ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1244/201918МА от 18.03.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Строка № 045 г, г/п 0 руб.

Судья Зайнулин А.В.

Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-1244/2019 18 марта 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Патронова Р.В.,

судей Поповой Т.В., Романовой Н.В.,

при секретаре Осовской Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату к должностному окладу, взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с исками к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о признании права на компенсационную выплату к должностному окладу, взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда. В обоснование требований указали, что работают в войсковой части 63811 в должности <данные изъяты>. С 13 июля 2018 года работодатель приостановил им начисление и выплату компенсационной надбавки к должностному окладу в размере 50%, как работникам подразделения военизированной охраны арсенала, центра, базы, склада по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Указали, что в зону обслуживания военизированной охраны, в которой они работают, входят объекты, расположенные на территории военного порта г. Северодвинска и контрольно-пропускной режим на его территорию. В охраняемом ими военном порту г.Северодвинска находятся арсеналы и склады вооружения и боеприпасов. Также указали, что в период несения службы в их обязанности входит охрана оружейной комнаты, где находится стрелковое оружие и боеприпасы. В связи с этим полагали, что работодатель необоснованно приостановил начисление и выплату вышеуказанной компенсационной надбавки. С учетом уточненных требований, истец ФИО2 просил взыскать с войсковой части 63811, за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота», в свою пользу задолженность по заработной плате за период с 13 июля 2018 года по сентябрь 2018 года в размере 15 504 рубля 94 копейки, истец ФИО4 – в размере 12 729 рублей 76 копеек, истец ФИО3 – в размере 7 552 рубля 25 копеек, истец ФИО1 – в размере 17 211 рублей 21 копейка, а также просили признать за ними право на компенсационную выплату к должностному окладу в размере 50% как работникам военизированной охраны, непосредственном занятым охраной вооружения и боеприпасов с 13 июля 2018 года и взыскать с войсковой части 63811, за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота», компенсацию морального вреда в пользу истца ФИО2 в размере 7 000 рублей, в пользу истца ФИО4 – 5 000 рублей, в пользу истца ФИО3 – 5 000 рублей, в пользу истца ФИО1 – 5 000 рублей.

В соответствии с определениями суда от 20 ноября 2018 года гражданские дела, возбужденные на основании указанных исковых заявлений, объединены в одно производство.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика войсковой части 63811 ФИО5, являющийся командиром указанной войсковой части, согласился с заявленными исковыми требованиями.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» ФИО6 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласилась.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласились истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 В апелляционной жалобе и дополнениях к ней просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что 1223 команда военизированной охраны (далее – ВОХР) до переподчинения войсковой части 63811 ранее с 2004 года являлась структурным подразделением войсковой части 90290 (база тыла). В последующем с 20 января 2011 года подчинена командиру войсковой части 20458, а в дальнейшем 29 ноября 2011 года переподчинена войсковой части 10488. Данные переподчинения обусловлены только организационными решениями в сфере военного администрирования, но не влекли изменений дислокации, изменений условий труда, их обязанностей как работников команды ВОХР. При этом в указанные периоды работы в команде ВОХР, осуществляя охрану и оборону объектов, расположенных на территории военного порта г. Северодвинска, начиная с 2005 года право на компенсационную надбавку к должностному окладу неоднократно признавалось за ними в судебном порядке, поскольку в их трудовые функции входит охрана всех объектов, расположенных на территории порта. При выполнении своих должностных обязанностей в составе вооруженных караулов, они осуществляют комплекс мероприятий, в которые входят функции охраны, защиты особо важных и режимных объектов от противоправных действий при этом обеспечивая на них пропускной режим, патрулирование территории. Полагают, что обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии в штате войсковой части 63811 арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, а также то, что на территории порта находятся иные объекты, не исключают права на оспариваемую надбавку, поскольку фактически в их функции входит непосредственная охрана всего вооружения и боеприпасов, расположенных на территории военных городков №39, 2, 19 военного порта г. Северодвинска, в том числе вооружения и боеприпасов. Считают, что уменьшение заработной платы в одностороннем порядке привело к нарушению положений ст.ст. 21, 22, 72, 74, ч. 1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Полагают, вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании п. 17 разд. 3 приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, что привело к нарушению принципа равенства обеспечения равной оплаты труда за труд равной ценности и недопустимость применения разных правил к работникам, находящимся в одинаковом положении. Указывают, что осуществляя охрану внешнего периметра порта, они оказываются в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу при охране внутреннего периметра. Указанная доплата не производится по настоящее время, что существенно ухудшает их материальное положение как работников ВОХР.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы ФИО2, ФИО1 и ФИО4 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель ответчика войсковой части 63811 ФИО5, являющийся командиром указанной войсковой части, и представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» ФИО6 с доводами апелляционной жалобы согласились.

Истец ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заслушав истцов, представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).

Как установлено судом первой инстанции, истцы являются работниками войсковой части 63811 и осуществляют трудовую деятельность (истцы ФИО2 и ФИО3 с 01 декабря 2012 года, истец ФИО4 с 05 сентября 2017 года, истец ФИО1 с 19 августа 2016 года) в должности <данные изъяты>. С истцами заключены трудовые договоры

Приказами командира войсковой части 63811 от 30 ноября 2012 года №297 ФИО2 и ФИО3, от 09 сентября 2016 года № 331 ФИО1, от 11 сентября 2017 года № 306 ФИО4, установлена компенсационная выплата, предусмотренная п. 17 разд. 3 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, в размере 50 % к должностному окладу.

16 июля 2018 года командиром войсковой части 63811 издан приказ №249 о временном приостановлении с 13 июля 2018 года начисления и выплаты гражданскому персоналу команды военизированной охраны компенсационной надбавки, предусмотренной п. 17 разд. 3 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, в размере 50 % к должностному окладу.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия труда истцов не отвечают требованиям, необходимых в силу п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, для установления спорной компенсационной выплаты, поскольку команда ВОХР войсковой части 63811 не осуществляет непосредственную охрану боеприпасов и вооружения в складах на территории военного порта г. Северодвинска.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения сторон.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

В соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, право на компенсационную выплату возникает у лиц из числа гражданского персонала военизированной охраны Минобороны России, непосредственно занятого приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, а также при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов.

При этом под терминами «арсеналы, центры, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов» подразумеваются центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Таким образом, согласно положениям указанного пункта Приказа Министра обороны Российской Федерации, данная выплата носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.

Как следует из Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2001 года № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации», охрана и защита объекта - есть комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий.

Охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения ведомственной охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты (п. 18).

Для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.

Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима.

Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты.

Караульным называется работник ведомственной охраны, находящийся в составе караула для выполнения задач по охране и защите объектов.

В соответствии с п. 31 Инструкции для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное табелем постам время посредством связи докладывают начальнику караула об обстановке на посту.

Как следует из материалов дела, войсковая часть 63811 является самостоятельным структурным подразделением 616 центра Военно-морской базы, который, согласно положению о нем, предназначен для охраны, обороны, обслуживания и обеспечения управления, штаба Беломорской ВМБ в мирное время, угрожаемый период и в военное время; сбора, обработки, анализа и обобщения информации о радиационной и химической обстановке в зоне ответственности Беломорской ВМБ, обработки и анализа информации о морской и воздушной обстановке в пределах зоны действия БСН Беломорской ВМБ; обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники управления Беломорской ВМБ.

Команда ВОХР является подразделением войсковой части 63811. Основная ее задача: охрана и оборона объектов Управления Беломорской ВМБ и командного пункта, осуществление пропускного режима на территории данной базы, отработка взаимодействий с силами других видов вооруженных сил, войсками, воинскими формированиями и органами других ведомств Российской Федерации. Функциями ВОХР являются: организация пропускного режима, охрана и оборона военного объекта в различных степенях готовности. В караульном помещении команды ВОХР имеется комната для хранения оружия.

На территории военного порта Беломорской ВМБ Северного флота располагается три военных городка за №2, № 19, и № 39. На территории военного городка № 19 баз, складов, арсеналов по хранению вооружения и боеприпасов не имеется. На территории военного городка №2 дислоцируется склад войсковой части 77360-Е, который охраняется командой ВОХР данной войсковой части. На территории военного городка № 39 располагается минно-торпедный центр и цех минно-торпедной перегрузки войсковой части 77360-Е, который охраняется также командой ВОХР данной восковой части.

Команда ВОХР войсковой части 63811, согласно материалам дела, осуществляет охрану на двух постах: КПП №1 и КПП №2. При этом часовые КПП, как следует из инструкции, отвечают за правильность пропуска на территорию военного порта лиц и автотранспорта, правильность выноса (вывоза) или ввоза (вноса) имущества, за внутренний порядок на КПП и прилегающей территории, сохранность и исправность инвентаря и имущества, находящегося на посту. Согласно табелю постам караула ВОХР, часовые несут службу на КПП №1 и КПП №2, осуществляют охрану и оборону порта, КПП, находящееся на них имущество, средства связи и сигнализации, ворота для автотранспорта, противокамерное заграждение, заградительные блоки.

При вышеизложенных обстоятельствах являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что войсковая часть 63811 не является арсеналом, центром, базой или складом по хранению вооружения и боеприпасов, и не имеет в своем составе таких складов или арсеналов, ее основная задача - обеспечение управления Беломорской ВМБ, в том числе охраны объектов управления Беломорской ВМБ, но не охрана складов боеприпасов и вооружения.

Таким образом, гражданский персонал данной войсковой части не относится к гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз или складов по хранению вооружения и боеприпасов и не имеет права на установление компенсационной выплаты, предусмотренной п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 №255, поскольку из содержания данного Положения следует, что для начисления оспариваемой надбавки требуется несколько условий: непосредственная занятость охраной вооружения и боеприпасов, расположением и предназначением объектов.

Доказательства того, что в спорный период истцы непосредственно выполняли обязанности по охране вооружения и боеприпасов суду не представлено.

Ссылки истцов на наличие решений суда, которыми ранее право на установление такой надбавки за <данные изъяты> признавалось, а после переподчинения одной войсковой части другой их трудовые функции не менялись, отклоняются судебной коллегией. Судебные постановления, вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому, преюдициального значения для суда не имеют.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся в обоснование заявленных требований истцами в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, с которой, судебная коллегия не имеет оснований не согласиться. Доводы апелляционной жалобы истцов направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истцов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 26 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Патронов

Судьи Т.В. Попова

Н.В. Романова