ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1239/13 от 31.12.9999 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело г. Председательствующий – судья ФИО2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО12,

судей ФИО13 и ФИО14,

при секретаре ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ по доверенности ФИО8 на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО12, объяснения представителя заинтересованной стороны ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО1, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики и состоит в сводном списке по улучшению жилищных условий в соответствии с программой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее – ФЦП «Жилище») в составе семьи своей матери ФИО11 В 2008 году он вступил в брачные отношения с ФИО6 и от указанного брака у них имеются двое малолетних детей. В связи с созданием новой семьи заявитель обратился в Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ и просил исключить его из состава семьи матери. Однако заинтересованная сторона в удовлетворении его требований отказала ввиду того, что в ФЦП «Жилище» как заявитель он не значится, а потому включить его семью в сводный список участников вышеуказанной программы не предоставляется возможным. Полагая данный отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд и просил обязать заинтересованную сторону исключить его из состава семьи ФИО11 с сохранением очереди в сводном списке по улучшению жилищных условий

В судебном заседании представитель заявителя ФИО7 просила удовлетворить требования доверителя.

Представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ ФИО8 просила отказать в удовлетворении заявления.

Решением суда требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованной стороны ФИО8, полагая данное судебное постановление вынесенным с нарушением материального и процессуального права, просит его отменить.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть как законным, то есть принятым в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права в момент рассмотрения и разрешения спора, так и обоснованным, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Согласно статье 196 того же Кодекса, после рассмотрения всех обстоятельств дела по существу судом дается оценка всем представленным в суд материалам с точки зрения соответствия их признакам судебных доказательств.

Эти требования закона по настоящему делу не соблюдены.

Судом установлено, что житель Чеченской Республики ФИО1 в связи с военными действиями в 1994 году покинул место постоянного жительства и выехал в Республику Ингушетия. Органами миграционной службы он наделялся статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевал в установленном порядке и в последний раз до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заявитель включен в сводный список по улучшению жилищных условий в соответствии с ФЦП «Жилище» в составе семьи своей матери ФИО11ДД.ММ.ГГГГ он вступил в законные брачные отношения с ФИО6 и от указанного брака у них родились два ребенка: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Весной 2013 года ФИО1 обратился в Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ и, ссылаясь на вышеупомянутые обстоятельства, просил исключить его из состава семьи матери с сохранением очереди в сводном списке. ДД.ММ.ГГГГ заинтересованной стороной в удовлетворении заявления последнего отказано. Полагая данный отказ затрагивающим права и законные интересы, заявитель оспорил его в судебном порядке по правилам, вытекающим из публичных правоотношений.

Удовлетворяя требования ФИО1, суд признал за ним и членами вновь созданной им семьи право на улучшение жилищных условий отдельно от семьи матери – ФИО11, состоящей в сводном списке по улучшению жилищных условий согласно ФЦП «Жилище».

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении положений действующего законодательства, регулирующего порядок жилищного обустройства граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).

В силу Постановления Правительства РФ формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Пунктом 11 тех же Правил установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

По смыслу подпункта «б» пункта 17 этих же Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Аналогичные разъяснения содержатся и в разъяснениях Минрегионразвития России № ВФ10/8-1565 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым членами семьи гражданина - участника федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.

Из материалов дела усматривается, что получателем сертификата является мать заявителя и глава семьи ФИО11, которая территориальным органом ФМС с ее согласия включена в сводный список вынужденных переселенцев, а органом местного самоуправления поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилых помещений. ФИО1 включен в вышеуказанный список в качестве члена ее семьи и как участник программы, а не получатель сертификата.

Признавая обоснованными и удовлетворяя требования ФИО1, суд оставил без внимания эти обстоятельства, как не учел и то, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы не предусматривают включение внуков в состав семьи получателя сертификата.

Между тем, в силу пункта 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд не оценил требования заявителя во взаимосвязи с разъяснения пункта 24 Правил и в этой связи не учел, что каждому участнику в зависимости от времени обращения присваевается очередной номер, а исключение заявителя из состава семьи ФИО11 с сохранением очереди в сводном списке нарушит очередность других участников подпрограммы на предоставление социальных выплат.

Также суду не представлены и доказательства, свидетельствующие о наличии у супруги заявителя ФИО6 статуса вынужденного переселенца.

В связи с изложенным оспоренное представителем заинтересованной стороны судебное постановление не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании имеющихся доказательств, но им дана неправильная оценка, судебная коллеги считает возможным принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 2 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Апелляционную жалобу заинтересованной стороны удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

верно:

Судья ФИО12

Определение28.11.2013