ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-123/17 от 23.01.2017 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Апел. дело

Судья Нех Т.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2017 года г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.,

судей коллегии Гниденко С.П., Атрошкиной В.Т.,

при секретаре Сазановой С.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., мнение прокурора П. поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» Р., действующего на основании доверенности, просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

УСТАНОВИЛА:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с исками к открытому акционерному обществу «Газпром добыча Уренгой» (далее по тексту - Общество) о возложении обязанности по приведению скважины № 600 на Уренгойском нефтегазконденсатном месторождении Ен-Яхинской площади, №№ 6, 29 на Песцовом лицензионном участке ФИО1 площади, № 23 на ФИО1 лицензионном участке Харвутинской площади, № 322 на Южно-Песцовом месторождении Арко-Табъяхинской площади в безопасное состояние, путём установки на устье каждой скважины бетонной тумбы размером 1.0 м х 1.0 м х 1.0 м (либо металлической опалубки диаметром не менее 0,5 м и высотой 1 м), с репером высотой не менее 0,5 м и металлической таблицей с указанием номера скважины, месторождения (площадь), предприятия пользователя недр, датой ликвидации, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что Общество является владельцем лицензии на право пользования недрами СЛХ 02080 НЭ от 21 мая 2008 года на добычу углеводородного сырья из сеноманских и неокомских залежей, геологическое изучение ачимовских и юрских отложений с последующей разработкой Уренгойского месторождения (включая Уренгойскую и Ен-Яхинские площади), на котором в состоянии ликвидации находится скважина № 600; лицензии на право пользования недрами СЛХ 02078 НЭ от 21 мая 2008 года на добычу углеводородного сырья из сеноманских и неокомских залежей, геологическое изучение с последующей разработкой залежей в ачимовских и юрских отложениях Песцового месторождения, на котором в состоянии ликвидации находятся скважины № 6 и № 29; лицензии на право пользования недрами СЛХ 15684 НР от 28 февраля 2014 года на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Западно-Песцового участка, на котором на Харвутинской площади в состоянии ликвидации имеется скважина № 23; а также лицензии на право пользования недрами СЛХ 02076 НЭ от 21 мая 2008 года на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Южно-песцового месторождения, на котором в состоянии ликвидации находится скважина № 322. По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - ТУ Росимущества в ЯНАО) все указанные скважины находятся в федеральной собственности. При проведении Обществом обследования скважины № 600 установлено, что устье скважины представлено обсадной колонной, бетонная тумба отсутствует; при обследовании скважины № 6 установлено, что устье скважины представлено трубой кондуктора на уровне грунта, заполненной водой, на кондукторе закреплён репер; при обследовании скважины № 29 установлено, что устье скважины представлено разрушенной бетонной тумбой с репером; при обследовании скважины № 23 установлено, что устье скважины представлено кондуктором высотой около 1,3 м, колонной головкой и переходной катушкой, репер отсутствует; при обследовании скважины № 322 установлено, что устье скважины представлено кондуктором высотой около 0,5 м без репера. Таким образом, в нарушение норм федерального законодательства указанные ликвидированные скважины находятся в ненадлежащем состоянии. Общество в нарушение требований природоохранного законодательства, а также лицензионного соглашения, не принимает меры на приведение указанных скважин в надлежащее состояние, что нарушает права Российской Федераций как собственника указанного имущества, а также создает риск аварийной ситуации и причинения ущерба окружающей среде, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением Новоуренгойского городского суда от 12 сентября 2016 года гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство.

Определением Новоуренгойского городского суда от 12 сентября 2016 года, внесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТУ Росимущества в ЯНАО.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца - помощник прокурора г. Новый Уренгой С., на удовлетворении требований исков настаивала, привела изложенные в нём обстоятельства и доводы.

Представители ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» Ш. и Е., действующие на основании доверенностей, иск не признали, привели доводы, изложенные в письменных возражениях на иски. При этом, Ш. суду пояснила, что спорные скважины построены третьими лицами за государственные средства и находятся в федеральной собственности. Указанные скважины Обществу не передавались, документы в отношении них также не передавались, скважины ликвидированы и в настоящее время не используются. Кем ликвидированы скважины Обществу не известно. Считает, что поскольку скважины ликвидированы, то они не представляют какой-либо опасности. К опасным производственным объектам скважины также не относятся в связи с их ликвидацией. Разрушенные тумбы на скважинах являются реперами, то есть служат указателями на местности в целях обнаружения самих скважин. Указанные требования были установлены в 50-х годах XX века для ориентации на местности. В настоящее время используются современные методы ориентации, в том числе и космические.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в ЯНАО в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве на иски указал, что работа по наблюдению за состоянием и приведению скважин в безопасное состояние не входит в полномочия ТУ Росимущества в ЯНАО. В соответствии с действующим законодательством РФ, скважины, пробуренные геологическими предприятиями за счёт федерального бюджета, являются федеральной собственностью, составляющей казну РФ, и не являются собственностью ТУ Росимущества в ЯНАО. Полагает, что меры по приведению скважин в безопасное состояние является обязанностью пользователей недр. Общество является владельцем лицензии на право пользования недрами и на добычу углеводородного сырья, наблюдение за скважинными и их сохранность должен обеспечивать владелец лицензии. В этой связи, просил об отказе в удовлетворении исковых требований к ТУ Росимуществу в ЯНАО.

Решением Новоуренгойского городского суда от 12 октября 2016 года в удовлетворении заявленных в исках требований отказано.

С решением суда не согласен Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор.

В апелляционном представлении просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований иска. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие значения для дела обстоятельств того, что скважины не переданы на баланс ООО «Газпром добыча Уренгой», поскольку законодательством, обязанность осуществлять контроль за сохранностью буровых скважин возложена на недропользователей, на чьих лицензионных участках находятся скважины. Полагает необоснованным указание суда на отсутствие в действующих лицензиях условий по обеспечению безопасности скважин, как на основание к отказу в удовлетворении требований иска. При этом ООО «Газпром добыча Уренгой» частично признает свои обязательства по наблюдению за фондом скважин, о чем свидетельствуют акты осмотра государственных скважин указанным предприятием. В связи с чем, полагает, что ответчик необоснованно уклоняется от устранения недостатков в техническом состоянии скважин. Считает необоснованными выводы суда о том, что скважины не представляют собой какой-либо опасности, поскольку ликвидированы, так как законодательством установлена обязанность пользователя недрами обеспечивать сохранность ликвидированных скважин. Вывод суда о том, что бетонная тумба выполняет функции репера, не может свидетельствовать о допустимости нарушений и противоречит требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обращения с ликвидированными скважинами. Необоснованным считает и вывод суда о том, что поскольку скважины составляют казну Российской Федерации, то они не являются объектом ответственности ТУ Росимущества в ЯНАО, поскольку именно на последнего возложены полномочия по управлению имуществом, находящемся в собственности Российской Федерации, в том числе и составляющим казну Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление представитель ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в ЯНАО, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, заслушав мнение прокурора, объяснение представителя ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой», судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Как следует из материалов дела, ООО «Газпром добыча Уренгой» является владельцем: лицензии на право пользования недрами СЛХ 02080 НЭ от 21 мая 2008 года с целевым назначением и видами работ: промышленная разработка сеноманских и неокомских залежей УВ, геологическое изучение ачимовских и юрских отложений с последующей разработкой Уренгойского месторождения (включая Уренгойскую и Ен-Яхинские площади). Участок недр расположен в Пуровском и Надымском районах ЯНАО; лицензии на право пользования недрами СЛХ 02078 НЭ от 21 мая 2008 года с целевым назначением и видами работ: добыча УВ сырья из сеноманских и неокомских залежей, геологическое изучение с последующей разработкой залежей в ачимовских и юрских отложениях Песцового месторождения. Участок недр расположен в 90 км СВ г. Новый Уренгой Надымского района ЯНАО; лицензии на право пользования недрами СЛХ 15684 НР от 28 февраля 2014 года с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Западно-Песцового участка. Участок недр расположен на территории ЯНАО Тюменской области; лицензии на право пользования недрами СЛХ 02076 НЭ от 21 мая 2008 года с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Песцового месторождения. Участок недр расположен в Надымском районе ЯНАО.

19 августа 2016 года и 29 марта 2016 года Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу по ЯНАО в реестре за номерами 1184, 1185, 1171 зарегистрированы изменения к лицензиям СЛХ 02080 НЭ, СЛХ 02078 НЭ и СЛХ 02076 НЭ, соответственно.

На Ен-Яхинской площади Уренгойского месторождения (лицензия СЛХ 02080 НЭ) находится скважина № 600; на ФИО1 площади Песцового месторождения (лицензия СЛХ 02078 НЭ) находятся скважины №№ 6, 29; на Харвутинской площади Западно-Песцового лицензионного участка (лицензия СЛХ 15684 НР) находится скважина № 23; на Арко-Табъяхинской площади Южно-Песцового месторождения (лицензия СЛХ 02076 НЭ) находится скважина № 322.

Все указанные скважины находятся в состоянии ликвидации, являются собственностью Российской Федерации и входят в казну Российской Федерации.

Как следует из материалов дела ООО «Газпром добыча Уренгой» проведено обследование указанных скважин.

Согласно комиссионному акту от 30 июня 2015 года, в результате проведения обследования скважины № 600 на Ен-Яхинской площади установлено, что устье скважины представлено обсадной колонной, бетонная тумба отсутствует; на прилегающей территории выявлено наличие пиломатериалов (доски, брёвна).

Согласно комиссионному акту обследования от 07 августа 2015 года, в результате проведения обследования скважины № 6 на ФИО1 площади Песцового месторождения установлено, что устье скважины представлено трубой кондуктора на уровне грунта, заполненной водой; на кондукторе закреплён репер. Территория вокруг захламлена брёвнами, досками, обрезками труб, металлоломом, в наличии шламовый амбар, цемент.

Согласно комиссионному акту обследования от 13 июля 2015 года, в результате проведения обследования скважины № 29 на Песцовой площади установлено, что устье скважины представлено разрушенной бетонной тумбой с репером. На прилегающей территории выявлено наличие пиломатериалов (доски, брёвна), металлолома, мерника, бурового оборудования.

Согласно комиссионному акту обследования от 07 августа 2015 года, в результате проведения обследования скважины № 23 на Харвутинской площади Западно-Песцового лицензионного участка установлено, что устье скважины представлено кондуктором высотой около 1,3 м, колонной головкой и переходной катушкой; репер отсутствует. Выявлено, что приустьевая воронка диаметром 5 м, залитая водой, захламлена обрезками труб, досок. Территория не зачищена, не рекультивирована.

Из комиссионного акта обследования от 07 августа 2015 года разведочной скважины № 322 на Арко-Табъяхинской площади Южно-Песцового лицензионного участка следует, что устье скважины представлено кондуктором высотой около 0,5 м без репера. На устье скважины находятся куски досок, брёвна, цемент; на прилегающей территории - доски, брёвна, куски бурового укрытия, металлолом.

Отказывая в удовлетворении требований иска суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» обязанности по контролю за техническим состоянием скважин, поскольку собственником скважин он не является, а условиями пользования недрами такая обязанность не предусмотрена. Кроме того, скважины не передавались недропользователю их собственником. Также исходил из того, что скважины не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, а сам факт нарушения целостности тумб, установленных на месте ликвидированных скважин, не влияет на возникновение риска аварийных ситуаций и причинения ущерба окружающей среде. Кроме этого указал о том, что скважины не являются объектом ответственности ТУ Росимущества в ЯНАО.

Вместе с тем, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно положений статьи 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», на пользователя недр возложена обязанность по обеспечению, в том числе: соблюдения требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидации в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнению условий, установленных лицензией.

Пунктами 10 Условий пользования недрами, являющимися приложениями к лицензиямСЛХ 02080 НЭ, СЛХ 02078 НЭ и СЛХ 02076 НЭ, на пользователя недр возложена обязанность выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Кроме того, пунктом 4.1.3 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии СЛХ 15684 НР, на владельца лицензии возложена обязанность принять в установленном порядке на контроль за техническим состоянием фонд скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в границах участков недр, осуществлять в установленном порядке контроль и устранять за свой счет выявленные нарушения.

Аналогичная обязанность была установлена и Условиями пользования недрами к лицензиям СЛХ 02080 НЭ, СЛХ 02078 НЭ и СЛХ 02076 НЭ, до внесения в них изменений в 2016 году и на момент проведения обследования указанных выше скважин, в результате которых были выявлены указанные выше нарушения в их содержании.

Согласно п. 3 Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденного Госкомимуществом РФ, Роскомнедра, Минтопэнерго РФ и Федерального горного и промышленного надзора России, зарегистрированного в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г., регистрационный № 953, состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемником этих организаций. При выдаче лицензии на право пользования участком недр и передачи, расположенных на нем скважин глубокого бурения на условиях настоящего положения, наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии.

В соответствии с пунктом 1319 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 года № 101, учет, ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин осуществляет пользователь недр.

Таким образом, из приведённых положений законодательства и условий лицензии следует обязанность недропользователя соблюдать требования законодательства о недрах, выполнять установленные лицензией условия, в том числе, и осуществлять мероприятия по наблюдению за скважинами, их сохранностью и устранению выявленных на них нарушений.

При этом, собственник скважин в лице ТУ Росимущества РФ в ЯНАО, в силу полномочий закрепленных за ним Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432, и Положением о Территоральном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года № 63, также не освобожден от выполнения возложенных на него ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанностей, в том числе, и передачи находящихся в его собственности скважин на техническое обслуживание лицу, которому выдана лицензия на недропользование.

Пунктом 1292 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» установлены общие требований к оборудованию устьев и стволов скважин при их ликвидации, в соответствии с которыми на устье скважины устанавливается бетонная тумба размером 1.0 x 1.0 x 1.0 м (допускается применение металлической опалубки диаметром не менее 0.5 м и высотой 1.0 м). На тумбе устанавливается репер высотой не менее 0.5 м с металлической таблицей, на которой электросваркой указываются: номер скважины, дата ее ликвидации, месторождение (площадь), организации - пользователь недр.

Вместе с тем, как было указано, данные требования на приведённых выше скважинах не соблюдены. Доказательств того, что выявленные недостатки на скважинах устранены, суду не представлено. Равно как не представлено и доказательств того, что установленные нарушения допустимы и соответствуют требованиям к оборудованию устьев и стволов скважин при их ликвидации.

В этой связи, с учётом установленных по делу обстоятельств, а также приведённых выше положений законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований иска, а потому ответчики обязаны привести скважины в безопасное состояние в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

Доводы возражений на апелляционное представление о том, что скважины ликвидированы, не являются опасными производственными объектами и не представляют опасности окружающей среде, а также о том, что бетонная тумба и репер представляют собой ориентир на местности, в связи с чем, не влияют на безопасность скважины, судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку приведёнными выше Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» напрямую установлены требования к порядку ликвидации скважин, оборудованию устьев и стволов при их ликвидации в соответствии с определёнными нормативами, а потому оснований для неприменения указанных требований не имеется.

Невыполнение собственником и пользователем недр действий по приёму-передаче скважин на техническое обслуживание не освобождает от обязанности их надлежащего содержания в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства.

Ссылки возражений на положения пунктов 1293, 1296 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в соответствии с которыми допускается отсутствие необходимости установки бетонных тумб и реперов при расположении скважины на землях, используемых для сельскохозяйственных целей, либо на затапливаемых территориях, также не обоснованы, поскольку спорные скважины на таких территориях не располагаются, что не оспаривалось в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Показания допрошенного в суде первой инстанции свидетеля Т. об отсутствии необходимости установления на ликвидированных скважинах бетонных тумб и реперов, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат положениям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», относительно оборудования устьев и стволов скважин при их ликвидации.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального права и при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требовании иска.

При этом, судебная коллегия не находит оснований для установления трёхмесячного срока исполнения решения суда, определённого прокурором в исках, поскольку исполнение решения суда на основании статей 13, 209, 210 Гражданского процессуального кодекса РФ производится в порядке и сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоуренгойского городского суда от 12 октября 2016 года отменить принять новое решение:

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Уренгой» принять меры по приведению скважин: № 600 на Ен-Яхинской площади Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, № 6 и 29 на ФИО1 площади Песцового лицензионного участка, № 23 на Харвутинской площади Западно-Песцового лицензионного участка, № 322 на Арко-Табъяхинской площади Южно-Песцового месторождения в безопасное состояние, путём установки на устье каждой скважины бетонной тумбы размером 1 м3 (либо металлической опалубки диаметром не менее 0,5 м и высотой 1 м), с репером высотой не менее 0,5 м и металлической таблицей с указанием номера скважины, месторождения (площадь), предприятия - пользователя недр, датой ликвидации

Судья /подпись/ С.П. Гниденко