномочий закреплена за Департаментом градостроительства. Поскольку под изъятым жилым домом земельный участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, на него не было зарегистрировано никаких прав, то в рамках переданных полномочий в рамках границ других земельных участков, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет, был образован земельный участок, подлежащий изъятию, площадь которого определена в размере 438 кв.м., но она не соответствует площади, указанной в апелляционном определении, поскольку этот земельный участок образован органами местного самоуправления в рамках государственных полномочий с целью передачи его для осуществления строительных работ. Образованный земельный участок с кадастровым номером площадью 3438 кв.м. передан в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДоР». 12.07.2019 года на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Красноярский край. Полагает, что взыскиваемую сумму невозможно квалифицировать как убытки, поскольку земельный участок оформлен в собственность за Красноярским краем, фактически использован им в целях строительства, а денежные средства, переданные ранее на осуществление государственных полномочий, муниципалитетом возвращены в бюджет края, ввиду чего подлежат взысканию с Красноярского края.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Красноярского края Сирота И.А. выражает согласие с вынесенным решением суда, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» и МО город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска - Арабскую А.Н., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Правительства Красноярского края Сирота И.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно п.п. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ).

В силу подп. 3 п. 3 ст. 235, п. 1. ст. 279 ГК РФ допускается принудительное изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа.

Частью ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

На основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом, указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 данной статьи).

При определении выкупной цены изымаемого объекта недвижимости должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, поскольку собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Согласно ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в зависимости от того, для размещения объекта в чьих нуждах производится изъятие земельного участка.

Статьей 56.5 ЗК РФ регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных и муниципальных нужд, предусматривающий принятие конкретных мер уполномоченным на изъятие органом по запросу сведений о правах на объекты недвижимости, размещению информации об изъятии в различных источниках для доведения данной информации до заинтересованных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 56.5 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям (часть 3 указанной статьи).

Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес (часть 8).

В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений (часть 9).

В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи (часть 10).

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (часть 11 указанной статьи).

Из положений ст. 56.6 ЗК РФ следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии (часть 8).

Согласно части 10 указанной статьи, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости, в орган регистрации прав, организации, подавшей ходатайство об изъятии.

В соответствии с ч. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; или необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (ч. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).

Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется (ч. 3 ст. 56.7 ЗК РФ).

В силу ч. 1 ст. 56.8 ЗК РФразмер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (часть 2 указанной статьи).

Частью 9 данной статьи установлено, что размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Статьей 56.10 ЗК РФ определен порядок заключения соглашенияоб изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, между уполномоченным органом и правообладателем изымаемой недвижимости, которому заблаговременно был направлен проект данного соглашения с кадастровым паспортом на изымаемые объекты недвижимости и отчетами об их рыночной стоимости. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В силу ч. 13 ст. 56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 5-7 ч. 1 ст. 56.11 ЗК РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является, в том числе основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Согласно ч. 3, п. 2 ч. 4 ст. 56.11 ЗК РФ, права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 01.12.2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске", действовавшем в момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что строительство четвертого автодорожного мостового перехода через реку Енисей в городе Красноярске носит общественно значимый характер для Красноярского края, служит интересам социально-экономического и инфраструктурного развития Красноярской агломерации и <адрес> как краевого центра, а также целям обеспечения транспортной доступности объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона, объекты капитального строительства - автомобильная дорога общего пользования от <адрес> признаются объектами регионального значения. В состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения от <адрес> входят транспортная развязка в микрорайоне "Тихие Зори" I этап I пускового комплекса и участок автомобильной дороги в створе <адрес> I этап строительства в соответствии с проектной документацией "Строительство транспортной развязки в микрорайоне "Тихие Зори" I этап I пускового комплекса" и "Строительство автодороги в створе <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> I этап строительства".

Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445 (в ред. от 23.11.2018 года) "О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края" исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Красноярск (далее - орган местного самоуправления) был наделен государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе <адрес> края от 1 декабря 2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске" (часть 1 указанного Закона) (на срок до 31.12.2019 года).

Частью 2 Закона №10-4445 предусмотрен объем государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, которые соотносятся с положениями ст. 56.7 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава г. Красноярска, Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 45 Устава города Красноярска, в компетенцию администрации г. Красноярска входит осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность (часть 2 указанной статьи).

Согласно ч.ч. 2.1., 3 ст. 45 Устава, Администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

Регламентом администрации города, утвержденным Постановлением администрации г.Красноярска от 21.02.2005 года №68, администрации также предоставлены функции контроля за деятельностью органов администрации г. Красноярска.

Распоряжением администрации города Красноярска от 27.10.2015 года №377-р утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города, муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства" при принятии решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, согласно которому органом, уполномоченным на подготовку и согласование проектов правовых актов о резервировании земель и об изъятии земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и всех объектов недвижимости на таких участках для муниципальных нужд, является департамент градостроительства администрации города (п. 4 раздела I). МКУ "УКС" является ответственным за подготовку документов, необходимых для принятия решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (п. 7 раздела I).

Разделом III указанного Распоряжения определен порядок взаимодействия при принятии решений об изъятии земельных участков, согласно пункту 15 данного раздела, решение об изъятии земельных участков (далее - решение об изъятии) принимается в виде распоряжения администрации города, подписываемого заместителем Главы города. Не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии в целях выявления лиц - правообладателей, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для муниципальных нужд:

Пунктом 16 данного раздела предусмотрено, что решение об изъятии принимается по инициативе администрации г. Красноярска или ходатайства в порядке ст. 56.4 ЗК РФ.

1) МКУ "УКС" предпринимает действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) департамент градостроительства предпринимает действия, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 18 Раздела III).

В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, МКУ "УКС" незамедлительно информирует об этом департамент городского имущества.

Департамент городского имущества в течение 10 дней с даты получения данных сведений обращается в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд (пункт 25).

Разделом IV Распоряжения администрации города Красноярска от 27.10.2015 года №377-р предусмотрен порядок взаимодействия при подготовке и заключении соглашения об изъятии недвижимости, в соответствии с пунктом 26 которого Департамент градостроительства с участием департамента городского имущества осуществляет действия, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

МКУ "УКС" производит необходимые процедуры, предусмотренные подпунктами 1 - 5 части 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет информацию об их завершении в департамент городского имущества (п. 28 Раздела IV).

В случае отказа (уклонения) правообладателя от заключения соглашения об изъятии департамент градостроительства обращается в суд с иском о принудительном изъятии (п. 30 Раздела IV).

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с и. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу п. 12.1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

На основании п. 1 ч. 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъект) Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лип этих органов, по ведомственной принадлежности.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" дано разъяснение, согласно которому, исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования. Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора об установлении права застройки от 03.11.1936 года был выделен земельный участок, площадью 749,52 кв.м. для возведения двухквартирного дома по <адрес>.

На выделенном земельном участке, площадью 749,52 кв.м., фактически были расположены два жилых дома - по <адрес> и по <адрес>.

Жилой дом по <адрес> располагался на земельном участке с кадастровым номером площадью 416,0 кв.м. В настоящее время, указанный жилой дом и земельный участок изъяты для государственных нужд и на них зарегистрировано право собственности <адрес>.

Земельный участок, на котором был расположен дом по адресу: Красноярск, <адрес>, как самостоятельный на кадастровом учете не состоял, его границы и площадь не уточнялись.

В результате ряда сделок, совершенных в разное время, собственниками на праве общей долевой собственности в отношении вышеуказанного жилого дома стали: Шкурова Е.В. - 1/20 доля, Шкурова О.Ю. - 5/20 долей, Шкурова К.Ю. - 5/20 долей, Шкуров Ю.Ю. - 5/20 долей и Магомедтагирова А.М. - 4/20 доли.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.08.2016 года №136-арх. (ред. от 08.10.2018 года) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе ул. <адрес> от <адрес> до <адрес>" изъят жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый .

06 марта 2017 года между Муниципальным образованием «город Красноярск» в лице исполнительного органа администрации г. Красноярска, а также Магомедтагировой А.М., действующей с согласия матери Шкуровой О.Ю., Шкуровой К.Ю., Шкуровым Ю.Ю., Шкуровой О.Ю., было заключено соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а именно 19/20 долей жилого дома с кадастровым номером по адресу: Красноярский край, <адрес> для государственных нужд Красноярского края в целях строительства участка автомобильной дороги в створе <адрес> от <адрес> до <адрес>. Этим соглашением предусмотрено, что гражданам предоставляется возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества в размере 3 727 000 рублей. Соглашение считается заключенным с момента его подписания и является основанием для регистрации перехода права собственности на изымаемые объекты недвижимости.

В заключенном истцами с Муниципальным образованием город Красноярск соглашении от 06 марта 2017 года в выкупную цену изымаемого имущества была включена только стоимость самого жилого дома, а стоимость земельного участка, на котором находился данный дом, не определялась и не выплачивалась.

Платежными поручениями от 14 апреля 2017 года, от 14 апреля 2017 года, от 14 апреля 2017 года и от 14 апреля 2017 года в адрес Шкуровой О.Ю., Шкурова Ю.Ю., Магомедтагировой А.М. и Шкуровой К.Ю. были перечислены денежные средства в размере 931 750 рублей, 931 750 рублей, 745 400 рублей и 931 750 рублей соответственно.

Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04 августа 2017 года постановлено: «Изъять для государственных нужд в собственность Красноярского края жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., принадлежащее на праве собственности Шкуровой Е.В. после выплаты ей денежной компенсации в размере 2 453 679 рублей. Прекратить право собственности Шкуровой Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м. после выплаты Шкуровой Е.В. денежной компенсации в размере 2 453 679 рублей. Выселить и снять Шкуровой Е.В. с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>. Признать право государственной собственности Красноярского края на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м. Взыскать с Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в пользу ООО «КрасноярскГражданПроектЭкспертиза» расходы по проведению экспертизы в размере 25 000 рублей. Взыскать со Шкуровой Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей».

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 28 ноября 2018 года решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04 августа 2017 года в части размера и стоимости изымаемого имущества изменено; для государственных нужд в собственность <адрес> изъята 1/20 доли в праве собственности на жилой <адрес> по адресу: <адрес> и 1/20 доли земельного участка площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярск, <адрес>, принадлежащие на праве собственности Шкуровой Е.В. после выплаты Шкуровой Е.В. денежной компенсации в размере 320 355 рублей; прекращено право собственности Шкуровой Е.В. на 1/20 долю в праве собственности на жилой <адрес> по адресу: <адрес> и 1/20 долю земельного участка площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярск, <адрес>, после выплаты Шкуровой Е.В. денежной компенсации в размере 320 355 рублей; Шкурова Е.В. выселена и снята с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>; признано право государственной собственности Красноярского края на 1/20 долю в праве собственности на жилой <адрес> по адресу: <адрес> и 1/20 долю земельного участка площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярск, <адрес>.

Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31 января 2018 года за Шкуровой Е.В. признано право собственности на 1/20 долю земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 492 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении исковых требований Шкуровой Е.В. о прекращении режима общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 492 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> о признании права собственности на земельный участок - отказано.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25 июля 2018 года решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31 января 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Шкуровой О.Ю. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Магомедтагировой А.М. , Шкуровой К.Ю. о признании права собственности на земельный участок отменено и принято в указанной части новое решение. За Шкуровой О.Ю. признано право собственности на 5/20 долей, за Магомедтагировой А.М. - на 4/20 долей, Шкуровой К.Ю. – 5/20 долей в отношении земельного участка, площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярск, <адрес>, имеющего следующие координаты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

631023,78

94768,23

-

0,10

-

-

-

1

2

63024,91

94792,62

-

0,10

-

-

-

1

3

631006,39

94793,36

-

0,10

-

-

-

1

4

631005,68

94769,17

-

0,10

-

-

-

1

1

631023,78

94758,13

-

0,10

-

-

-

Уточнена резолютивная часть указанного решения суда, с указанием о признании за Шкуровой Е.В. права собственности на 1/20 долю земельного участка площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: Красноярск, <адрес>, с указанными выше координатами.

В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя истца, ответчика Шкуровой Е.В. - Кихтенко В.В., третьего лица Шкурова Ю.Ю. - без удовлетворения.

Заочным решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 05.02.2019 года прекращено право общей долевой собственности Магомедтагировой А.М., Шкуровой К.Ю., Шкуровой О.Ю., Шкурова Ю.Ю. на 19/20 долей жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Удовлетворено требование о проведении государственной регистрации перехода права собственности к субъекту Российской Федерации - Красноярскому краю на 19/20 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером с Магомедтагировой А.М. в пользу департамента градостроительства администрации г. Красноярска взысканы убытки, связанные с нотариальным заверением сделки, со Шкуровой К.Ю., Шкуровой О.Ю., Шкурова Ю.Ю. взысканы судебные расходы.

В рамках проведения кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей передачи их в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДоР», на месте бывшего жилого <адрес> в <адрес> образован и поставлен на кадастровый учет 14.12.2018 года земельный участок по <адрес>, кадастровый , общей площадью 438 кв.м., на который <дата> зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Красноярский край; участок передан КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на праве постоянного бессрочного пользования (земельный участок предоставлен на основании распоряжения администрации города Красноярска от 20.06.2019 года №3242-недв.).

В ходе судебного разбирательства представитель истца поясняла, что действительно, земельный участок на кадастровый учет не ставился его собственниками, но после рассмотрения гражданских дел в Октябрьском районном суде г. Красноярска истцы надеялись во внесудебном порядке разрешить вопрос с получением компенсаций на доли в праве на земельный участок, как до этого сделали с компенсацией долей в праве на дом. 09.01.2019 года Шкурова О.Ю. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Магомедтагировой А.М. обращалась с заявлением к главе г. Красноярска для решения вопроса о компенсации за фактически изъятый земельный участок, ссылаясь на состоявшиеся решения судов, а после получения ответа уже не смогли поставить земельный участок на кадастровый учет в связи с тем, что администрацией образован другой земельный участок.

Для решения вопроса о постановке земельного участка на кадастровый учет истцы обратились в ООО «ГАРАНТ», согласно письму которого от 07.07.2019 года №5/19 Шкурова О.Ю. уведомлена о невозможности формирования земельного участка площадью 445,6 кв.м. по адресу: <адрес> в координатах, указанных в апелляционном определении Красноярского краевого суда от 25.07.2018 года, поскольку образуемый земельный участок накладывается, по сведениям ЕГРН, на ранее поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером . Более того, указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах - зоне территории объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), что противоречит п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при изъятии жилого дома по адресу: <адрес> у собственников, администрацией г.Красноярска в нарушение закона не было принято решение об изъятии земельного участка под указанным жилым домом, поскольку земельный участок был передан администрацией г.Красноярска в собственность субъекта РФ - Красноярский край, минуя процедуру изъятия земельного участка посредством его выкупа, что привело к нарушению прав и законных интересов истцов.

При этом, суд обоснованно принял во внимание в качестве достоверного доказательства заключение ООО «Агентство деловых услуг», согласно которому рыночная (выкупная) стоимость земельного участка общей площадью 445,6 кв.м. по адресу: <адрес> составляет 2600000 рублей, исходя из чего определил, что рыночная стоимость 1/20 доли указанного земельного участка составляет 130 000 рублей, и соответственно, 5/20 долей в праве на изъятый земельный участок составит 650 000 рублей, а 4/20 долей в праве на земельный участок соответствуют сумме в размере 520 000 рублей, в связи с чем определил ко взысканию в пользу Шкуровой О.Ю. 650000 рублей, а в пользу Магомедтагировой А.М. 520000 рублей.

Решение суда в данной части не оспаривается, в связи с чем предметом проверки судебной коллегией не является.

Определяя ко взысканию в пользу истцов рыночную (выкупную) стоимость земельного участка, подлежащую взысканию с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска, суд первой инстанции исходил их того, что муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа город Красноярск, которому Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445 (ред. от 23.11.2018 года) "О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края" были переданы государственные полномочия по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне «Тихие Зори» и участка автомобильной дороги в створе <адрес> края от 01.12.2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и отвечают требованиям норм материального права.

Доводы жалобы о невозможности взыскания денежных средств в пользу истцов с администрации города Красноярска, поскольку она является самостоятельным юридическим лицом, но казной города не распоряжается, а земельный участок оформлен в собственность за Красноярским краем, фактически использован им в целях строительства, в связи с чем денежные средства подлежат взысканию с Красноярского края, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Как следует из материалов дела, земельный участок своевременно истцами не был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем при подготовке распоряжения об изъятии земельного участка он не был включен администрацией г. Красноярска в перечень объектов, подлежащих изъятию, и был передан администрацией г. Красноярска в собственность субъекта РФ - Красноярский край, минуя процедуру изъятия посредством его выкупа. На момент признания права собственности за истцами на спорный земельный участок, органом, уполномоченным принимать решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки являлся исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования г. Красноярск. Решения об изъятии земельных участков и других объектов недвижимости в рамках осуществления государственных полномочий в соответствии с Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445 принимались администрацией г. Красноярска. При этом, отсутствие земельного участка на кадастровом учете не являлось препятствием по его изъятию для государственных нужд, которое предполагает возмездность и не может быть поставлено в зависимость от действий (бездействия) лиц, у которых данный земельный участок изымается, а несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет свой бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Статьями 40, 41 БК РФ предусмотрено, что к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся в том числе субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Учитывая, что муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа город Красноярск, которому Законом Красноярского края от 21.04.2016 года №10-4445 "О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края" были переданы государственные полномочия по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в соответствии с Законом края от 1 декабря 2011 года №13-6529 "О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске", а денежные средства, поступившие из краевого бюджета для финансового обеспечения государственных полномочий, предусмотренных указанным Законом с момента их поступления на счет местного бюджета имеют правовой статус местного бюджета, ввиду чего судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о взыскании в пользу истцов рыночной (выкупной) стоимости земельного участка именно с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда и могли бы повлиять на выводы суда, в жалобе не содержится. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Красноярска Харисовой М.Х. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: