судья Шевлякова Н.В. дело № 33-12418/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» ноября 2014 года судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Колгановой В.М.,
судей: Марчукова А.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области, Михайловской городской Думе Волгоградской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии за выслугу лет,
по апелляционным жалобам Михайловской городской Думы Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО3 и Администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО2.
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 15 сентября 2014 года, которым
Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1, были удовлетворены частично.
На администрацию городского округа-город Михайловка Волгоградской области была возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет ФИО1 в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», с 1 марта 2013 года.
В удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к Михайловской городской Думе Волгоградской области, было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, прокурора ФИО5, полагавшую, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах ФИО1 обратился с иском к администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области, Михайловской городской Думе Волгоградской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с выходом ФИО1 на пенсию, ей как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в администрации городского округа - город Михайловка Волгоградской области в соответствии с решением Михайловской городской Думы от 28.12.2009 г. № 479 и законом Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» была назначена пенсия за выслугу лет в размере 45 % ежемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа-город Михайловка, что составляло <.......> рубля.
Однако, решением Михайловской городской Думы Волгоградской области от 27.02.2013 г. № 783 с 1 марта 2013 г. был закреплен новый механизм определения размера пенсии за выслугу лет, в размере 45 % ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в связи с чем, был произведен перерасчет пенсии, размер которой составил <.......> рублей.
Поскольку при перерасчете пенсии за выслугу лет с применением новых правил размер пенсии ФИО1 с 1 марта 2013 г. существенно снизился, просил возложить обязанность на администрацию городского округа-город Михайловка Волгоградской области, Михайловскую городскую Думу Волгоградской области произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», с 1 марта 2013 г.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа-город Михайловка Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО2 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в иске, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
В апелляционной жалобе Михайловская городская Дума Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО3 также оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, отказав в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа-город Михайловка Волгоградской области» от 28 декабря 2009 г. № 479.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Положения установлено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа город Михайловка, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы – не менее 15 лет, в размере 45 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа город Михайловка.
В этой связи, истцу была назначена пенсия за выслугу лет в размере 45 % ежемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа-город Михайловка, что составляло <.......> рубля.
Решением Михайловской городской Думы от 22 февраля 2013 г. № 783 в п. 1 ст. 6 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» от 28 декабря 2009 г. № 479 были внесены изменения, размер пенсии за выслугу лет был установлен в размере 45 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа город Михайловка за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности.
Принимая во внимание, что в Положение были внесены изменения, Администрацией городского округа-город Михайловка Волгоградской области был произведен перерасчет пенсии, размер которой составил <.......> рублей.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении иска Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к Михайловской городской Думе Волгоградской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дума не является органом, устанавливающим и назначающим пенсии за выслугу лет, следовательно, оснований для возложения на нее обязанности по перерасчету размера ранее назначенной пенсии, не имеется.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части возложения обязанности по перерасчету пенсии на администрацию городского округа-город Михайловка Волгоградской области по следующим основаниям.
Удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа - город Михайловка Волгоградской области» в части установления нового размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, противоречит закону Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», который предусматривает иной порядок расчета и размер пенсии.
Поскольку в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, суд возложил на администрацию городского округа – город Михайловка Волгоградской области обязанность по перерасчету пенсии.
Вместе с тем, данные выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Как следует из абз. 3 п. 3 ст. 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа-город Михайловка Волгоградской области» (в ред. от 23 декабря 2013 г.), размер пенсии за выслугу лет пересчитывается (уменьшается или увеличивается) при изменении порядка и норм расчета пенсии за выслугу лет, предусмотренных ст. 6 настоящего Положения, с даты вступления в силу указанных изменений, на основании соответствующего решения Михайловской городской Думы.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу, что финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, внесение изменений в п. 1 ст. 6 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» в части установления нового размера пенсии за выслугу лет в размере 45 % от оклада по ранее занимаемой должности за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, учитывая дополнительный характер такой пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истца, так как установление размера такой доплаты к получаемой истцом трудовой пенсии по старости является правом органа местного самоуправления исходя из финансово-экономических возможностей.
Таким образом, действия Администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области по перерасчету ФИО1 размера ранее назначенной пенсии являются законными, в связи с чем, оснований для признания незаконными действий ответчика по перерасчету пенсии не имеется.
Однако указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда в указанной части и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности по проведению перерасчета пенсии за выслугу лет.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения. в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 15 сентября 2014 года отменить в части удовлетворении иска Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 к администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности по проведению перерасчета пенсии за выслугу лет и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Михайловской городской Думы Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО3 и Администрации городского округа-город Михайловка Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Верно:
Судья
Волгоградского областного суда А.В. Марчуков