Судья Коновалова С.А. дело № 33-12477/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2013 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.
судей Алябьева Д.Н., Сергеева С.С.
при секретаре Ворониной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения <адрес> и государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<.......>» (далее по тексту – ГБУЗ «<.......> о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения <адрес> на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения <адрес> и ГБУЗ «<.......>» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворены.
На Министерство здравоохранения <адрес> и ГБУЗ «<.......>» возложена обязанность привести электропроводку в здании поликлиники ГБУЗ «<.......>», расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в соответствие с требованиями пункта 42 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №390; в административном здании Аксайской участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, установить план эвакуации в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001; в здании <.......> участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, план эвакуации привести в соответствие с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001; в здании <.......> участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, план эвакуации привести в соответствие с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Волгоградской области З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «<.......>» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГБУЗ «<.......>».
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ГБУЗ «<.......>» требования законодательства о пожарной безопасности не выполняет, в ходе проверки вскрыты многочисленные нарушения указанного законодательства.
В связи с добровольным исполнением по ходатайству прокурора определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в части требований о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «<.......>» устранить нарушения требований пожарной безопасности было прекращено.
В окончательном виде просил суд обязать Министерство здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «<.......>» привести электропроводку в здании поликлиники ГБУЗ «<.......>, расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в соответствие с требованиями пункта 42 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390; в административном здании Аксайской участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес> установить план эвакуации в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001; в здании <.......> участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> план эвакуации привести в соответствие с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001; в здании <.......> участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, х. <адрес> план эвакуации привести в соответствие с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района Волгоградской области к Министерству здравоохранения Волгоградской области отказать.
В качестве основания к отмене решения ссылается на то обстоятельство, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района Волгоградской области выражает свое несогласие с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит их обоснованными, а решение суда подлежащим отмене в обжалуемой части.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к Министерству здравоохранения Волгоградской области, суд первой инстанции сослался на Положение о Министерстве здравоохранения Волгоградской области, утвержденное Постановлением Губернатора Волгоградской области №267 от 05 мая 2012 года, пунктом 1.1. которого предусмотрено, что Министерство здравоохранения Волгоградской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области. В силу подпунктов 2.1.7., 2.1.32., 2.1.34. Положения Министерство организует оказание населению Волгоградской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Волгоградской области. Осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных Министерству государственных учреждений и государственных унитарных предприятий в порядке, установленном действующим законодательством. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Министерства.
Согласно пунктов 1.3 и 1.4 Устава ГБУЗ «<.......>», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Волгоградской области №2996 от 24 декабря 2012 года, ГБУЗ «<.......>» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения Волгоградской области в лице Министерства здравоохранения Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Волгоградской области (в дальнейшем именуемое «Учредитель»). Пунктом 3.2 Устава определена компетенция Учредителя, к которой относится финансово-хозяйственное обеспечение ГБУЗ «<.......>».
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагает, что он основан на неверном толковании норм материального права.
С 01 января 2013 года в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» оказание скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной медицинской помощи) гражданам оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования. В целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов», на основании Постановления Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года № 535-п «Порядок поэтапного перевода государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования» (в ред. постановлений Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 года №96-п, от 31 октября 2012 года №455-п) (далее по тексту – Постановление) государственные бюджетные учреждения Волгоградской области, в т.ч. ГБУЗ «<.......>», переведены на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, путем введения расширенных тарифов на медицинские услуги, осуществляется через систему обязательного медицинского страхования на основе консолидации финансовых ресурсов в бюджете Территориального фонда обязательного медицинскою страхования Волгоградской области и оплаты медицинской помощи по способам, установленным в системе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 Постановления расширенный тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского образования включает в себя затраты учреждений здравоохранения в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации: по подстатье 211 «Заработная плата»; по подстатье 212 «Прочие выплаты»; по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»; по подстатье 221 «Услуги связи»; по подстатье 222 «Транспортные услуги»; по подстатье 223 «Коммунальные услуги»; по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом»; по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»; по подстатье 226 «Прочие работы, услуги»; по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению»; по статье 290 «Прочие расходы»; по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»; по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
С ДД.ММ.ГГГГ в состав тарифа включаются также расходы на содержание учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 5 Постановления в расширенный тариф на медицинские услуги не включаются расходы на приобретение оборудования и других основных средств стоимостью свыше <.......> рублей за единицу, а также расходы на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Финансирование затрат, связанных с оснащением учреждений здравоохранения оборудованием стоимостью свыше <.......> тыс. рублей и проведением капитального ремонта, осуществляется в рамках областных целевых программ и обеспечивается за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных по разделу 09 «Здравоохранение».
В силу пункта 7 Постановления планирование и учет поступлений и расходов, направляемых на финансирование медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования по расширенному тарифу, ведется получателями средств в бухгалтерском учете обособленно по источникам их финансового обеспечения и видам медицинской помощи.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ учреждение не получает денежных средств от учредителя на свое содержание, за исключением расходов на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение оборудования и основных средств, стоимостью свыше <.......> рублей за единицу.
Учитывая, что исполнение обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности не связано с вышеуказанными расходами, она должна быть возложена на ГБУЗ «<.......>», а не на ее учредителя.
Кроме того, как следует из пункта 1.8. Устава ГБУЗ «<.......>» учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, решение суда в части возложения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности на Министерство здравоохранения Волгоградской области является незаконным и в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству здравоохранения Волгоградской области.
Решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы и иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2013 года в части возложения на Министерство здравоохранения Волгоградской области обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Октябрьского района Волгоградской области к Министерству здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности привести электропроводку в здании поликлиники ГБУЗ «<.......>», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями пункта 42 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №390; в административном здании Аксайской участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, установить план эвакуации в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001; в здании <.......> участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, план эвакуации привести в соответствие с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001; в здании <.......> участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, х. <.......> <адрес>, план эвакуации привести в соответствие с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001 - отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Д.Н. Алябьев