Судья Миронов А.В. дело № 33-12407/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бурковской Е.А.,
судей: Пашковой Т.В., Волковой И.А.,
при секретаре Гузун Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 23», Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности по приведению условия хранения оружия в соответствие требованиям законодательства,
по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 23» и Федеральной службы исполнения наказаний
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 16 сентября 2014 года, которым исковые требования Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 23», Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности по приведению условий хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства удовлетворены.
На Федеральную службу исполнения наказаний и Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 23» возложена обязанность привести условия хранения оружия в комнате хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства путем доведения минимальной площади на одну единицу оружия (не считая пистолетов) до 0,35 кв.м.
Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., выслушав представителя ответчиков В.У.Г., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, прокурора М.Н.Л., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ФКУ «ЛИУ № 23» о возложении обязанности по приведению условий хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что комната для хранения оружия ФКУ «ЛИУ № 23» имеет площадь 12,9 кв.м., тогда как в ней находится 121 единица стрелкового оружия (не считая пистолетов). Необходимая площадь комнаты для хранения 121 единицы стрелкового оружия (не считая пистолетов), должна составлять, в соответствии с п. 8.1. «Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», утвержденного Приказом ФСИН России №211, не менее 42,35 кв.м.
Просил возложить на ФКУ «ЛИУ № 23» обязанность привести условия хранения оружия в комнате хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства путем доведения минимальной площади на одну единицу оружия до 0,35 кв.м., а именно путем увеличения площади комнаты хранения оружия до 42,35 кв.м.
Определением Урюпинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика был привлечен ФСИН России.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ФКУ «ЛИУ №23» и ФСИН России оспаривают постановленное судом решение и просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях (далее Правила).
Согласно ст. 18 Правил хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. Помещения для хранения оружия оборудуются техническими средствами охраны и пожарной безопасности.
Требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.
Приказом ФСИН России от 28 апреля 2006 года № 211 утверждено «Наставление по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Согласно п.8.1. Наставления для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств в учреждениях (подразделениях) уголовно-исполнительной системы (далее УИС) отводится отдельная комната (помещение) площадью не менее 0,35 кв.м. на одну единицу оружия (не считая пистолетов). Комната для хранения оружия должна находиться под постоянной охраной караула подразделения охраны (дежурной смены) учреждения УИС (оперативного дежурного по учреждению (подразделению) УИС.
Судом первой инстанции установлено, что ФКУ «ЛИУ-23» на праве оперативного управления принадлежит здание штаба, где расположена комната для хранения оружия общей площадью 12,9 кв.м., в которой находится 121 единица стрелкового оружия (не считая пистолетов).
Таким образом, исходя из количества оружия, площадь помещения для его хранения должна составлять не менее 42,35 кв.м.
Поскольку при наличии 121 единицы стрелкового оружия (не считая пистолетов), площадь комнаты хранения оружия должна составлять 42,35 кв.м., суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеющаяся площадь комнаты для хранения оружия не соответствует нормативным требованиям п.8.1 Наставления.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд необоснованно сослался на п. 8.1 Наставления для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств в учреждениях (подразделениях) уголовно-исполнительной системы, в связи с тем, что приказ ФСИН России об утверждении Наставления не зарегистрирован в установленном законом порядке, не принимается судебной коллегией, поскольку Приказ ФСИН России № 211 от 28 апреля 2006 года вступил в законную силу с момента его подписания, так как самим актом не установлен иной порядок и срок вступления его в законную силу. Данный приказ не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, в силу того, что государственной регистрации подлежат нормативные акты, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер.
На официальном сайте ФСИН России размещена соответствующая информация об издании Приказа № 211 и необходимости неукоснительного исполнения его требований в деятельности подведомственных учреждений.
Между тем, возлагая обязанность на ФСИН России по приведению условий хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что ФСИН России являясь учредителем ФКУ «ЛИУ-23», осуществляет полномочия собственника имущества, находящегося на праве оперативного управления у ФКУ «ЛИУ-23».
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Здание штаба, в котором расположена комната хранения оружия, находится на балансе самостоятельного юридического лица ФКУ «ЛИУ № 23», в соответствии с Уставом которого, данное имущество закреплено за ним на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения данным имуществом в пределах установленных действующим законодательством, эксплуатацию зданий, помещений и имущества Учреждения, осуществляет техническое обслуживание и охрану имущества Учреждения, а так же необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию (п. 2.5.2, п. 5.1 Устава).
Таким образом, обязанность по приведению условий хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства должна быть возложена на ФКУ «ЛИУ-23».
Кроме того, суд первой инстанции при вынесении решения вышел за пределы заявленного иска, поскольку прокурором каких-либо требований к ФСИН России не предъявлялось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности по приведению условия хранения оружия в соответствие с требованиями законодательства на ФСИН России, принять в указанной части новое решение, которым в иске к ФСИН России отказать.
В остальной части судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
Решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 16 сентября 2014 года отменить в части возложения обязанности по приведению условий хранения оружия в соответствие требованиям законодательства на Федеральную службу исполнения наказаний, принять в указанной части новое решение, которым в иске Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации к Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности по приведению условий хранения оружия в соответствие требованиям законодательства - отказать.
В остальной части решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 23» и Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: