ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1243/19 от 07.05.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Чиркова Е.А. Дело № 33-1243/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Аврамовой Н.В., Артамоновой С.Я.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 7 мая 2019 г. дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 7» о возложении обязанности привести здание школы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, и к Администрации города Кургана о возложении обязанности профинансировать необходимые работы

по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 января 2019 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 7» обязанность привести здание МАОУ «СОШ № 7» в срок до 01.09.2019 в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить: внутреннюю отделку потолков, стен в спортивном зале, расположенном на 2 этаже в правом крыле здания корпуса А; холодным и горячим водоснабжением туалеты и душевые, оборудованные при спортивном зале, расположенном на 2 этаже в правом крыле корпуса А; исправность и функционирование системы канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах и душевых в спортивном зале на 2 этаже в правом крыле корпуса А; оборудование кабинами с дверями туалеты для учащихся в здании корпуса А, а именно: санузел для мальчиков (1 этаж левое крыло каб. 101), санузел для девочек (2 этаж левое крыло, каб. 212), санузел для мальчиков (2 этаж левое крыло каб. 211), санузел для мальчиков (2 этаж правое крыло, каб. 225), санузел для девочек (3 этаж левое крыло каб.311), санузел для мальчиков (3 этаж левое крыло каб. 310) санузел для девочек (3 этаж правое крыло каб. 324).

Возложить на Администрацию города Кургана обязанность профинансировать работы по приведению МАОУ «СОШ № 7» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, по обеспечению: внутренней отделки потолков, стен в спортивном зале, расположенном на 2 этаже в правом крыле здания корпуса холодным и горячим водоснабжением туалеты и душевые, оборудованные при спортивном зале, расположенном на 2 этаже в правом крыле корпуса А; исправности и функционированию системы канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах и душевых в спортивном зале на 2 этаже в правом крыле корпуса А; оборудованию кабинами с дверями туалеты для учащихся в здании корпуса А, а именно: санузел для мальчиков (1 этаж левое крыло каб. 101), санузел для девочек (2 этаж левое крыло, каб. 212), санузел для мальчиков (2 этаж левое крыло каб. 211), санузел для мальчиков (2 этаж правое крыло каб. 225), санузел для девочек (3 этаж левое крыло каб.311), санузел для мальчиков (3 этаж левое крыло каб. 310) санузел для девочек (3 этаж правое крыло каб. 324)».

Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Администрации города Кургана по доверенности Половинкиной Ю.С., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 7» (далее – МАОУ «СОШ №7») о возложении обязанности привести здание школы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также к Администрации города Кургана о возложении обязанности профинансировать указанные работы.

В ходе рассмотрения дела Управление Роспотребнадзора по Курганской области неоднократно в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) исковые требования изменяло, в обоснование измененных исковых требований указывало, что в результате проведения плановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора по Курганской области 29.02.2016 в отношении МАОУ «СОШ № 7», расположенной по адресу по адресу: <адрес> внеплановых выездных проверок, проведенных 03.11.2016, 12.09.2017, 18.09.2018, установлено, что МАОУ «СОШ № 7» при осуществлении образовательной деятельности, которая предусматривает соблюдение нормативных требований, допускает нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, невыполнение предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. По результатам плановой выездной проверки от 29.02.2016 были выявлены нарушения действующего санитарного законодательства и выдано предписание № 06-5/11 от 29.02.2016 об устранении выявленных нарушений санитарных правил со сроком исполнения до 10.08.2016. 03.11.2016 проведена внеплановая проверка указанного предписания, по результатам которой было установлено невыполнение следующих его пунктов: п. 1 - внутренняя отделка потолков, стен, полов в двух спортивных залах, оборудованных в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, а именно: поверхность стен и потолков имеют старую изношенную поверхность с повреждениями покрасочного слоя и следами потеков; поверхность пола неровная, изношенная с трещинами и стертым покрасочным слоем, что не позволяет проводить их качественную влажную обработку; п. 2 - система канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах и душевых, оборудованных при спортивных залах в здании корпуса А «СОШ № 7» находится в неисправном состоянии по причине изношенности труб, и требует проведения замены; п. 3 - часть туалетов для учащихся в здании корпуса А «СОШ № 7» не оборудованы кабинами с дверями в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; п 5. - выявлены нарушения требований СанПиН 2.4,2, 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: при организации занятий с использованием компьютерной техники в кабинете информатики (№ 306) в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» 14 рабочих мест ПЭВМ не оборудованы специализированными рабочими стульями с подъемно-поворотными устройствами в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; п. 6 выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья»: внутренняя отделка полов, стен производственных сопутствующих помещений пищеблока корпуса А МАОУ «СОШ № 7» не соответствует гигиеническим требованиям, а именно: внутренняя отделка полов и стен имеет множество повреждений, изношенную неровную поверхность, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию; п. 7 -помещении моечной кухонной посуды на пищеблоке корпуса А МАОУ «СОШ № 7» проложенный канализационный стояк не оборудован оштукатуренным коробом, что не соответствует с санитарно-гигиеническими требованиям. По невыполнению вышеуказанных пунктов на юридическое лицо был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), а также выдано предписание № 06-5/82 от 03.11.2016 об устранении выявленных нарушений санитарных правил со срок их исполнения до 14.08.2017.

Также 12.09.2017 была проведена внеплановая проверка исполнения раннее выданного предписания № 06-5/82 от 03.11.2016, по результатам которой выявлено неисполнение следующих его пунктов: п. 1 - внутренняя отделка потолков, стен в двух спортивных залах, оборудованных в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, а именно: поверхность стен и потолков имеют старую изношенную поверхность повреждениями покрасочного слоя и следами потеков, что не позволяет проводить качественную влажную обработку; п. 2 - система канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах, душевых, оборудованных при спортивных залах в здании корпуса А «СОШ № 7» находится в неисправном состоянии по причине изношенности труб, и требует проведения замены; п. 3 - часть туалетов для учащихся в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» не оборудованы кабинами с дверями в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; п. 5 - внутренняя отделка полов, стен производственных сопутствующих помещений пищеблока корпуса А МАОУ «СОШ № 7» не соответствует гигиеническим требованиям, а именно: внутренняя отделка полов и стен имеет множество повреждений, изношенную неровную поверхность, что не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию; п. 6 - в помещении моечной кухонной посуды на пищеблоке корпуса А МАОУ «СОШ № 7» проложенный канализационный стояк не оборудован оштукатуренным коробом, что не соответствует с санитарно-гигиеническими требованиями. В связи с невыполнением указанных пунктов предписания на юридическое лицо был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, а также выдано предписание № 06-5/41 от 12.09.2017 об устранении выявленных нарушений со сроком устранения до 30.08.2018.

Также Управление Роспотребнадзора по Курганской области указывало, что 18.09.2018 проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания № 06-5/41 от 12.09.2017, по результатам которой было установлено невыполнение следующих его пунктов: - частично не выполнен в установленный срок п. 1.1 - внутренняя отделка потолков, стен в одном спортивном зале, оборудованном в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7», не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, а именно: поверхность стен и потолков имеют старую изношенную поверхность с повреждениями покрасочного слоя и следами потеков, что не позволяет проводить их качественную влажную обработку; частично не выполнен в установленный срок п. 12 - система канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах и душевых, оборудованных в одном из спортивных залов в здании корпуса А МАОУ «СОШ №7» находится в неисправном состоянии по причине изношенности труб и требует проведения замены; не выполнен п. 1.3 - часть туалетов для учащихся в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» не оборудованы кабинами с дверями в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Таким образом, МАОУ «СОШ №7» неоднократно не выполняются в установленный срок пункты предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 1859-01-2018-ОИ от 13.11.2018: в МАОУ «СОШ № 7» по адресу: <адрес> оборудовано 8 санузлов для мальчиков и для девочек. Санузел для девочек (каб. № 123), расположенный на первом этаже в правом крыле школы, оборудован кабинками с дверями, что соответствует требованиям санитарных правил. Остальные санузлы: санузел для мальчиков (1 этаж, левое крыло, каб. № 101); санузел для девочек (2 этаж, левое крыло, каб. №212); санузел для мальчиков (2 этаж, левое крыло, каб. № 211); санузел для мальчиков (2 этаж, правое крыло, каб.№225); санузел для девочек (3 этаж, левое крыло, каб. № 311); санузел для мальчиков (3 этаж, левое крыло, каб. № 310); санузел для девочек (3 этаж, правое крыло, каб. № 324) не оборудованы кабинами с дверями, что не соответствует требованиям п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Спортивный зал школы, расположенный на 2-м этаже в правом крыле, имеет дефекты внутренней отделки: на стенах имеются сколы краски, на потолке видны следы поражения грибком и разводов от воды, что не соответствует требованиям п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в-общеобразовательных учреждениях». При спортивном зале оборудованы раздевалки: для мальчиков и для девочек. В раздевалках оборудованы душевые (на 2 душевые сетки каждая) и санузлы (установлен унитаз и раковина в каждом). На момент обследования, душевые и санузлы в спортивном зале закрыты для детей. Душевые и санузлы в спортивном зале, находящимся на 2 этаже в правом крыле школы, не обеспечены холодным и горячим водоснабжением, что не соответствует требованиям п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 1944-01-2018-ОИ от 27.11.2018 установлено: при спортивном зале школы, расположенном в правом крыле, оборудованы раздевалки: для мальчиков и девочек. В раздевалках оборудованы душевые (на 2 душевые сетки каждая» и санузлы (установлен унитаз и раковина в каждом). На момент обследования, душевые и санузлы в спортивном зале закрыты для детей, система канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах и душевых в спортивном зале не функционирует (в душевых отсутствуют смесители, в унитазных бочках отсутствует система для слива воды). Душевые и санузлы в спортивном зале, находящемся на 2 этаже в правом крыле школы, не обеспечены холодным и горячим водоснабжением, что не соответствует п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Указанные обстоятельства и прослужили основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Курганской области в суд с требованиями о возложении на МАОУ «СОШ № 7» обязанности привести МАОУ «СОШ № 7» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.09.2019, а именно: обеспечить внутреннюю отделку потолков, стен в спортивном зале, расположенном на 2-м этаже в правом крыле в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» по адресу г<адрес>, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; обеспечить холодным и горячим водоснабжением туалеты и душевые, оборудованные при спортивном зале, расположенном на 2-м этаже в правом крыле в корпуса А МАОУ «СОШ № 7», в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; обеспечить исправность и функционирование системы канализации от санитарно-технического оборудования в туалетах и душевых в спортивном зале на 2 этаже в правом крыле в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7», в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; оборудовать туалеты для учащихся в здании корпуса А МАОУ «СОШ № 7» кабинами с дверями в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, а именно: санузел для мальчиков (1 этаж, левое крыло № 101); санузел для девочек (2 этаж, левое крыло, каб. № 212); санузел для мальчиков (2 этаж левое крыло, каб. № 211); санузел для мальчиков (2 этаж, правое крыло, каб. № 225); санузел для девочек (3 этаж, левое крыло, каб. № 311); санузел для мальчиков (3 этаж, левое крыло каб.№310); санузел для девочек (3 этаж, правое крыло, каб. № 324), а также с требованиями о возложении на Администрацию города Кургана обязанности профинансировать работы по приведению МАОУ «СОШ № 7» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представитель истца – Управления Роспотребнадзора по Курганской области Калганова Т.В. на заявленных требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Половинкина Ю.С., также являющаяся представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, Департамента социальной политики Администрации города Кургана, в судебном заседании против заявленных требований возражала, считала Администрацию города Кургана ненадлежащим ответчиком по делу. Пояснила, что денежные средства на указанные цели выделяются Департаменту социальной политики Администрации города Кургана, который и является надлежащим ответчиком по настоящему делу. При этом Департаментом социальной политики Администрации города Кургана денежные средства на указанные в иске цели образовательному учреждению по их заявкам не выделялись.

Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 7» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение, не согласившись с которым Администрацией города Кургана подана апелляционная жалоба.

В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Курганской области отказать. В обоснование жалобы указывает, что удовлетворяя требования о возложении обязанности на Администрацию города Кургана профинансировать работы по приведению МАОУ «СОШ № 7» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, судом первой инстанции не были учтены положения ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК Российской Федерации) и настоящим федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Администрация города Кургана, являясь исполнительным органом в структуре органов местного самоуправления, осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограничена лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели. Ссылаясь на ст. 32 БК Российской Федерации, Положение о бюджетном процессе в городе Кургане, утвержденное решением Курганской городской Думы от 23.10.2013 № 165, указывает, что, согласно постановлению Администрации города Кургана от 21.01.2019 № 152 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 07.11.2018 № 7240 «Об утверждении муниципальной программы «Капитальный, текущий ремонт зданий, благоустройство и содержание прилегающих территорий учреждений социальной сферы» в бюджете города Кургана на 2019 год предусмотрено финансовое обеспечение в размере 2400 000 руб. на текущий ремонт МАОУ «СОШ № 7», в том числе на выполнение работ, являющихся предметом настоящего спора. Кроме того, на 2020 и 2021 годы указанным постановлением осмотрено выделение денежных средств ответчику МАОУ «СОШ № 7» на проведение работ по текущему ремонту в размере 9000 000 руб. и 4 000 000руб. соответственно.

Возражений на апелляционную жалобу не представлено.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Кургана по доверенности Половинкина Ю.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.

От представителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области и МАОУ «СОШ № 7» суду поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Администрации города Кургана, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 1 ст. 39 Федерального закона).

В соответствии ч. 1 ст. 46 ГПК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно Положению об Управлении Роспотребнадзора по Курганской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 718, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с п. 11 указанного Положения, руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом Курганской области.

В силу ст. 51 Закона № 52-ФЗ к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей относится предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ст. ст. 9, 28, 34, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающей территории.

К компетенции образовательной организации относится осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством об образовании, в том числе путем создания безопасных условий обручения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Обучающиеся в образовательном учреждении имеют право на охрану жизни и здоровья.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно -эпидемиологических правил и норм.

Судом установлено, что МАОУ «СОШ № 7» является некоммерческой организацией - муниципальным учреждением (учредитель - муниципальное образование город Кургана в лице Администрации города Кургана), приобретающим и осуществляющим от своего имени имущественные и личные неимущественные права, имеющим обязанности, способным быть истцом и ответчиком в суде (п. п. 5, 6, 7 Устава).

Согласно материалам дела, в результате проведения плановых выездных проверок, неоднократно проводимых Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в отношении МАОУ «СОШ № 7», а именно, 03.11.2016, 12.09.2017, 18.09.2018, установлено, что МАОУ «СОШ №7» при осуществлении образовательной деятельности допускает нарушения санитарно - эпидемиологических правил и норм, а также неоднократно не выполняет в установленный срок пункты предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

Указанные обстоятельства также подтверждены экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 1859-01-2018-ОИ от 13.11.2018, № 1944-01 -2018-ОИ от 27.11.2018.

Факт наличия указанных нарушений требований закона ответчиками в судебном здании не оспаривался и на указанное обстоятельство ссылок в апелляционной жалобе не содержится.

Правомерно констатирована судом и возложение в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 4, 97, 101, 103, 119, 120 Устава МАОУ «СОШ № 7» на учредителя МАОУ «СОШ № 7» - муниципальное образование город Курган в лице Администрации города Кургана обязанности по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, обеспечению содержания зданий и сооружений МАОУ «СОШ № 7», по обустройству прилегающей к нему территории, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Поскольку отсутствие надлежащих условий для обучения в МАОУ «СОШ № 7» нарушает права несовершеннолетних на безопасные и благоприятные условия образования, а установленные нарушения санитарно-эпидемических правил создают угрозу для жизни и здоровья учащихся и персонала учреждения, суд правомерно удовлетворил заявленные Управлением Роспотребнадзора по Курганской области требования, возложив на МАОУ «СОШ № 7» обязанность привести МАОУ «СОШ № 7» в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства в срок до 01.09.2019, на Администрацию города Кургана обязанность профинансировать работы по приведению МАОУ «СОШ № 7» в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы представителя Администрации города Кургана о том, что, возлагая на Администрацию города Кургана обязанность по финансированию работ по приведению МАОУ «СОШ №7» в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства, суд не учел положения бюджетного законодательства, в частности ст. ст. 52, 32 БК Российской Федерации не влияют на законность постановленного судом решения. Указанные нормы БК Российской Федерации касаются вопросов финансирования муниципальных расходов и не опровергают верность выводов суда об обязанности Администрации города Кургана профинансировать МАОУ «СОШ № 7» проведение определенных в решении работ.

Довод жалобы о том, что в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Кургане, утвержденным решением Курганской городской Думы от 23.10.2013 № 165, постановлением Администрации г. Кургана от 21.01.2019 № 152 о внесении изменений в постановление Администрации г. Кургана от 07.11.2018 № 7240 «Об утверждении муниципальной программы «Капитальный, текущий ремонт зданий, благоустройство и содержание прилегающих территорий учреждений социальной сферы», в бюджете г. Кургана на 2019, 2010, 2021 г. г. предусмотрено финансовое обеспечение на текущий ремонт МАОУ «СОШ № 7», в том числе на выполнение работ, являющихся предметом настоящего спора, также не опровергает законность принятого решения. Указанное обстоятельство в силу положений ст. 203 ГПК Российской Федерации может явиться основанием для обращения Администрации города Кургана в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда.

Суд разрешил возникший спор с учетом требований закона и установленных обстоятельств, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены полностью либо в части решения суда первой инстанции в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 18 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана – без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи: