ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12430/20 от 18.09.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Патрушева М.Е. Дело № 33-12430/2020

УИД 66RS0001-01-2020-002544-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 18.09.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В.,

Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы об оспаривании решения об отказе в перерасчете пенсии по выслуге лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 23.06.2020.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности № 125 от 16.12.2019, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы (далее - Уральское таможенное управление) о признании решения оформленного письмом от 29.10.2019 <№> об отказе в перерасчете пенсии по выслуге лет, незаконным; возложении обязанности произвести перерасчет ранее назначенной пенсии по выслуге лет с 02.08.2018, с учетом продолжительности выслуги лет - 25 лет 00 месяцев 01 день.

В обоснование иска указал, что с 03.08.2018 является получателем пенсии по выслуге лет по линии Федеральной таможенной службы, исчисленной из её продолжительности 24 года 11 месяцев 17 дней. Полагая, что при назначении пенсионного обеспечения расчет выслуги лет произведен неправильно, а именно период с 20.06.1994 по 20.07.1994 прохождения учебных сборов при войсковой части 73866 во время очного обучения в Курганском машиностроительном институте, исчислен с коэффициентом 0,5, а не в календарном порядке, ФИО1 04.10.2019 обратился в Уральское таможенное управление с соответствующим заявлением. Оспариваемым решением, оформленным письмом от 29.10.2019 <№>, ФИО1 отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет, по мотиву того, что период нахождения на учебных сборах при войсковой части 73866 входил в обязательный процесс обучения в высшем учебном заведении, в связи с чем подлежит исчислению при расчете выслуги лет, в соответствии с п.п. «ж» п.2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 №103, как время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев (коэффициент 0,5). Не согласившись с таким отказом и полагая, что период нахождения на учебных сборах в войсковой части во время обучения в высшем учебном заведении, должен быть включен в выслугу лет в календарном исчислении, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 23.06.2020 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Участвующий в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, с использованием системы видеоконференц-связи ФИО1, настаивал на доводах апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Уральского таможенного управления, указал на законность и обоснованность решения суда.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.

Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 03.08.2018 ФИО1 является получателем пенсии по выслуге лет по линии Федеральной таможенной службы, исчисленной из её продолжительности 24 года 11 месяцев 17 дней.

При исчислении выслуги лет период очного обучения истца в Курганском машиностроительном институте с 01.09.1990 по 09.06.1995, исчислен с коэффициентом 0,5 (02 года 04 месяца 19 дней).

04.09.2019 Тюменской таможней (место прохождения сотрудником службы), на основании дополнительно представленных ФИО1 документов (справки ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» от 07.06.2019 <№>, письма Военного комиссариата г.Кургана от 26.08.2019 <№>, письма ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» от 03.09.2019 <№>) произведен расчет выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения, продолжительность которой, по состоянию на 02.08.2018, составила 25 лет 00 месяцев 01 день.

Период прохождения ФИО1 учебных сборов при войсковой части 73866 с 20.06.1994 по 20.07.1994 во время очного обучения в Курганском машиностроительном институте, при повторном расчете исчислен в календарном порядке.

В этот же день, Тюменской таможней издан приказ от 04.09.2019 №239-к, которым в приказ от 24.07.2018 №228-к об увольнении ФИО1 внесены изменения относительно продолжительности выслуги лет (25 лет 00 месяцев 01 день).

05.09.2019 расчет выслуги лет для назначения пенсии с приложенными к нему документами направлен Тюменской таможней в Уральское таможенное управление для обязательного согласования с соответствующим подразделением пенсионной службы ФТС России.

При проверке поступивших документов Уральским таможенным управлением сделан вывод об отсутствии правовых оснований для изменения расчета выслуги лет и перерасчета соответствующей пенсии, в связи с чем представленный Тюменской таможней расчет выслуги лет от 05.09.2019 не согласован, о чем ФИО1 извещен письмом ответчика от 29.10.2019 <№>.

04.10.2019 ФИО1 обратился в Уральское таможенное управление с заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии по выслуге лет с 02.08.2018, с учетом продолжительности выслуги лет - 25 лет 00 месяцев 01 день.

Оспариваемым решением, оформленным письмом от 29.10.2019 <№>, ФИО1 отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет, по мотиву того, что период нахождения на учебных сборах при войсковой части 73866 входил в обязательный процесс обучения в высшем учебном заведении, в связи с чем подлежит исчислению при расчете выслуги лет, в соответствии с п.п. «ж» п.2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 №103, как время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев (коэффициент 0,5).

Приказом Тюменской таможни от 05.02.2020 №41-к приказ от 04.09.2019 №239-к, признан утратившим силу с момента его издания.

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, ФИО1 указывал на установленные, по его мнению, обстоятельства наличия вины ответчика в неправомерном отказе в согласовании, произведенного Тюменской таможней расчета выслуги лет, продолжительностью 25 лет 00 месяцев 01 день, которые влекут возникновение у Уральского таможенного управления обязанности по перерасчету ранее назначенной истцу пенсии по выслуге лет.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 №103, которым утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, приказа ФТС России от 06.08.2013 №1473 «Об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», исходя из оценки совокупности, представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств нахождения ФИО1 на военных сборах в период с 20.06.1994 по 20.07.1994 во время очного обучения в Курганском машиностроительном институте (с 01.09.1990 по 09.06.1995), влекущих у территориального подразделения пенсионной службы ФТС России обязанность по перерасчету ранее назначенной ему пенсии по выслуге лет, с учетом исчисления спорного периода в календарном порядке.

Оснований согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на не правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 02.02.1998 №103, которым утвержден Порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» (далее - Порядок).

Пунктом 1 Порядка определено распространить с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941) на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 №103, также утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее - Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов).

Согласно п.п. «а» п.2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, время службы (работы), указанное в ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1).

Статьей ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 установлен закрытый перечень видов службы (работы) и периодов времени, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 настоящего Закона, в котором помимо прочего указана военная служба.

Пунктом «ж» п.2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов времени обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Положения абз.10 п.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 позволяют включать в выслугу лет в календарном исчислении время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 01.03.1993.

При наличии одновременно двух и более оснований, предусмотренных настоящим Положением, для зачета одного и того же периода службы (работы, учебы и другой деятельности) выслуга исчисляется по основанию, дающему наибольшую льготу (п.5 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов).

Из материалов дела следует, что до поступления ФИО1 на службу в таможенные органы, имело место его очного обучения на военной кафедре при Курганском машиностроительном институте с 01.09.1990 по 09.06.1995.

В период прохождения военной подготовки с 20.06.1994 по 20.07.1994 ФИО1 прошел учебные сборы при войсковой части 73866, где согласно послужному списку (л.д.31 оборот) 03.07.1994, в соответствии с действующим в момент спорных правоотношений Законом Российской Федерации от 11.02.1993 №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (ст.39), принял военную присягу.

Как следует из военного билета (л.д. 24) приказом Министерства обороны Российской Федерации от 14.05.1995 <№> ФИО1 присвоено воинское звание лейтенант.

Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» от 07.06.2019 <№> (л.д.40) ФИО1 является офицером запаса, военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации не проходил, за время пребывания в запасе (после окончания высшего учебного заведения) на военные сборы не призывался.

Проверяя обоснованность действий ответчика при принятии оспариваемого решения, оформленного письмом от 29.10.2019 <№>, которым ФИО1 отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции не дал должной оценки представленным истцом доказательствам, а именно справке ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» от 07.06.2019 <№>, письму Военного комиссариата г.Кургана от 26.08.2019 <№>, письму ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» от 03.09.2019 <№>, приказу от 08.06.1994 №3/333 о проведении учебного сбора в войсках со студентами четвертого курса, послужному списку, военному билету, содержание которых указывает на то, что в период с 01.09.1990 по 09.06.1995 очного обучения в Курганском машиностроительном институте имело место обучение истца по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования,

В силу положений ч.4 ст.17 действовавшего в момент спорных правоотношений Закона Российской Федерации от 11.02.1993 №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» учебные сборы (стажировки), предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами.

Аналогичные положения содержатся в действующем в настоящее время Федеральном законе от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст.20).

С учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств, нахождение ФИО1 в период с 20.06.1994 по 20.07.1994 на учебных сборах при войсковой части 73866, как обязательный элемент освоения программы подготовки офицеров запаса, следует расценивать как военные сборы, время пребывания на которых в силу положений абз.10 п.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 указывает на необходимость их включения в выслугу лет в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Уральского таможенного управления, оформленное письмом от 29.10.2019 <№> об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии по выслуге лет, нельзя признать законным.

Возлагая на Уральское таможенное управление обязанность произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии по выслуге лет, с учетом обстоятельств исчисления периода его нахождения с 20.06.1994 по 20.07.1994 на учебных сборах при войсковой части 73866 в календарном исчислении, а также из общей продолжительности, имеющейся у истца выслуги лет - 25 лет 00 месяцев 01 день, судебная коллегия исходит из следующего.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы, пенсионное обеспечение которых возложено на ФТС Росси, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом ФТС России от 06.08.2013 №1473 «Об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», которой предусмотрено, что назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии осуществляется территориальным органом ФТС России на региональном уровне.

Поскольку назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии относится к исключительной компетенции Уральского таможенного управления, то возложение на указанного ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО1, уволенного из таможенных органов и являющегося получателем соответствующей пенсии по линии ФТС России, отвечает интересам законности.

В силу положений ч.2 ст.55 Закона от 12.02.1993 №4468-1 в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Поскольку обстоятельством, влекущим повышение размера пенсии по выслуге лет, является включение ФИО1 в стаж службы в таможенных органах спорного периода (20.06.1994 по 20.07.1994) в календарном исчислении, то такое повышение должно производится с момента обращения лица, получающего указанную пенсию, в территориальный орган ФТС России, в данном случае в Уральское таможенное управление, наделенное соответствующей компетенцией по согласованию с ним в обязательном порядке расчета выслуги лет, производимой таможенным органом по последнему месту службы сотрудника, а также по перерасчету назначенной пенсии.

Из материалов дела следует, что такое обращение ФИО1 в Уральское таможенное управление последовало 04.10.2019, вследствие чего необоснованный отказ последнего, оформленный письмом от 29.10.2019 <№> (л.д.15), в перерасчете пенсии по выслуге лет, с учетом обстоятельств необходимости исчисления спорного периода в календарном порядке, повлекший нарушение права истца на перерасчет пенсионным органом (Уральским таможенным управлением) размера пенсии по выслуге лет в сторону увеличения, порождает у сотрудника в соответствии с положениями ч.2 ст.55 Закона от 12.02.1993 №4468-1 право на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, а именно с 04.10.2018.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 23.06.2020 отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск ФИО1 к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы об оспаривании решения об отказе в перерасчете пенсии по выслуге лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, удовлетворить частично.

Признать решение Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, оформленное письмом от 29.10.2019 <№> об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии по выслуге лет, незаконным.

Возложить на Уральское таможенное управление Федеральной таможенной службы обязанность произвести перерасчет ранее назначенной ФИО1 пенсии по выслуге лет с 04.10.2018, с учетом продолжительности выслуги лет - 25 лет 00 месяцев 01 день.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Ж.А. Мурашова