ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12387 от 19.12.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Ларченко М.В. Дело № 33 –12387

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Гребенщиковой О.А., Пискуновой Ю.А.,

при секретаре Корытникове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 сентября 2012 года по делу по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконными действий, бездействия, зачете в стаж периодов работы, перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к МВД России о признании незаконными действий, бездействия, зачете в стаж периодов работы, перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что после прохождения в течение 30 лет службы в органах внутренних дел, с зачетом службы в армии, 1 декабря 1985г. он ушел в отставку в звании подполковника. В это же время ему была назначена пенсия по действующему закону, впоследствии пересчитана по закону № 4468-1 от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД...» в размере 80% от денежного содержания, а по этому закону максимальный размер 85%.

В связи с изменениями в законодательстве о прохождении службы в ОВД и увеличением денежного довольствия военным и сотрудникам ОВД с 1 января 2012г. повысилась и пенсия бывшим работникам ОВД.

После отставки из ОВД он в период с 14 января 1986г. по 10 февраля 1988г. работал на государственной службе в Совете народного хозяйства СССР «Кузбассметаллоснабсбыт», являющемся структурным подразделением Совета Народного Хозяйства СССР, в должности начальника договорно-правового отдела. Затем в период с 29 сентября 1989г. по 16 октября 1990г. работал в должности секретаря парткома совхоза «Суховский», затем вновь после сокращения служил на государственных должностях в Государственной налоговой службе Минфина РСФСР и после реорганизации самостоятельном налоговом ведомстве, в разных должностях, в том числе работал главным юристом-консультантом зам. начальника налоговой инспекции по правовым вопросам г. Кемерово, начальником юридического отдела в период с 03 июня 1991г. по 28 декабря 1999г. Стаж государственной службы подтвержден записями в трудовой книжке.

В связи с принятием законов № 342 -ФЗ от 30 ноября 2011г. «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и № 309 от 08 ноября 2011г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» (в т.ч. в закон № 468-1 от 12 февраля 1993г.), постановления Правительства РФ от 03 ноября 2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников ОВД РФ» считает, что он имеет право на повышение пенсии.

26 декабря 2011г. он обратился с заявлением в ГУ МВД по Кемеровской области (через отдел по пенсионному обслуживанию) о включении в стаж службы (выслугу лет) в ОВД периодов замещения им вышеуказанных государственных должностей и увеличении пенсии.

Такое право на включение в выслугу лет определено положениями ряда статей закона № 342 -ФЗ от 30 ноября 2011г., положениями ст. 54 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» от 27 июля 2004г. № 79 ФЗ.

Согласно положениям «Административного регламента системы МВД РФ...», пункта 2.1, обращение гражданина следовало рассматривать в течение 30 дней. Его же заявление в двух инстанциях МВД рассматривалось четыре с половиной месяца. Однако за такой длительный период ни один из должностных лиц реально не принял никакого обоснованного и законного решения об удовлетворении или отказа в заявленном требовании гражданина.

Так, заместитель начальника отдела пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО2 30 января 2012г. за № 11\3-118 прислала ничем не оправданную отписку с рекомендацией обратиться в кадровое подразделение по месту службы.

После этого он направил жалобу на имя начальника ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО3 20 марта 2012г. за № и-763-8\14-2 ему был направлен ответ за подписью начальника УРЛС этого главка полковника в/с ФИО4, в котором указано, что включение в стаж службы для назначения пенсии периодов работы службы на государственных должностях после увольнения из органов внутренних дел противоречит федеральному закону и перерасчету не подлежит.

Также жалоба была направлена в МВД России с приложением всех документов. Ее рассмотрение продолжалось месяц и пять дней до 10 мая 2012г. В ответе на данную жалобу утверждается, что якобы занимаемые им должности в сводный перечень наименования государственных должностей не входят. При этом делается ссылка на Указ Президента РФ от 11 января 1995г. № 32. По непонятным причинам не приняты во внимание Указ Президента РФ № 981 от 03 сентября 1997г. и № 1141 от 20 сентября 2010г.

В фактическом отказе от удовлетворения его заявления под видом отсутствия занимаемых им должностей в реестре госдолжностей делается ссылка лишь на Указ Президента РФ от 11 января 1995г. № 32 «О государственных должностях РФ». Однако реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утвержден многими Указами Президента РФ, в т.ч. 11 января 1995г. № 33, 12 апреля 1996г, № 529, 530; 03 сентября 1997 № 981, ряд должностей отнесены к государственным должностям и указом Президента РФ № 1141 от 20 сентября 2011г.

Ничем не оправданной волокитой, а также фактически не принятием официального решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления неоднократно не просто нарушалось его право, а унижалось достоинство его личности человека и гражданина, специалиста в области права, имеющего большой практический опыт юридической работы. Это ему причиняло и продолжает причинять нравственные и физические страдания, вызывает постоянно повышение артериального давления и плохой сон.

Таким образом, МВД РФ в лице должностных лиц, к которым он обращался с заявлением о зачете в стаж службы (выслугу лет) в ОВД периодов замещения им государственных должностей РФ и увеличения пенсии, грубо и неоднократно нарушено его законное объективное право на такой зачет.

Просит признать действия и бездействия должностных лиц МВД России и изложенные ответы в № 11\3-118 от 30 января 2012г., № и-763-8U4-2 от 20 марта 2012г., № 21\и-2254 от 10 мая 2012г. на заявление от 26 декабря 2011г., жалобы от 14 февраля 2012г. и 27 марта 2012г. необоснованными и незаконными. Принять решение о признании в соответствии со ст. 38 ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 его права на зачет в стаж службы (выслугу лет) в органах ОВД периодов замещения государственных гражданских должностей: а) в «Кузбассметоллоснабсбыте» в период с 14 января 1986г. по 10 февраля 1988г.; б) секретарем парткома в совхозе «Суховский» в период с 29 сентября 1989г. по 16 октября 1990г.; в) в государственной Налоговой Инспекции по городу Кемерово ГНС РФ в период с 03 июня 1991г. по 28 декабря 1999г., а также на повышение пенсии за выслугу лет согласно статьи 14 закона № 4668-1 от 12 февраля 1993г. до 85%. Обязать МВД РФ зачесть в стаж службы (выслугу лет) в органах ОВД периоды замещения указанных государственных должностей и увеличить пенсию за выслугу лет с 1 января 2012г. по закону № 4468-1 от 12 февраля 1993г. (ст. 14) до 85%. Взыскать с МВД РФ компенсацию морального вреде в сумме <данные изъяты> руб.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 04 июля 2012г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ МВД России по Кемеровской области (л.д. 33).

Представитель ответчиков МВД России, ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО5, действующий на основании доверенностей (л.д. 38, 39), требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 сентября 2012 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что суд в решении фактически никак не опроверг обстоятельства и факты, а также доказательства, на которых истец обосновал свои исковые требования. Суд в решении называет часть тех же законов и их положений, которые даны в заявлении, однако субъективно и по надуманным мотивам толкует их неверно.

Нарушения ответчиком прав истца выражаются в незачете в выслугу лет в ОВД государственной гражданской службы в нарушение положений пункта 6 части 2 ст. 38 ФЗ №342 от 30.11.2011г.

Суд фактически признал его право на зачет в выслугу лет в ОВД службы в налоговом органе, однако под видом отсутствия сведений в трудовой книжке о присвоении истцу во время службы в налоговых органах специального звания отказал в удовлетворении его требований. Вопрос о наличии такого звания в суде не ставился ни судом, ни представителем ответчиков. Хотя такое звание истцу было присвоено 7.12.1992 года приказом № ил-3/10/733 - классный чин советник налоговой службы 2 ранга.

Перечисленные в указе №1141 от 20.09.2010 г. должности, на которых он служил после службы в ОВД, не приняты судом во внимание под видом того, что указ предназначил госдолжности для назначения пенсии за выслугу лет по закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Не согласен данным выводом суда, поскольку законодатель в ст. 5 ФЗ № 342 от 30.11.2011г. связал службу в ОВД с государственной службой. А еще ранее, это соединение определено законодателем в ст.54 Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ» от 27.07.2004г. - здесь пенсия назначается по совокупности стажа в должностях гражданской и правоохранительной службы.

Новое законодательство «О службе в ОВД...», определенное ФЗ № 342 от 30.11.2011г., а также изменение в пенсионное следует применять одинаково в отношении пересмотра и назначения пенсии в отношении ушедших до принятия закона и уходящих после его введения в действие. Но по непонятным причинам применили лишь частично, пересчитав пенсию по новой системе, о чем им указывалось в суде. Суд вместо оценки этого факта произвел арифметический подсчет из приложенного расчета, данного пенсионным отделом, и написал в решении вывод, что пенсия начислена правильно. Спор идет лишь о зачете в выслугу лет службы на гражданских государственных должностях. В исковом заявлении истцом приводились доказательства о том, что этот стаж засчитывался по старому законодательству и по подзаконным актам, а также теперь по новым.

В заседание суда апелляционной инстанции представители МВД РФ и ГУ МВД России по Кемеровской области, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 15 октября 1955г. по 18 ноября 1985г. проходил службу в органах внутренних дел, с 01 декабря 1985г. вышел в отставку по выслуге лет, что подтверждается записями в трудовой книжке, а также удостоверением (л.д. 9, 11). С момента выхода в отставку ФИО1 назначена пенсия в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих».

Судом установлено, что в соответствии с представленными показателями расчета пенсии за выслугу лет выслуга лет ФИО1 в календарном и в льготном исчислении составляет 30 лет.

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1.01.2012г., стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Частью 2 названной нормы Федерального закона предусмотрены периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в частности, период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации (п.6 ч.2).

Указанный период включается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет (п.1 ч.4 ст.38).

Основываясь на приведенных положениях Федерального закона, истец полагает, что для назначения пенсии за выслугу лет в стаж его службы в органах внутренних дел подлежат включению периоды его работы после увольнения со службы из органов внутренних дел: с 14 января 1986г. по 10 февраля 1988г. - в Совете народного хозяйства СССР «Кузбассметаллоснабсбыт» в должности начальника договорно-правового отдела, с 29 сентября 1989г. по 16 октября 1990г. - в должности секретаря парткома совхоза «Суховский», с 03 июня 1991г. по 28 декабря 1999г. - в государственных должностях в Государственной налоговой службе Минфина РСФСР - главным юристом-консультантом зам. начальника налоговой инспекции по правовым вопросам г. Кемерово, начальником юридического отдела.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с выводом суда согласна.

Согласно ч.5 ст.38 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 96 названного Федерального закона, определяющей порядок применения этого Федерального закона к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующим с 1.01.2012г. законодательством установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел засчитываются, во-первых, периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, и, во-вторых, периоды службы (работы) на должностях в органах внутренних дел в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В настоящее время такой порядок установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993г. (в ред. от 25.08.2012г.) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 1 названного Постановления установлены периоды службы, работы, иной деятельности, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы, в частности, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В число указанных периодов не включены (и ранее с момента принятия данного Постановления не были включены) периоды работы или службы сотрудников органов внутренних дел, находящихся в отставке (т.е. после их увольнения из органов внутренних дел), на государственных должностях Российской Федерации, а также на партийных должностях и на должностях по юридической профессии в совхозах, на предприятиях народного хозяйства, в налоговых органах СССР и Российской Федерации.

Пунктом 1(1) названного Постановления, введенным Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012г. № 854, предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в календарном исчислении помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации, но только для лиц, уволенных со службы с 1 января 2012г.

Истец, уволенный со службы в 1985 году, к числу таких лиц не относится.

Кроме того, из приведенной правовой нормы не следует, что указанным лицам засчитываются в выслугу лет периоды работы после увольнения со службы в органах внутренних дел.

При таких данных доводы истца о включении в его стаж для выслуги лет вышеуказанных спорных периодов работы после увольнения из органов внутренних дел являются необоснованными, в связи с чем выводы суда об отказе в иске судебная коллегия находит правильными, соответствующими закону и обстоятельствам дела.

При разрешении спора суд также правомерно отклонил ссылки истца на Указ Президента РФ № 981 от 03 сентября 1997г. «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы», поскольку с 01 августа 2006г. данный документ утратил силу, а также на Указ Президента РФ № 1141 от 20 сентября 2010г. «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в связи с тем, что данный Указ подлежит применению при назначении пенсии федеральным государственным гражданским служащим в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а спорные правоотношения по настоящему делу регулируются Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Правильно судом сделан вывод и том, что должности, в которых работал истец в спорные периоды, не относятся к государственным должностям Российской Федерации, поскольку они не включены в Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995г. № 32.

При таких данных судебная коллегия считает, что суд при разрешении спора правильно определил и установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно истолковал и применил материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, проверил и дал оценку всем доводам и возражениям сторон, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы истца в жалобе о том, что в период работы в Государственной налоговой инспекции по г. Кемерово ему было присвоено специальное звание - классный чин советника налоговой службы 2 ранга, не является основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия отмечает, что суд ошибочно исходил из того, что период работы истца в Государственной налоговой инспекции по г. Кемерово не может быть включен в стаж службы в органах внутренних дел только потому, что истцом не представлено сведений о присвоении ему специального звания, ссылаясь при этом на положение п.1 названного Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993г. N 941, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

Суд не учел, что в данном пункте Постановления речь идет о службе в органах налоговой полиции Российской Федерации, а не в органах налоговой инспекции РФ, где работал истец.

Вместе с тем указанное суждение суда не повлияло на правильность его выводов о том, что период работы истца в Государственной налоговой инспекции не подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел и об отказе в иске.

Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом суда об отказе во включении спорных периодов работы истца в стаж службы в органах внутренних дел, но они основаны на неверном применении норм материального права и не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах оснований к отмене законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Судьи: Гребенщикова О.А.

Пискунова Ю.А.