ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1243/2021 от 19.03.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> дело

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К..

судей ФИО3 и ФИО4,

при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» ФИО5 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкала» в течение 30 суток установить опорные столбы ЛЭП, засыпать дорогу, произвести освещение улицы.

В удовлетворении исковых требований к МБУ «Махачкала-1» и <адрес> г. Махачкалы – отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО13, объяснения представителя МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Махачкалы» - ФИО6, просившего решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске к МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Махачкалы», представителя МБУ «Махачкала-1» -ФИО7, просившей решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

Истцы обратились в суд с указанным иском, указав, что <дата>ФИО2 было написано письменное заявление об установлении опорных столбов ЛЭП (линий электро-передач) и засыпки дороги путем выравнивания грунта по 7 линии, так как ни опорных столбов, ни дороги нормальной на 7 линии нет, причем выезд на автомобильную дорогу Хушет-Махачкала отсутствует по 7 линии.

Также были как письменные, так и устные обращения от соседей, но никакого ответа ни устно, ни письменно, они не получали, далее при написании заявления был получен ответ.

В ответе по засыпке 7 линии также было указано, что все работы будут выполнены до <дата>, но никакие работы по <дата>, не выполнены, в ответ на устные обращения по телефону поступал ответ, что все работы выполнены.

Далее по установке опорных столбов, также получил ответ, что 4 столба установлены в СНТ «Мотор», но где они именно установлены мне до сих пор не известно, в связи с чем был вынужден написать обратно У ЖКХ г. Махачкала о предоставлении всех сведений (кем установлены ФИО, когда установлены, на какой линии установлены) по установке данных опорных столбов, но пока ответа я не получил, также ко мне звонили не известные мне лица, уверяли, что опорные столбы выделены, и у них, столбов нет, далее мне дали номер телефона сотрудника ГорЭлектросетей или УЖКХ г. Махачкала, где уверяли, что один столб есть, и они выделят один столб, но даже одного столба не выделили.

В данном случае жильцы частных домов добросовестно оплачивают налоги, за газоснабжение, за электроэнергию, за вывоз мусора, за воду, и за остальные коммунальные услуги, в связи с чем, нарушаются права из-за отсутствия опорных столбов ЛЭП, проезда по 7-й линии (так как отсутствует дорога, где нужно произвести засыпку), нет освещения улиц, где даже скорая не проедет вовремя из-за того, что водители скорой помощи путаются заезжая на седьмую линию для проезда к определенному дому. Приходится возвращаться для того, чтобы сделать круг, в связи с чем были случаи, когда скорая помощь не приезжала вовремя, также мы не просим проложить асфальт по данной улице, а просто засыпать для проезда машин.

Просит суд обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкала в течении 30 суток установить опорные столбы ЛЭП, засыпать дорогу, произвести освещение улицы.

Определением суда от <дата> по настоящему делу в качестве соответчиков привлечены МБУ «Махачкала-1» и <адрес> г. Махачкалы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» ФИО5 просит решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> по исковому заявлению ФИО8, ФИО9, отменить и принять новое законное, обоснованное и справедливое решение.

В обоснование жалобы указывает на то, что на основании п. 1 Положении об «Об утверждении Положення о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа е внутригородским делением "город Махачкала» от <дата> N 27-5 (ред. от <дата>) (далее по тексту - Положение).

Управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.Махачкалы, созданным и целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы,

П. 2 Положения говорит, что Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно и. 10 Положении Основной целью деятельности Управления является реализация государственной н муниципальной политики по организации решения вопросов местного значении в сфере жилищно-коммунального хозяйства па территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в пределах полномочий, установленных законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании п. 12.6 Положения Управление осуществляет также организацию освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номерами домов.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> создано МБУ «Махачкала-1», функции учредителя осуществляет Управление.

Данному предприятию, во исполнение функций Управления и основной цели по организации решении вопросов местного значении н сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>11 приказом начальника Управления, согласно п. 12.6 Положении Приказом от <дата> г. МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» утверждено муниципальное задание на 2020 год, раздел 2 которого предусматривает организацию освещения улиц, скверов и парков, которые осуществляют постоянно, а раздел 5 - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, выполнение работ в соответствии с классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Все вышеуказанные обстоятельства в суде первой инстанции нами озвучены, представлены доказательства, однако суд первой инстанции при вынесении решения суда не учел и не исследовал их, не отражены в решении суда, что является фактом несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельства дела,

При рассмотрении дела, в суд первой инстанции нами также были представлены акты , , от <дата>г. приема - передачи объектов нефинансовых активов, то есть передача столбов уличного освещения Администрациям трех районов города (Кировский - 600 шт, Ленинский - 286 шт., Советский - 122 шт.), данный факт остался также не тронутым в тексте решения суда первой инстанции.

На основании ч. 2 ст. 16.2 ФЗ от <дата> N 131-ФЗ (ред. от <дата>) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Республики Дагестан от <дата> N 9 (ред. От "Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе", за внутригородскими районами городского округа с внутригородским делением (далее - внутригородской район) закрепляются следующие вопросы местного значения городского округа с внутригородским делением (далее - городской округ) из числа установленных частью 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), полномочия по решению которых разграничиваются: организация в границах внутригородского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Дагестан от <дата> N 9 (ред. От к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов относятся также координация деятельности предприятий и организаций, действующих на территории внутригородского района, по вопросам электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании п.4 ч. 2 ст. 39.1 Устав МО ВР "<адрес>" города Махачкалы Республики Дагестан (принят решением СД ВР "<адрес>" города Махачкалы <дата>) (ред. от <дата>) Правила благоустройства территории внутригородского района «<адрес>» города Махачкалы могут регулировать вопросы организации освещения территории внутригородского района, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

П. 10. Правил благоустройства территории внутригородского района «<адрес>» г. Махачкалы, утвержденные Решением Собрания депутатов внутригородского района «<адрес>» г. Махачкалы от <дата> регулирует вопросы наружного освещения улиц территории <адрес> г. Махачкалы.

Дополнительным доказательством данных фактов является признание в судебном заседании исковых требований представителем администрации внутригородского района «<адрес>» города Махачкалы ФИО10

В тексте решения суда первой инстанции данные обстоятельства отражены, где пишется: «В судебном заседании представитель ответчика Администрации Ленинского района ФИО10 не возражал против удовлетворения иска».

Но при этом в удовлетворении исковых требований к Администрации Ленинского района судом отказано.

На основании ч. 1 статьи 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами, в протоколе судебного заседания данные обстоятельства не отражены.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска, что сделано не было.

Во исполнение ч. 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, однако вместо принятия решения об удовлетворении исковых требований в отношении ответчика администрации внутригородского района «Ленинский район», суд вынес решение в отношении МКУ «УЖКХ г. Махачкалы».

В случае непринятии признании иска ответчиком суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 2 статьи 173 ГПК РФ), однако определении суда о непринятии также не было.

Учитывая п. 1.1 от. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по дедам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы ФИО8, ФИО9, не направили своих представителей Администрация Ленинского района г. Махачкалы, Администрация ГОсВД «город Махачкала», судом надлежащим образом извещены.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что истцы ФИО8 и ФИО9 обращались с письменными заявлениями в адрес МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Махачкалы» об установлении опорных столбов ЛЭП (линий электро - передач» и засыпки дороги путем выравнивания грунта по 7 линии СНТ «Мотор», т.к. на указанной линии садоводческого товарищества нет ни нормальной дороги, ни освещения.

То обстоятельство, что по 7-линии СНТ «Мотор» отсутствует нормальная дорога, не установлены опорные столбы ЛЭП (линий электро - передач»), не засыпана дорога путем выравнивания грунта ответчики не отрицали.

Удовлетворяя исковые требования, суд, возлагая обязанность на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы" засыпать дорогу и установить опорные столбы ЛЭП, произвести освещение улицы, отказывая в иске ФИО8 и ФИО9 к МБУ «Махачкала-1» и Администрации Ленинского района г. Махачкалы, произвести освещение улицы, суд, ссылаясь Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от <дата> N 27-5,исходил из того, что засыпать дорогу и установить опорные столбы ЛЭП, произвести освещение улицы в данном случае входят в обязанность МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы".

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Махачкалы» в суде первой инстанции следует, что Управлением выполнило свои обязательства по освящению улиц, установлению столбов ЛЭП и засыпке дороги, имеются акты ,025, 027 от <дата> 29 приема – передачи финансового актива, столбов уличного освещения Администрации Ленинского района г. Махачкалы.

Согласно п.п. 1-2 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала от <дата> N 27-5, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы.

Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 12 указанного Положения, Управление, в том числе, осуществляет следующие функции:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них

организация благоустройства и озеленения территории общего пользования города Махачкалы

организация освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номерами домов;

организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из объяснений представителей Администрации Ленинского района г. Махачкалы, следует, что засыпка дороги относится к обязанностям МБУ «Махачкала-1», а организация освещения, в том числе и установка опорных столбов ЛЭП относится к обязанностям Администрации Ленинского района г. Махачкалы согласно Положению об МБУ «Махачкала-1» и <адрес> г. Махачкалы.

Управление выполнило возложенные на него обязательства, столбы уличного освещения переданы Администрации Ленинского района г. Махачкалы, о чем имеется акт от <дата> которая непосредственно занимается установкой столбов, проведением освещения.

Из объяснений представителя МБУ «Махачкала 1» ФИО11 следует, что работы по засыпке дороги выполнены в присутствии истца ФИО8

МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Махачкалы» в суде первой инстанции следует, что Управлением выполнило свои обязательства по освящению улиц, установлению столбов ЛЭП и засыпке дороги, имеются акты ,025, 027 от <дата> 29 приема – передачи финансового актива, столбов уличного освещения Администрации Ленинского района г. Махачкалы.

Представителем Управления в суд представлено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по оказанию муниципальных услуг (выполнение работ) от <дата>, заключенное между Управлением и МБУ «Махачкала-1», которым определен порядок и условия предоставления учредителем учреждению субсидии из бюджета ГО с ВД «город Махачкала» для выполнения муниципального задания.

Согласно п.п. 1-2 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала от 02.08.2018 N 27-5, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы.

Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 12 указанного Положения, Управление, в том числе, осуществляет следующие функции:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них

организация благоустройства и озеленения территории общего пользования города Махачкалы

организация освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номерами домов;

организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2.4.6 Устава МБУ «Махачкала 1», в обязанности учреждения входит организация освещения территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», включая архитектурную подсветку зданий и сооружений».

Согласно п.п. 4 п.2 ст. 39.1 Уставу МО внутригородской район «Ленинский район «города Махачкалы Республики Дагестан, приятого решением Собрания депутатов внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы от <дата>, в обязанность района входит организация освещения территории внутригородского района, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

Из приведенных выше положения и уставов следует, что непосредственно засыпка дорог для выравнивания входит в обязанность МБУ «Махачкала 1», в связи с чем, судебная коллегия полает, что надлежащим ответчиком является МБУ «Махачкала 1», а не Управление.

Вопросы освещения улиц, установка опорных столбов ЛЭП входит в обязанности

Администрации МО внутригородской район «Ленинский район «города Махачкалы (далее Администрации Ленинского района г. Махачкалы), соответственно надлежащим ответчиком по указанному требованию является Администрации Ленинского района г. Махачкалы.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом необоснованно удовлетворен иск к МКУ «Управлению жилищно коммунального хозяйства г. Махачкала», отказав в иске к МБУ «Махачкала-1» и администрации Ленинского района г. Махачкалы.

С учетом допущенных судом существенных нарушений норм процессуального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований частично, обязав Администрацию Ленинского района г. Махачкалы в течение 30 суток со дня вступления в законную силу решения суда установить опорные столбы ЛЭП, произвести освещение улицы – 7-линия СНТ «Мотор», г. Махачкала, а МБУ «Махачкала-1» - в течение 30 суток со дня вступления решения суда в законную силу засыпать дорогу на улице - 7-линия «СНТ «Мотор», г. Махачкала, отказав удовлетворении исковых требований к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкала».

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Ленинского района г. Махачкалы в течение 30 суток со дня вступления в законную силу решения суда установить опорные столбы ЛЭП, произвести освещение улицы – 7-линия СНТ «Мотор», г. Махачкала.

Обязать МБУ «Махачкала-1» в течение 30 суток со дня вступления решения суда в законную силу засыпать дорогу на улице - 7-линияСНТ «Мотор», г. Махачкала,

В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкала» об обязании в течение 30 суток засыпать дорогу, установить опорные столбы ЛЭП, произвести освещение улицы – 7-линия СНТ «Мотор», г.Махачкала, - отказать.

Председательствующий

Судьи