ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1246 от 28.04.2015 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33- 1246 судья Рудник И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2015 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Юрковой Т.А., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 12 января 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о признании права на льготы по транспортному налогу.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области, в котором просила признать за ней право на льготы по транспортному налогу на принадлежащий ей с 27.10.2012 года автомобиль . до момента прекращения права собственности на указанный автомобиль.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что до 2013 года ей предоставлялась льгота по уплате транспортного налога на основании Закона Тульской области от 28.11.2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге».

06.10.2014 года в ее адрес из Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области поступило налоговое уведомление , согласно которому на нее возложена обязанность в срок до 10.11.2014 года уплатить транспортный налог на указанное транспортное средство в размере ., а также предложено представить документы, являющиеся основанием для предоставления налоговых льгот.

Истица обратилась в Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области с заявлением о предоставлении льготы по транспортному налогу как лицу, относящемуся к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы (п.11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), однако получила отказ. Отказ был мотивирован тем, что законом Тульской области 16.07.2012 года № 1785-ЗТО «О внесении изменений в закон Тульской области от 28.11.2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге» внесены изменения в ст. 8 указанного закона, ограничивающие круг лиц, которым предоставляется указанная льгота. При этом предусмотрено, что от уплаты транспортного налога освобождаются категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с п.п. 7, и 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 250 л.с. (до 183,9 кВт) включительно. Мощность двигателя принадлежащего истцу автомобиля составляет 316 л.с., в связи с чем она не имеет право на льготу.

Полагала, что право на льготу возникло у нее до вступления в силу указанного закона, в связи с чем его действие на нее не распространяется.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил об их удовлетворении.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 12 января 2015 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о признании права на льготы по транспортному налогу.

В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда, полагая, его незаконным и необоснованным, постановленным при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, основанным на неправильном применении норм материального права.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела ФИО1 с 8 февраля 1994 года до 17 марта 2008 года проживала в <адрес>.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р с 26 апреля 1986 года территория <адрес> включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Постановлением Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года с 01 февраля 1998 года и по настоящее время территория населенного пункта <адрес> включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Транспортный налог в силу статьи 14 Налогового кодекса является региональным налогом.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая транспортный налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 357 Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» под зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом понимается часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона.

Ранее Законом «О транспортном налоге» в редакции Закона Тульской области от 29 ноября 2011 года № 1662-ЗТО категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренные пунктами 7 и 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, пользовались льготой в виде освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей независимо от мощности двигателя.

Подпунктами "а" и "б" пункта 2 статьи 1 № 1785-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области "О транспортном налоге" внесены изменения в статью 8 Закона «О транспортном налоге», устанавливающую категории граждан, пользующихся льготой по данному налогу в виде освобождения от его уплаты. Пункт 1 данной статьи дополнен абзацем десятым. К данным категориям отнесены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в отношении ряда транспортных средств, в том числе, автомобилей легковых с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил (до 183,9 кВт) включительно.

Указанные положения Закона о транспортном налоге действуют в редакции Закона Тульской области от 16 июля 2012 г. № 1785-ЗТО.

Таким образом, в прежней редакции этого Закона граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, были освобождены от уплаты транспортного налога вне зависимости от мощности двигателя принадлежащих им транспортных средств.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности легковой автомобиль марки ., с мощностью двигателя 316 л.с., то есть свыше 250 л.с., в связи с чем заявитель утратила право на льготу на уплату транспортного налога на указанное транспортное средство.

Доводы заявителя о дискриминационном характере установленных льгот по транспортному налогу являются несостоятельными, поскольку не основаны на вышеперечисленных положениях Налогового кодекса и нормах Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что внесение изменений в условия предоставления льгот само по себе не может рассматриваться как дискриминация лиц, ранее пользовавшихся налоговой льготой и зарегистрировавших свои транспортные средства до введения Закона в действие.

В связи с изложенным заявленные требования о признании за истцом права на льготы по транспортному налогу на принадлежащий ей с ДД.ММ.ГГГГ автомобиль . до момента прекращения права собственности на указанный автомобиль, суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны основанием к отмене судебного решения, поскольку по существу сводятся с иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, однако выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований не опровергают.

При названных обстоятельствах оспариваемое решение Новомосковского городского суда Тульской области от 12 января 2015 года подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Новомосковского городского суда Тульской области от 12 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи