ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Тахтобина О.П.
Дело № 33-1245/19 поступило 22 февраля 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Кушнаревой И.К., Чупошева Е.Н.,
при секретаре Мархаевой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 27 марта 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ПАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» ФИО1 на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать нарушением прав ФИО2, как потребителя, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенный АО «Читаэнергосбыт», с учетом показаний общедомового прибора учета.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить нарушения прав истца, как потребителя, по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести ФИО2 перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, за период с 01.06 2014 г. по 31.12.2016 г..
В удовлетворении исковых требований о перерасчете платы за электроэнергию на ОДН за период с 01.01.2017 г. по настоящее время – истцу отказать.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Город Кяхта» государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., изучив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, обращаясь в суд с заявленными требованиями к АО «Читаэнергосбыт», указала, что ответчик ежемесячно присылает квитанции о наличии задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в размере 6045,34 руб., однако она ежемесячно оплачивает за потребленную электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды.
При этом оснащение прибором общедомового учета многоквартирного дома по адресу: <...>, было произведено с нарушением п. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ», в общее имущество прибор учета электроэнергии не передан. Так, на момент установки общедомового прибора учета здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся.
Кроме того, истец отмечает, что в доме отсутствуют места общего пользования, оборудованные энергопринимающими устройствами, кроме осветительных лампочек на лестничных площадках, которые не всегда работают.
Также просит учесть то, что она является добросовестным плательщиком за полученную электроэнергию, не должна нести расходы за недобросовестных плательщиков, которые не оплачивают за электроэнергию годами.
В суд первой инстанции истец ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО3 иск не признала. Также пояснила, что филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - «Бурятэнерго» в многоквартирном доме №<...> был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Начисление за электроэнергию на ОДН производится исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установка общедомового прибора учета собственниками жилых помещений многоквартирного дома не оспаривалась, в 2015-2016 годах были произведены перерасчеты платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления с учетом показаний общедомового прибора учета. При наличии расхода электроэнергии на общедомовые нужды, определенного по показаниям общедомового прибора учета, начисление платы произведено АО «Читаэнергосбыт» обоснованно, т.к. учет, начисление и оплата за потребленную электроэнергию, в случае если помещение оборудовано приборами учета, должны осуществляться по таким приборам. Кроме того, во исполнение предписания Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 19.04.2016 г. №126-ПР, в октябре 2018 года был произведен перерасчет начисленной платы без применения повышающего коэффициента за потребленную электроэнергию ОДН за период с 01.09.2015 г. по март 2016 года.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» ФИО1 в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
В своем письменном отзыве просила в иске отказать, так как ПАО «МРСК Сибири», как сетевая организация, осуществило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета (ОДПУ) по адресу: п.<...>, за счет инвестиционной программы общества, т.е. за счет собственных средств.
Указала, что действие п. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г. Само по себе обстоятельство, что внутридомовые инженерные системы нуждаются в капитальном ремонте, не препятствует оборудованию его ОДПУ электрической энергии и не является основанием для признания действий по установке ОДПУ незаконным.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась представитель третьего лица ФИО1, в своей апелляционной жалобе просит его отменить на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на исковое заявление.
Заявитель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что истцом заявлен ненадлежащий способ защиты прав в части оспаривания действий организации, не наделенной государственными или публичными полномочиями. Указывает, что действующее законодательство не содержит запрета на установку общедомовых приборов учета используемой электроэнергии в многоквартирных жилых домах, нуждающихся в капитальном ремонте. На момент установки общедомового прибора учета электроэнергии отсутствовало соответствующее решение о признании дома аварийным, ветхим. То обстоятельство, что внутридомовые инженерные системы нуждаются в реконструкции или в капитальном ремонте, не препятствует оборудованию его общедомовым прибором учета электроэнергии и не является основанием для признания действий по его установке незаконными. Установленный прибор учета применяется для взаиморасчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. Истцом избран ненадлежащий способ защиты, на сетевую организацию в данном случае не распространяется действие закона о защите прав потребителей.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, имеются сведения об их надлежащем извещении.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и обсудив их, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час. (в отношении организации учета используемого природного газа).
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 г. №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
В соответствии с п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Так как в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Так как запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах закон не содержит, а лишь указывает на отсутствие обязанности собственников по их установке, и соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, расчет платы за ОДН в ветхих и аварийных объектах должен производиться согласно нормативу потребления, а не по показаниям приборов учета.
Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 г.
Согласно п. 137 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля
В силу п. 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 г. № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учет соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со ст.157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно разделу 4 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель в том числе несет обязанность при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В п.32 Правил предоставления коммунальных услуг указано, что исполнитель имеет право: устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с Критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 г. №627.
Необходимость такого обследования установлена в том числе п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, ПАО «МРСК Сибири» - сетевой организацией на территории Республики Бурятия.
Истец ФИО2 является собственником квартиры №<...> многоквартирного дома №<...>.
Из справок ООО «УК «Мастер Дом» следует, что в многоквартирном доме №<...>, капитальный ремонт общего имущества не производился, расходы за ОДН по электроэнергии входят в состав платы за техническое обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2017 г. ФИО2 задолженности на период 01.11.2018 г. не имеет.
В указанном многоквартирном жилом доме сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири" установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии и расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данного прибора учета.
Согласно выписке из финансового лицевого счета по данной квартире и пояснениям в суде первой инстанции представителя ответчика ФИО3, по договору электроснабжения АО «Читаэнергосбыт» начисляет потребителю коммунальных услуг ФИО2 оплату по показаниям данных ОДПУ по формуле №12 согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за исключением периода с 01.09.2015 г. по 31.03.2016 г., в ноябре 2015 года и в августе 2016 года были произведены перерасчет платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции на основании оценки имеющихся в деле доказательств, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что общедомовой прибор учета был установлен с нарушением процедуры его установки, поэтому его показания не могут использоваться для расчета платы за потребленную электроэнергию на ОДН.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда верными.
Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. №627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
При рассмотрении данного спора установлено, что на момент установки общедомового прибора учета электроэнергии обследование жилого дома не проводилось, не проверялась техническая возможность установки данного прибора, соответствующий акт не составлялся, доказательств обратного суду не представлено.
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что техническая возможность установки общедомового прибора учета электроэнергии в соответствии с указанными критериями, в данном случае не подтверждена, ввод прибора в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не осуществлен, в связи с чем, такой прибор учета нельзя признать законно установленным, его показания не могут быть для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции, который признал незаконным использование показаний данного прибора учета для расчетов за потребленную электрическую энергию и обязал произвести перерасчет в отношении истца по формуле №15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, следует признать правильным.
При этом районный суд обоснованно исключил из объема удовлетворенных требований период с 01.01.2017 г. по настоящее время, поскольку с указанный даты расходы на ОДН по электроэнергии входят в состав платы за техническое облуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, которая подлежит уплате ООО «УК «Мастер Дом».
Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований основан на правильном толковании законодательства и апелляционная жалоба не содержит доводов, его опровергающих.
Судом правильно определены юридические значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны не неправильном толковании норм материального права, неверной оценке доказательств, потому основанием к отмене решения служить не могут.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи коллегии: И.К. Кушнарева
Е.Н. Чупошев