ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1242/2018 от 28.02.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Кириенко И.С. Дело № 33-1242/2018

Строка по статотчету 088г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Гапоненко Л.В.

судей областного суда: Дьякова А.Н., Ивановой В.П.,

при секретаре Белодед К.О.

рассмотрела в судебном заседании 28 февраля 2018 года

дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Признать незаконным отказ Федеральной службы исполнения наказаний от <...> в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить ФИО1 с <...> на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи из трех человек.

Настоящее решение является основанием для снятия Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области ФИО1 с составом семьи из трех человек с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Омской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по изменению даты постановки на учет.

В обоснование иска указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы более 18 лет. <...> он обратился в комиссию ФСИН России с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ). Не зная о результатах рассмотрения его рапорта в комиссии ФСИН России, он в связи с изменениями в законодательстве, подготовил документы для подачи их в комиссию УФСИН России по Омской области для постановки на учет. В дальнейшем узнал о том, что решением комиссии ФСИН России от <...> ему было отказано в постановке на учет по причине отсутствия в учетном деле выписки из домовой книги (поквартирных карточек) или документа его заменяющего. Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по Омской области от <...>ФИО1 с составом семьи из трех человек был поставлен на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с <...>. Пакеты документов, представленные в обе комиссии, были аналогичные. Копия лицевого счета с места жительства истца и лиц, совместно с ним проживающих была предоставлены в обе комиссии. Поскольку ЕСВ предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, считал свои права, в частности право на жилище, нарушенными действиями комиссии ФСИН России.

Уточнив в ходе рассмотрения дела по существу заявленные требования, просил признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <...>; признать решение ФСИН России об отказе в постановке на учет от <...>№ <...> незаконным, возложить обязанность на комиссию ФСИН России отменить решение от <...>№ <...> об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставив его на учет с <...>, возложить обязанность на УФСИН России по Омской области отменить решение от <...>№ <...> о постановке ФИО1 на учет с <...>, сняв его с соответствующего учета.

Истец ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Омской области - ФИО3 в судебном заседании иск не признала, поддержал доводы письменного отзыва.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России - ФИО3 просит решение отменить, отказав в удовлетворении иска. Ссылаясь на законодательно установленную процедуру принятия документов от сотрудника уголовно-исполнительной системы и направления их в комиссию ФСИН России для рассмотрения, указывает, что согласно пп. «з» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № <...> от <...>, представлению подлежат выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Таким образом, представлению подлежат оба документа. Однако ФИО1 при обращении в ноябре 2013 года в комиссию ФСИН России была представлена только копия лицевого счета. Документов, свидетельствующих о невозможности предоставления выписки из домовой книги, им не представлено. Полагает неправомерным суждение суда об ином значении требований, содержащихся в Правилах. Кроме того, отмечает, что при последующей подаче документов в территориальную комиссию УФСИН России по Омской области истцом была представлена поквартирная карточка на жилое помещение по адресу: г. Омск, <...>. Данных о невозможности представления указанного документа ранее, истцом не представлено. Суд правовой оценки указанному обстоятельству не дал.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1ФИО2 просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Омской области – ФИО3, поддержавшую жалобу, представителя ФИО1ФИО2, согласившегося с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на <...> составляет 14 лет 11 месяцев 16 дней.

<...>ФИО1 обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с заявлением (рапортом) для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» на состав семьи из трех человек (супруга ФИО4, дочь ФИО5).

Справкой секретаря комиссии ФИО6 подтверждено принятие от истца <...> необходимых при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты документов.

Согласно сведениям из ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» от <...>ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство имеет в собственности квартиру <...> в г. Омске. Супруге и дочери истца на праве собственности или по договору социального найма жилые помещения не принадлежат.

Из копии лицевого счета № <...> следует, что в квартире <...>, общей площадью 35,9 кв.м. проживают и зарегистрированы ФИО1 его супруга ФИО4 и их несовершеннолетний ребенок ФИО5

Ранее единовременная социальная выплата истцу не предоставлялась.

<...> на заседании комиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы были проверены, признаны полными и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет ФИО1

Письмом УФСИН России по Омской области от <...> истец был уведомлен о передаче его пакета документов в Комиссию ФСИН России.

Согласно выписке из протокола № <...> от <...> заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе ФИО1 в постановке на такой учет в связи с предоставлением им неполного пакета документов, а именно: не представлена выписка из домовой книги (или поквартирной карточки) на квартиру <...> в г. Омске.

<...>ФИО1 вновь подал заявление (рапорт) в территориальную комиссию УФСИН России по Омской области для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. К рапорту истец приложил документы, аналогичные по содержанию тем, которые он представлял при обращении <...> в комиссию ФСИН России. Дополнительно была представлена поквартирная карточка на жилое помещение – квартиру <...> в г. Омске.

Из материалов дела следует, что с момента первичного обращения истца к ответчику право собственности на иные жилые помещения ни за истцом, ни за членами его семьи не регистрировалось.

<...> документы, представленные истцом, проверены и признаны полными.

В соответствии с выпиской из протокола № <...> от <...>ФИО1 с составом семьи из трех человек был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под номером № <...>.

<...> о принятом УФСИН России по Омской области решении истец был уведомлен.

Поводом для обращения в суд послужил факт принятия его на учет для получения ЕСВ только <...>, а не с момента его первичного обращения <...>. Указанными действиями ФСИН России нарушены его права, поскольку предоставление единовременной социальной выплаты происходит в соответствии с очередностью принятия лица на учет.

Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истцом при обращении к ответчику <...> был представлен полный пакет документов, отказ в постановке на учет ФСИН России от <...> не основан на законе.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283 - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283 - ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283 - ФЗ.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.

Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.

При этом, подпунктом п. 5 Правил предусмотрено предоставление выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Оценивая доводы ФСИН России в части того, что основанием для отказа в постановке на учет явилось не предоставление истцом выписки из домовой книги, районный суд правильно указал, что истец предоставил копию лицевого счета на квартиру <...>, в которой зарегистрирован с супругой и несовершеннолетней дочерью, и в такой связи предоставление выписки из домовой книги не требуется.

Апеллянт, повторно указывая на не предоставление выписки из домовой книги при обращении истца <...>, ошибочно толкует материальный закон, полагая, что в случае проживания заявителем в квартире в многоквартирном доме, обязательному предоставлению для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты подлежит как копия лицевого счета, так выписка из домовой книги, вследствие чего доводы апелляционной жалобы в этой части подлежит отклонению.

В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).

Как следует из ч. 1 ст. 3 указанного выше Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от <...>№ <...>, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме № <...> (приложение № <...> к Регламенту), поквартирную карточку по форме № <...> (приложение № <...> к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме № <...> (приложение № <...> к Регламенту), адресные листки прибытия по форме № <...> (приложение № <...> к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме № <...> и листок статистического учета выбытия по форме № <...> к ним (приложение № <...> к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.

Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме № <...> (приложение № <...> к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.

Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Таким образом, выписка из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации истца и по предыдущему месту регистрации истца не могла быть представлена, так как такой документ для жилых помещений в многоквартирных домах не предусмотрен. В то время как в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей, применяются финансовые лицевые счета на квартиру.

Представленные истцом копия лицевого счета на квартиру являются надлежащим документом и полностью подтверждает те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, указывает на собственника помещения, количество и инициалы лиц, зарегистрированных в данной квартире, даты постановки на регистрационный учет, площадь помещения.

В связи с указанным отсутствие копии выписки из домовой книги не могло явиться основанием отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Тот факт, что при обращении <...>ФИО1 представил поквартирную карточку на принадлежащую ему квартиру, не свидетельствует о законности отказа <...> ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Судебная коллегия отмечает, что поквартирная карточка не поименована в числе обязательных к предоставлению документов при обращении лица в комиссию ФСИН России по Омской области для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты

Иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нуждаемость ФИО1 в получении жилого помещения в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривалась.

Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены судом первой инстанции правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: