ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1242/19 от 06.03.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Думова Е.Н.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 марта 2019 года № 33-1242/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Татарниковой Е.Г., Вершининой О.Ю.,

при секретаре Шагаловой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17 декабря 2018 года, которым исковые требования ФИО1 к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, Администрации города Вологды, Государственной жилищной инспекции Вологодской области о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная управляющая компания» (далее – ООО «ЖЭУК», управляющая компания).

Ссылаясь на незаконность произведенной собственниками жилого дома перепланировки и переустройства мест общего пользования путем установления перегородок с дверями на две (одну) квартиры, подключения освещения данных помещений от общедомовой системы освещения подъездов многоквартирного дома, отсутствие мер реагирования со стороны должностных лиц, 06 ноября 2018 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, в котором с учетом уточнения исковых требований просила обязать надлежащего ответчика провести проверку на предмет законности пристроек тамбуров к квартирам в подъездах дома по адресу: <адрес>.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи от 09 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «ЖЭУК». Определением суда от 04 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, а затем соответчика привлечена Администрация города Вологды, тем же определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция Вологодской области, определением суда от 12 декабря 2018 года Государственная жилищная инспекция Вологодской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды ФИО2 иск не признала по мотивам, приведенным в отзыве. Указала, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по проверке соблюдения собственниками помещений обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений входит в компетенцию Государственной жилищной инспекции Вологодской области.

Представители ответчиков Администрации города Вологды, Государственной жилищной инспекции Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, направили отзывы.

Представитель третьего лица ООО «ЖЭУК» ФИО3 пояснила, что на основании обращения истца управляющей компанией была создана комиссия в составе главного инженера управляющей компании, старшего мастера АО «ВОЭК» и собственников многоквартирного дома, которой произведен осмотр электрооборудования коридоров общего пользования, где установлены перегородки с дверями на две (одну) квартиры, на предмет подключения освещения данных помещений от общедомовой системы освещения подъездов дома. На основании акта осмотра от 19 сентября 2018 года установлено, что у собственников квартир первого и второго подъездов дома освещение помещения тамбура подключено от электросчетчиков квартир. В дальнейшем собственниками помещений многоквартирного дома проведено общее собрание, решения которого, в том числе по вопросу разрешения собственникам квартир использования части общего имущества на межквартирных лестничных площадках соразмерно их доле, оформлены протоколом от 06 ноября 2018 года № 2/2018.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1, настаивая на отмене судебного акта и удовлетворении заявленных исковых требований, указывает на незаконность оборудования собственниками <адрес> перегородок с дверями на две (одну) квартиры на межквартирных лестничных площадках, подключения освещения данных помещений от общедомовой системы освещения подъездов многоквартирного дома, отсутствие мер реагирования со стороны должностных лиц, неправомерность решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о разрешении собственникам квартир использования части общего имущества на межквартирных лестничных площадках соразмерно их доле.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает его подлежащим частичной отмене.

Разрешая требования ФИО1, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, полагает, что решение суда в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Вологодской области подлежит отмене в силу следующего.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом обращения гражданина, последний имеет право в том числе: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а также обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (статья 10 названного закона).

В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения о Государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года №493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).

Часть 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации также относит осуществление регионального государственного жилищного надзора к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Государственном жилищном надзоре задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения о Государственном жилищном надзоре предметом проверок в рамках государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1.1 и 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее – Положение) Государственная жилищная инспекция области (далее - Инспекция) является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 3.2.1 Государственная жилищная инспекция Вологодской области для решения своих задач и выполнения полномочий (функций) организует и проводит проверки соблюдении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя и гражданами, в том числе, обязательных требований к: содержанию общего имущества в многоквартирном доме, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 3.2.16 Инспекция организуется прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и организаций, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок, анализирует содержание поступающих обращений, принимает меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.

Как следует из материалов дела, 24 сентября 2018 года в Государственную жилищную инспекцию Вологодской области из прокуратуры город Вологды поступило обращение собственника жилого помещения – квартиры <адрес> ФИО1, которое содержало просьбу о проведении проверки дома <адрес> на предмет законности произведенной собственниками квартир жилого дома перепланировки и переустройства мест общего пользования путем установления перегородок с дверями на две (одну) квартиры, обустройства тамбуров, подключения освещения данных помещений от общедомовой системы освещения подъездов многоквартирного дома (л.д.7).

Ссылаясь на то, что вопросы предоставления жилищно – коммунальных услуг потребителям, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома и инженерных систем рассматриваются в рамках проведения проверки при осуществлении лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, а также на положения Закона Вологодской области от 15 декабря 2017 года №4260-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по лицензионному контролю», предусматривающими полномочия органов местного самоуправления городских округов области по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе и по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений письмом от 25 сентября 2018 года № 01-16/5780-2018 обращение ФИО1 начальником Государственной жилищной инспекции направлено для рассмотрения начальнику Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды.

В ответе начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды ФИО4 от 26 октября 2018 года со ссылкой на положения части 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации заявителю разъяснено, что в случае невозможности урегулирования в добровольном порядке вопросов использования общего имущества, незаконного переустройства (переоборудования) помещений в многоквартирном доме <адрес> за защитой своих прав и законных интересов, ФИО1 вправе обратиться в суд (л.д.23).

Поскольку пунктом 3.2.1 Положения прямо определены полномочия Государственной жилищной инспекции Вологодской области по организации и проведению проверок соблюдения гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, оснований для отказа ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Вологодской области у суда первой инстанции не имелось.

Ссылка представителя Государственной жилищной инспекции Вологодской области при направлении заявления ФИО1 в Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды о том, что проверка сведений, содержащихся в обращении истца, должна проводиться в рамках проведения проверки при осуществлении лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, является не состоятельной, поскольку предметом лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами является предупреждение, выявление и пресечение нарушений управляющими организациями обязательных требований, установленных законодательством в сфере управления многоквартирными домами.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды надлежащим ответчиком по данному делу не является.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17 декабря 2018 года в части отказа ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Вологодской области отменить.

Принять в этой части новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Вологодской области удовлетворить.

Обязать государственную жилищную инспекцию провести проверку на предмет законности использования собственниками квартир части общего имущества на межквартирных лестничных площадках по адресу: <адрес>.

В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: