Председательствующий: Лемперт И.Н.
Дело № 33-1239/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 18 мая 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Вениченко О.В., Паксимади Л.М.,
при секретаре Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Музей истории города Черногорска» на определение Черногорского городского суда от 16 марта 2017 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., пояснения прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с определением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муниципальное бюджетное учреждение «Музей истории города Черногорска» (далее - МБУ «МИ г. Черногорска) в лице директора Фабричных Л.В., обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Заявление мотивировано тем, что в настоящее время должник не имеет возможности исполнить исполнительный документ, поскольку исполнение требований решения суда, а именно проведение государственной экспертизы, с 01.01.2017 не относится к его компетенции.
В судебном заседании представители должника Фабричных Л.В. и Магдалина Т.А. поддержали заявление, указывали, что у учреждения нет полномочий на проведение государственной экспертизы музейных предметов и музейных коллекций.
Помощник прокурора г. Черногорска Цицилина О.А. возражала против удовлетворения требования о прекращении исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явился.
Определением суда от 16.03.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе МБУ «МИ г. Черногорска» в лице директора Фабричных Л.В., выражая несогласие с определением суда, просит его отменить, заявление рассмотреть по существу. Указывает на те же обстоятельства, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Цитируя положения Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» указывает, что вопрос о проведении государственной экспертизы музейных предметов и музейных коллекций до 01.01.2017 законодательством не был урегулирован. С 01.01.2017 вступили в законную силу поправки в указанный закон, в соответствии с которыми определен круг полномочий муниципальных музеев, в которые не входит проведение государственной экспертизы. Мероприятия в рамках первичного учета культурных ценностей музеем проводятся. Полагает, что суд формально подошел к рассмотрению дела, не дав оценки представленным доводам.
Возражения относительно частной жалобы не поступили.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Васильева Е.В. выразила согласие с определением суда.
Выслушав прокурора, изучив доводы частной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной нормы прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.10.2015 Межрайонным отделом по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ возбуждено исполнительное производство № в отношении МКУ «Музей истории города Черногорска» (в настоящее время МБУ «Музей истории г. Черногорска) об обязании провести государственную экспертизу музейных предметов и музейных коллекций в срок до 31.12.2015.
Исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан в соответствии с вступившим в законную силу решением Черногорского городского суда от 26.04.2012 по гражданскому делу по иску прокурора г. Черногорска к МКУ «Музей истории г. Черногорска».
До настоящего времени данное решение суда не исполнено.
В обоснование своих доводов о прекращении исполнительного производства заявитель ссылается на то, что действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена возможность исполнить решение суда.
Из вышеуказанного решения Черногорского городского суда от 24.12.2012 следует, что проведение государственной экспертизы необходимо для отнесения предметов и коллекций, находящихся на хранении у ответчика, к числу музейных предметов и коллекций (по существу – государственного учета музейных предметов и музейных коллекций), их включения в Музейный фонд Российской Федерации и регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон о Музейном фонде) в редакции, действующей с 01.01.2017, музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в государственном каталоге.
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 6 и 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4, 5, 7 и 8 ст. 6 Закона о Музейном фонде в редакции, действующей с 01.01.2017, музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.
Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - государственный учет), представляет собой комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их правовой защиты и государственного контроля.
Государственный учет состоит из первичного государственного учета (далее - первичный учет) и централизованного государственного учета (далее - централизованный учет).
Первичный учет осуществляется государственными и муниципальными музеями, государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, в соответствии с ч.ч. 9 - 13 настоящей статьи.
Централизованный учет осуществляется посредством внесения сведений в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (далее также - государственный каталог) в соответствии со ст.10 настоящего Федерального закона.
При осуществлении государственного учета в целях включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации реализуются процедуры первичного учета и централизованного учета.
В ч.ч. 9, 10, 12 и 13 ст. 6 Закона о Музейном фонде указано, что первичный учет включает в себя экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям (далее - экспертиза культурных ценностей) и первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее также - первичная регистрация).
В государственных и муниципальных музеях экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона проводятся уполномоченным коллегиальным органом музея, в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Первичная регистрация проводится музеями, иными организациями, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в установленном едиными правилами порядке на основании приказа руководителя музея, иной организации, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей.
Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.
В силу ч. 16 ст. 6 вышеуказанного Закона о Музейном фонде централизованный учет включает в себя:
внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в государственный каталог;
присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.
Государственный каталог представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля.
Внесение в реестр Музейного фонда сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в случаях, определенных абз. вторым и четвертым ч. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона, осуществляется государственными и муниципальными музеями, иными государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, путем электронного взаимодействия с оператором государственного каталога в порядке, установленном положением о государственном каталоге.
Внесение в государственный каталог сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, находящихся во владении или в пользовании государственных и муниципальных музеев, иных государственных и муниципальных организаций, и сделках с ними в случаях, определенных абз. третьим, пятым и шестым ч. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном положением о государственном каталоге (ч.ч. 1, 5 и 6 ст. 10 Закона о Музейном фонде).
Вышеуказанные нормы Закона о Музейном фонде, а также Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 № 179, не предусматривают возможность проведения государственных экспертиз с целью государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на хранении в муниципальных музеях, их включения в Музейный фонд Российской Федерации и внесения в государственный каталог, не определяют орган, уполномоченный на проведение таких экспертиз, поскольку предусматривают с 01.01.2017 иную процедуру проведения указанных мероприятий.
Более того, в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации» указано, что музейные предметы и музейные коллекции, не зарегистрированные на день вступления в силу настоящего Федерального закона в государственном каталоге государственными и муниципальными музеями, иными государственными и муниципальными организациями, в пользовании которых они находятся, но зарегистрированные в книгах поступлений основного фонда музеев (главных инвентарных книгах музеев) этих музеев и организаций, признаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в книгах поступлений основного фонда музеев (главных инвентарных книгах музеев) этих музеев и организаций.
Для завершения процедуры государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, которая установлена ст.ст. 6 и 10 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, указанных в ч. 2 настоящей статьи, подлежат внесению в государственный каталог в срок не позднее 31.12.2025 в порядке, установленном положением о государственном каталоге.
Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон от 03.07.2016 № 357-ФЗ, которым с 01.01.2017 был установлен новый порядок учета и включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации, распространяет свое действие и на ранее возникшие правоотношения в области учета музейных предметов и музейных коллекций.
Указанные обстоятельства объективно препятствуют исполнению решения Черногорского городского суда от 24.12.2012.
Согласно п. 2 ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Поскольку выводы суда об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства противоречат обстоятельствам дела, оспариваемое определение от 16.03.2017 не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а заявление МБУ «Музей истории г. Черногорска» о прекращении исполнительного производства № об обязании муниципального казенного учреждения «Музей истории г. Черногорска» в срок до 21.12.2015 провести государственную экспертизу музейных предметов и музейных коллекций подлежит удовлетворению.
С учётом изложенного, и руководствуясь статьями 333-335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Черногорского городского суда от 16 марта 2017 года по настоящему делу отменить и рассмотреть вопрос по существу.
Прекратить исполнительное производство № об обязании муниципального казенного учреждения «Музей истории г. Черногорска» в срок до 21.12.2015 провести государственную экспертизу музейных предметов и музейных коллекций.
Председательствующий | Т.В. Долгополова |
Судьи | О.В. ВениченкоЛ.М. Паксимади |