ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12395 от 23.11.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Решетняк А.М. Дело № 33-12395

Докладчик Ворожцова Л.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,

судей: Фроловой Т.В., Латушкиной С.Б.,

при секретаре Голушковой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа в лице представителя ФИО1, действующей по доверенности № <…> от 16.01.2017,

на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 16 августа 2017 года

по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 к Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия, признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 обратились с вышеуказанным иском к Администрации Осинниковского городского округа.

Требования мотивированы тем, что собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <…>, являются ФИО2 (5/6 долей в праве на основании свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом Осинниковского нотариального округа Кемеровской области П. 25.09.2014), ФИО3 (1/6 доля в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Осинниковского нотариального округа Кемеровской области П. 25.09.2014).

Указывают, что в указанном жилом доме они и члены их семьи зарегистрированы и фактически проживают.

Считают, что имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <…>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «К» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Однако в предоставлении социальной выплаты Администрация Осинниковского городского округа им отказала, так как на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахта К» в списках ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенном на горном отводе ОАО «Шахта К», их семья включена не была.

На момент ликвидации шахты ОАО «Шахта «К» - 14.08.1998 их семья постоянно проживала в доме по указанному адресу, до принятия наследства жилой дом принадлежал ФИО5, супругу ФИО2, на основании типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, удостоверенного нотариусом Осинниковской Государственной нотариальной конторы 01.11.1978 по реестру за № <…>, зарегистрированного в БТИ г.Осинники 21.05.1979 за № <…>.

Они постоянно проживают в указанном доме всей семьей, иного жилья не имеют, спорный дом является единственным их местом жительства.

Просили признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа, выраженное в отказе Администрации Осинниковского городского округа от 01.03.2017 № <…> по не включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «К» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4, и не предоставлению социальной выплаты;

признать за ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу: <…>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать Администрацию Осинниковского городского округа включить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта К»;

предоставить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 социальную выплату взамен сносимого, расположенного по адресу: <…>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта К» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на семью из 4 человек.

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 16 августа 2017 года исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация Осинниковского городского округа в лице представителя - ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

Ссылаясь на п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428), указывает, что основанием для предоставления социальной выплаты являются составленные на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемые списки граждан, подлежащих переселению.

При этом, истцы в указанных списках на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахта «К» 14.08.1998 не значатся.

Относительно доводов апелляционной жалобы ФИО2, ФИО3, ФИО4 принесены возражения.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:

а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах;

б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <…>, являются ФИО2 (5/6 долей в праве на основании свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом Осинниковского нотариального округа Кемеровской области П. 25.09.2014), ФИО3 (1/6 доля в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Осинниковского нотариального округа Кемеровской области П. 25.09.2014).

Право собственности истцов подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 80, 82).

Согласно сведениям домовой книги (л.д. 23-25) в указанном доме истцы: ФИО2 - зарегистрирована с 24.05.1977, ФИО3 - с 28.05.1993, ФИО4 - с 01.09.1994, ФИО4 - с 30.06.1993.

ФИО4 в настоящее время отбывает наказание по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 03.08.2016 года в СИЗО <…> (л.д. 96-99).

Истец ФИО2 является матерью ФИО6 (до брака ФИО7) Н.В., которая в свою очередь является матерью ФИО4 и ФИО4 (л.д. 14 свидетельство о заключении брака ФИО3 и ФИО8, свидетельство о рождении ФИО4, л.д. 15 - свидетельство о рождении ФИО4).

Судом установлено, что в ФИО3 состоит в зарегистрированном браке с ФИО8 с 24.04.1993 (л.д. 14), в период брака с ФИО3 им приобретён по договору купли - продажи от 20.09.1994 жилой дом по ул. <…>, общей площадью 29.1 кв.м., зарегистрированный 11.05.2000 г. в БТИ г. Осинники (л.д. 164).

Согласно справке БТИ г. Осинники, износ жилого помещения по адресу: <…>, на 18.05.1997 составляет 85 %, жилой дом находится в разрушенном состоянии (л.д. 165).

ФИО3 с несовершеннолетними детьми А. и А. проживала по адресу: <…>, с 1977 года по 2001 год.

Семья М-вых в связи с невозможностью проживания в ветхом жилье вынуждена была выехать из него. В настоящее время ФИО9 с детьми проживают в съемном жилье по адресу: <…>, что ответчиком не оспаривается.

ФИО2 постоянно проживает в доме по адресу: <…> с 1977 г. по настоящее время, что помимо вышеуказанных сведений о ее регистрации, подтверждается также сведениями с ее места работы (л.д. 91-92 - трудовая книжка, л.д. 93 - личная карточка).

Согласно данным технического паспорта БТИ № 14 города Осинники по состоянию на 23.07.2013 износ дома по <…> составлял 65 % (л.д. 29-41).

Истцы ФИО2, М-вы в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта «К» на момент принятия решения ликвидации, не значатся (л.д. 86-88).

В заключении СФ ВНИМИ № <…> от 23.05.2014 «Об определении степени влияниям подземных горных работ ОАО Шахта «К» на техническое состояние жилых домов с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», жилой дом по адресу: <…>, отнесен к категории ПВ - подработанные ветхие дома, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, и относящиеся к категории ветхих, эти дома подлежат сносу, согласно действующему законодательству (№ 10) - л.д. 89-90.

Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики от 01.11.2001 № 308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что дальнейшее проживание в жилом доме по <…> для истцов невозможно, дом согласно заключению ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» Сибирский филиал» от 23.05.2014 № <…>, ветхий, рекомендован к сносу, относится к категории ветхих, суммарные деформации превышают допустимые по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО шахта «К».

Согласно выпискам из ЕГРП, истцы ФИО2, ФИО3 не имеют в собственности иного жилья, кроме указанного дома, ФИО4, ФИО4, в собственности жилья не имеют (л.д. 81-83, 158), данное обстоятельство подтверждается также справками ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» (л.д. 153-154).

21.02.2017 истцы обращались в Администрацию Осинниковского городского округа с заявлением о признании за ними права на включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «К», права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по адресу: <…>, за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (л.д. 26).

01.03.2017 Администрацией Осинниковского городского округа истцам был дан ответ (исх. № <…>) о том, что Администрация Осинниковского городского округа не может их включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья и в соответствии с Постановлением Правительства № 428 от 13.07.2005 на приобретение нового жилого помещения взамен ветхого, поскольку на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахта «К» в списках ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО «Шахта «К», они не были включены (л.д. 27-28).

Оценивая доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, исходя из того, что на момент ликвидации ОАО «Шахта К» в августе 1998 года с истцом ФИО2 в жилом помещении по адресу: <…>, как члены одной семьи, проживала ее дочь ФИО6 (до брака ФИО7) Н.В. и внуки - несовершеннолетние А. и А., которые, соответственно имели право пользования данным жилым помещением и имеют его в настоящее время, поскольку утратившими право пользования в установленном порядке, не признаны, пришел к обоснованному выводу о том, что требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку проживание в указанном доме невозможно по причинам, связанным с подработкой территории, на которой расположен дом, горными работами ОАО «Шахта «К».

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку являлись предметом судебного разбирательства и выводы по ним, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права и объективной оценке доказательств, содержатся в обжалуемом решении. Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Осинниковского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: