ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1240/2021 от 25.05.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0009-01-2020-000628-43

Председательствующий: Филипченко Е.Е.

Дело № 33-1240/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 3 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к администрации Таштыпского района Республики Хакасия о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Таштыпского района Республики Хакасия (далее – администрация Таштыпского района) о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Требования мотивировал тем, что является получателем доплаты к страховой пенсии как лицо, ранее замещавшее должность заместителя главы Таштыпского района. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии установлена ему в соответствии с Положением «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Таштыпском районе», утвержденном решением Совета депутатов Таштыпского района от 31.10.2011 № 318 (далее – Положение № 318), где отражено, что размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы. Вместе с тем, 13.05.2020 решением Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия № 171 коэффициент 2,3 заменен на 4,3, поскольку Положение № 318 было принято с нарушением норм действующего законодательства. Считал, что с учетом ранее занимаемой должности, которая относится к высшей группе должностей, размер ежемесячной доплаты к его страховой пенсии в оспариваемый период должен составлять 4,3 должностного оклада, а должностной оклад - 90% должностного оклада главы. С учетом увеличения исковых требований просил взыскать с администрации Таштыпского района в его пользу задолженность по выплате ежемесячной доплаты к пенсии в размере 1915101 руб. 1 коп. за период с марта 2012 года по май 2020 года включительно, а также возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали, поскольку установленная доплата к пенсии истцу производилась на основании муниципального правового акта, принятого в установленном законом порядке. Указали, что вопрос установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность муниципальной службы, отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые в пределах бюджетных средств установили соответствующий коэффициент месячного денежного содержания, из которого производится начисление доплаты к страховой пенсии.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска, с чем не согласен истец ФИО1

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом необоснованно не принят во внимание представленный им расчет размера доплаты к его страховой пенсии, который сделан на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов Российской Федерации, Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия. Поскольку на момент выхода на пенсию он замещал муниципальную должность заместителя главы администрации Таштыпского района по экономике, которая относится к высшей группе должностей муниципальной службы, то с учетом его стажа работы, который составляет более 25 лет, минимальный размер доплаты к его страховой пенсии должен составлять 75% месячного денежного содержания муниципального служащего. Полагает необоснованным вывод суда о том, что в спорный период времени доплата к его страховой пенсии производилась на основании нормативно-правовых актов, которые незаконными не признавались, поскольку суд вправе на основе оценки их соответствия федеральному законодательству, применить тот нормативный акт, который имеет большую юридическую силу. Отмечает, что действовавшее на тот момент Положение № 318, в последующем отмененное, в период своего действия нарушало его права как получателя доплаты к страховой пенсии, что также не было учтено судом первой инстанции. Указывает, что суд при вынесении решения не принял во внимание Указ Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации», и не произвел оценку соответствия данному Указу, законодательства Республики Хакасия и муниципального образования Таштыпского района Республики Хакасия. Считает, что ранее занимаемая им должность соответствует должности заместителя высшего должностного лица Республики Хакасия, что в соответствии с Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», является основанием для установления ежемесячной доплаты к пенсии в размере 95% от месячного денежного содержания, с учетом его трудового стажа свыше 12 лет. Обращает внимание на то, что недостаточное финансирование органов местного самоуправления не может являться препятствием к реализации его законного права на полноценное пенсионное обеспечение, с учетом того, что бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Просит учесть, что судом первой инстанции в нарушение норм процессуального права не приняты во внимание его уточнения к исковым требованиям, по которым произведено изменение основания иска.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика ФИО4 выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 01.02.2012 является получателем страховой пенсии по старости. Общий стаж его муниципальной службы составил 25 лет 5 месяцев 4 дня.

Распоряжением исполняющего обязанности Главы Таштыпского района от 29.02.2012 № 35-К, принятым в соответствии с Положением № 318, истцу ФИО1, замещавшему муниципальную должность заместителя главы Таштыпского района, установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом трудовой деятельности по старости 75% месячного денежного содержания с 07.02.2012.

Распоряжением исполняющего обязанности Главы Таштыпского района от 29.02.2012 № 36-к, принятым в соответствии с Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» и на основании распоряжения главы Таштыпского района 29.02.2012 № 35-К, истцу определена к страховой пенсии по старости в размере 10205 руб. ежемесячная доплата в размере 12216 руб. 55 коп.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылался на неправомерность произведенного ему расчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поскольку при расчете принималось во внимание, что размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, в то время как государственным гражданским служащим, такой размер определен как 4,3, а потому он имеет право на перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поскольку в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная доплата к страховой пенсии начислена истцу в соответствии с принятым органом местного самоуправления – администрацией Таштыпского района в пределах предоставленных ей полномочий.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на имеющихся в деле доказательствах.

Оценивая доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом неправомерно не применены нормы права, регулирующие пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих, согласно которым размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 4,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, и мог быть установлен в пределах 95% месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) предусмотрено, что муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» муниципальному служащему может предоставляться пенсия за выслугу лет (доплата к государственной или страховой пенсии). Назначение и выплата пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) муниципальным служащим осуществляются в установленном муниципальным правовым актом порядке, аналогичном порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, установленному законом Республики Хакасия.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 54 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях и Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» гражданским служащим предоставляется пенсия за выслугу лет (ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии). Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, устанавливается законом Республики Хакасия. Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии гражданских служащих устанавливается в приложении 3 к настоящему Закону, которое является неотъемлемой частью настоящего Закона.

В соответствии с пунктами 5-6 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии гражданских служащих, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006 № 383, предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия.

Размер ежемесячной доплаты увеличивается на три процента месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия за каждый полный год стажа гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия.

Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 4,3 должностного оклада по замещавшейся должности гражданской службы Республики Хакасия, введенного с 1 января 2007 года.

Согласно выраженной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 08.12.2015 № 32-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки ФИО5» указал, что осуществляя с учетом указанных особенностей специальное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, в том числе вводя для них дополнительные гарантии в сфере пенсионных отношений, федеральный законодатель исходил из того, что единство публичной природы государственной гражданской службы и муниципальной службы, обусловленное объективной схожестью условий и порядка их прохождения, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Поэтому, закрепляя в рамках правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению муниципальных служащих право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и относя при этом пенсионное обеспечение за выслугу лет к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим (пункт 12 части 1 статьи 11 и пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), федеральный законодатель, руководствуясь статьей 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, распространил на муниципального служащего в полном объеме права государственного гражданского служащего в данной сфере (часть 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), имея при этом в виду, что назначаемые муниципальным служащим пенсии за выслугу лет по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсия за выслугу лет) государственным гражданским служащим, являются дополнительным пенсионным обеспечением, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, и может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления.

Участие субъектов Российской Федерации в регулировании отношений по дополнительному пенсионному обеспечению муниципальных служащих не выходит, как ранее указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, за пределы их компетенции в рамках конституционного разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (определения от 13.10.2009 № 1190-О-О, от 24.01.2013 № 63-О, от 23.04.2013 № 656-О и др.). По сути, оно направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации в правовом регулировании отношений по дополнительному пенсионному обеспечению муниципальных служащих и обусловлено целями поддержания необходимого уровня гарантирования пенсионных прав для данной категории граждан с учетом социально-экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации и его особенностей, включая специфику отношений местного самоуправления на соответствующих территориях. Что касается органов местного самоуправления, то принимаемыми ими в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации актами определяются условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за выслугу лет, которая выплачивается за счет средств местных бюджетов (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и часть 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Наделение органов местного самоуправления указанным правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12), в силу чего органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств указанного обеспечения для лиц, замещавших должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2013 № 1591-О). Соответственно, правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, установленное на федеральном уровне (включая предусмотренное положением пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу), не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсии за выслугу лет. Вместе с тем предоставление органам местного самоуправления достаточно широкой свободы усмотрения при принятии муниципальных правовых актов по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не означает, что они могут действовать произвольно, - в силу статьи 15 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в том числе при осуществлении правового регулирования по вопросам, решение которых отнесено к их ведению.

Следовательно, органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели. Это означает, что устанавливаемый ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных им пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.

Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На момент установления истцу ежемесячной доплаты страховой пенсии действовало Положение № 318, пунктами 3-4 которого установлено, что ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, введенного с 01.10.2010.

Решением Совета депутатов Таштыпского района от 17.04.2015 № 309 утверждено Положение «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе и ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Таштыпском районе», где пунктом 3.4 также предусмотрено, что размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, введенного с 01.10.2010.

Указанным решением от 17.04.2015 № 309 Положение № 318 признано утратившим силу.

Решением Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия от 13.05.2020 № 171 внесены изменения в Положение, утвержденное решением Совета депутатов Таштыпского района от 17.04.2015 № 309, а именно в пункте 3.4 коэффициент «2,3» заменен на «4,3».

Как установлено судом и не оспаривается ФИО1, с момента установления ему ежемесячной доплаты к пенсии до принятия решения Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия от 13.05.2020 № 171 он получал ежемесячные доплаты к пенсии с учетом вышеприведенных положений муниципальных правовых актов.

Приняв во внимание перечисленные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия уполномочен был принимать решения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет, и поскольку финансирование данной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то он вправе был вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей названного муниципального образования.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в рамках спорных правоотношений гарантированное и ранее предоставленное истцу право на получение ежемесячной доплаты к пенсии и самой пенсии по выслуге лет не отменено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органом местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение истца по сравнению с государственными гражданскими служащими Республики Хакасия.

Решения Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия в части определения размера месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, как не должного превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, истцом не оспорены и незаконными в установленном порядке не признаны, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном применении судом данных правовых актов.

Оснований для применения истцу при расчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии положений Указа Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации», что давало бы ему право на ее установление в размере 95 процентов от месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, равного уровню по ранее занимаемой им должности муниципальной службы не имеется, а потому доводы апелляционной жалобы в данной части признаются необоснованными.

Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о незаконности обжалуемого истцом решения и не принимаются во внимание судебной коллегией по вышеприведенным мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 3 марта 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи Г.П.Пархомович

А.В.Пронина