Судья: Гречановская О.В.
Докладчик: Сучкова И.А. Дело № 33-12452
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» декабря 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Проценко Е.П.
Судей: Сучковой И.А., Казачкова В.В.
при секретаре: Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2
на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 сентября 2018 года
по иску ФИО2 к Администрации Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области в лице Областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений, о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области в лице Областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений, о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату.
Требования мотивировал тем, что 31.10.2017 он обратился в Администрацию Кемеровской области с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты в размере остатка займа по договору целевого жилищного займа, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-03 «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования».
04.07.2018 им получено уведомление об отказе в предоставлении социальной выплаты, поскольку в период с 02.08.2011 по 01.11.2016 истец работал сменным мастером профцеха в ООО «Трамвайное депо» ОАО «КЭТК» - данная должность относится к категории «руководители». Решение об отказе в предоставлении ему социальной выплаты было принято Областной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений 09.06.2017.
С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение Областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений, в части отказа ФИО2 в предоставлении социальной выплаты по категории «работники организаций общественного транспорта» на основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-03, а также обязать Администрацию Кемеровской области предоставить ФИО2 социальную выплату по категории «работники организаций общественного транспорта» на основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-03 в размере остатка подлежащих оплате денежных средств по заключенному ФИО2 и НО «Фондом жилищного строительства Кемеровской области» договору долгосрочного целевого жилищного займа № на приобретение квартиры по адресу: <адрес>.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности от 04.07.2018, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
ФИО4, действующая от имени Коллегии Администрации Кемеровской области на основании доверенности от 07.11.2016, а также от имени Администрации Кемеровской области на основании доверенности от 02.02.2017, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.
Представитель Департамента строительства Кемеровской области ФИО5, действующая на основании доверенности от 02.11.2017, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица АО «Кемеровская электротранспортная компания» Нечеткий Е.И., действующий на основании доверенности от 01,08.2018, поддержал заявленные истцом требования.
Третье лицо ФИО6 в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат удовлетворению.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 сентября 2018 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит отменить решение суда как незаконное ввиду нарушения норм материального права.
Указывает, что в обоснование отказа в удовлетворении требований суд привел позицию, аналогичную изложенной в отказе Департамента, ссылаясь на то, что он (истец), работая с 02.08.2011 по 01.11.2016 сменным мастером профцеха в ООО «Трамвайное депо», ОАО «КЭТК» (АО «КЭТК), занимал должность, которая в соответствии с утвержденным постановлением относится к категории «Руководители», на которую не распространятся действие п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования».
Считает данный вывод суда неверным, поскольку перечень должностей-исключений (руководителей, специалистов, служащих, работников автовокзалов и автостанций) применяется только на момент получения займа, а не на момент получения выплаты.
Основными критериями для получения социальной выплаты на основании п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона № 58-ОЗ являются работа в организации общественного транспорта работа в течение семи лет, а повышение работника в должности в рамках организации АО «КЭТК» не может являться основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ, рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, а должность работника (рабочий трамвая) являлась определяющим фактором на момент получения займа, исходя из которой была рассчитана процентная ставка, сумма и срок получения кредита.
Считает, что суд произвел подмену понятий «рабочее место» и «должность работника». Кроме того, из текста решения невозможно установить, какие условия необходимо выполнить для получения указанной социальной выплаты.
На апелляционную жалобу представителем Департамента строительства Кемеровской области ФИО5, а также представителем Областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений, Н.И.В. принесены возражения, содержащие просьбу решение суда оставить без изменения.
Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности от 04.07.2018, 3-е лицо ФИО6, в заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивали. Просили решение суда отменить, исковые требования истца удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного, надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат для приобретения или строительства жилья за счет средств областного бюджета регулирует Закон Кемеровской области от 16.05.2006 №58-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования».
Условия предоставления гражданам займов и социальных выплат установлены ст. 3 приведенного закона.
В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №58-ОЗ к гражданам, имеющим право на получение займа, при соблюдении условий, установленных статьей 3 данного Закона, отнесены работники организаций общественного транспорта.
Во исполнение Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №58-ОЗ на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.10.2006 №211 создана Областная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений и утверждено Положение об Областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещении.
Согласно п. 2 названного Положения функция предоставления социальных выплат либо отказ в предоставлении социальных выплат возложена на Комиссию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Законом Кемеровской области от 16.05.2006 №58-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования» ФИО2, как работнику предприятия общественного транспорта, в 2009 году был предоставлен долгосрочный целевой жилищный заем, а именно 15.06.2009 между НО «Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области» и ФИО1, ФИО12, Г.Т.В. был заключен договор долгосрочного целевого жилищного займа № Ц313/14-0926, по условиям которого заемщикам предоставлен заем в размере 1 723 800 рублей сроком на 240 месяцев для приобретения квартиры в общую совместную собственность, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью 2 306 200 рублей.Законом Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-03 «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования» предусмотрены дополнительные меры поддержки некоторых категорий граждан, получивших заем, в виде социальных выплат.
Согласно п. 4 ч. 1 и ч. 5 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-03 право на социальную выплату в размере остатка займа имеют работники организаций общественного транспорта, за исключением руководителей, специалистов, служащих, работников автовокзалов и автостанций, проработавшие не менее семи лет на одном и том же месте работы со дня получения займа, не допустившие нарушений условий возврата займа и не имеющие дисциплинарных взысканий по месту работы, получившие заем до 01.01.2013.
В соответствии с решением заседания жилищной комиссии Департамента транспорта и связи Кемеровской области от 16.01.2017 ФИО2, работающий в должности слесаря по ремонту подвижного состава АО «Кемеровская электротранспортная компания», включен в реестр получателей социальной выплаты.
15.05.2017 ФИО2 обратился в Департамент строительства Кемеровской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты в размере остатка задолженности по договору целевого жилищного займа. Проверив пакет представленных ФИО2 документов, Департамент строительства направил их в Областную комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений, для принятия решения о предоставлении социальной выплаты.
Решением Областной комиссии от 09.06.2017, 27.10.2017 ФИО2 было отказано в предоставлении социальной выплаты по категории «работники организаций общественного транспорта, за исключением руководителей, специалистов, служащих, работников автовокзалов и автостанций, проработавшие не менее семи лет на одном и том же месте работы со дня получения займа и не имеющие дисциплинарных взысканий по месту работы», предусмотренной п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 58-ОЗ, в связи с несоответствием заявителя данной категории.
В решении указано, что ФИО2, получивший долгосрочный целевой жилищный заем 15.06.2009 по категории «работники организаций общественного транспорта», в период с 02.08.2011 по 01.11.2016 работал сменным мастером профцеха в ООО «Трамвайное депо», ОАО «КЭТК» (АО «КЭТК»). Данная должность в соответствии с перечнем должностей, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2007 № 254, относится к категориям «руководители», «специалисты», «служащие», «работники автовокзалов и автостанций», на которые не распространяется действие п.4 ч. 1 ст. 10 Закона № 58-ОЗ.
Истец, не согласившись с указанным решением Областной комиссии, полагая, что у него имеется право на получение социальной выплаты на основании вышеуказанного Закона Кемеровской области, обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, исследовав и проанализировав в совокупности представленные по делу доказательства с учетом норм материального права и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения, принятого 09.06.2017, 27.10.2017 Областной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений.
Не усматривая правовых оснований для признания незаконным решения Областной комиссии в предоставлении ФИО2 социальной выплаты, суд первой инстанции верно учел следующее.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 10 Закона Кемеровской области № 58-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования» право на получение социальной выплаты в размере остатка займа имеют работники организаций общественного транспорта, за исключением руководителей, специалистов, служащих, работников автовокзалов и автостанций, проработавшие не менее семи лет на одном и том же месте работы со дня получения займа, не допустившие нарушений условий возврата займа и не имеющие дисциплинарных взысканий по месту работы.
В статье 2 Закона № 58-ОЗ, раскрывающей основанные понятия, используемые в данном Законе, указано, что работники организаций общественного транспорта – это руководители, специалисты, служащие, стаж работы которых составляет не менее трех лет в организации любой организационно-правовой формы, исполняющей государственный и (или) муниципальный заказ на предоставление услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законами Кемеровской области, водители автобусов, трамваев, троллейбусов, рабочие по ремонту автобусов, трамваев, троллейбусов, стаж работы которых составляет не менее одного года в организации любой организационно-правовой формы, исполняющей государственный и (или) муниципальный заказ на предоставление услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законами Кемеровской области, а также работники автовокзалов и автостанций, стаж работы которых составляет не менее трех лет в этих организациях.
Перечень должностей, относящихся к категориям «руководители», «специалисты», «служащие», «работники автовокзалов и автостанций», и перечень специальностей, относящихся к категории «рабочие по ремонту автобусов, трамваев, троллейбусов», утверждаются Коллегией Администрации Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2007 № 254 указанные Перечни утверждены.
Из трудовой книжки истца следует, что 26.10.2004 он был принят в трамвайное депо слесарем по ремонту подвижного состава по четвертому разряду; 03.10.2005 уволен в порядке перевода в ООО «Трамвайсервис»; 04.10.2005 принят в порядке перевода в ООО Трамвайсервис» слесарем по ремонту подвижного состава четвертого разряда; 31.12.2010 уволен в порядке перевода в ООО «Трамвайное депо», 01.01.2011 принят в порядке перевода слесарем по ремонту подвижного состава четвертого разряда в цех профремонта; 02.08.2011 переведен на должность сменного мастера профцеха; 31.08.2011 трудовой договор расторгнут в связи с переводом работника по его просьбе к другому работодателю на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, 01.09.2011 принят в порядке перевода сменным мастером профцеха в Трамвайное депо»; 08.07.2015 на основании решения общего
собрания акционеров № 23 от 29.06.2015 ОАО «Кемеровская электротранспортная компания» переименовано в АО «Кемеровская электротранспортная компания»; 01.11.2016 ФИО2 переведен слесарем по ремонту подвижного состава пятого разряда в цех профремонта Трамвайного депо, где продолжает работать по настоящее время.
Таким образом, после получения 15.06.2009 целевого денежного займа ФИО2 в период с 02.08.2011 по 01.11.2016 занимал должность сменного мастера профцеха.
Из Перечня, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2007 № 254, видно, что должность мастера (цеха, участка) относится к категориям «руководители», «специалисты», «служащие», «работники автовокзалов и автостанций».
Вместе с тем, из содержания п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона № 58-ОЗ следует, что именно лица, занимающие должности, относящиеся к категориям «руководители», «специалисты», «служащие», «работники автовокзалов и автостанций», а следовательно, и должность мастера, исключены из числа работников организаций общественного транспорта, имеющих право на получение социальной выплаты в размере остатка займа.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным решения Областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов и социальных выплат на приобретение жилых помещений от 09.06.2017 в части отказа ФИО2 в предоставлении социальной выплаты в соответствии с положениями п.4 ч.1 ст.10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №58-ОЗ и возложении на ответчиков обязанности по предоставлении социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основным критерием для получения социальной выплаты является лишь факт работы в организации общественного транспорта в течение семи лет, при этом не имеет значения то обстоятельство, что в одной и той же организации имело место повышение работника в должности, судебная коллегия отклоняет по вышеприведенным основаниям.
Более того судебной коллегии отмечается, что из буквального толкования п. 4 ст. 10 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № Закона № 58-ОЗ следует, что право на получение социальной выплаты имеют работники организаций проработавшие не менее семи лет на одном и том же месте, подразумевается в должности рабочего, а не на том же самом Предприятии.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, постановил обоснованное решение по существу спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.П. Проценко
Судьи: И.А. Сучкова
В.В. Казачков