Судья: Акладская Е.В.
Дело № 33-12478 / 728
09.01.2013 г.
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузмаковой О.В.,
Судей Валуевой Л.Б., Опалевой Т.П.,
При секретаре Корякине М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 09 января 2013 года гражданское дело по частной жалобе Правительства Пермского края на определение Чердынского районного суда Пермского края от 12 ноября 2012 года, которым постановлено:
«Заявление Володиной Л.А. удовлетворить.
Изменить способ исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края от 21.02.2011 года о возложении обязанности за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Володиной Л.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека на выплату Володиной Л.А. денежных средств для приобретения жилого помещения в размере ** рубля, путем их перечисления на счет открытый Володиной Л.А. в кредитной организации.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., судебная коллегия
Установила:
Володина Л.А. обратилась в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края от 24.06.2011 года, которым были удовлетворены требования прокурора Чердынского района, заявленные в интересах Володиной Л.А.: на администрацию Чердынского муниципального района, Правительство Пермского края возложена обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Володиной Л.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека.
Заявленные требования мотивировала следующим: указанное решение вступило в законную силу 5.07.2011 года, для его исполнения 03.11.2011 года возбуждено исполнительное производство № **, однако решение не исполнено до настоящего времени. Поскольку бесплатная приватизация жилых помещений с 01.03.2013 года прекращается, то она не сможет приватизировать жилое помещение и принять его в собственность. Просила предоставить ей компенсацию (выплату для приобретения жилья) администрацией Чердынского муниципального района из средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, соразмерную со стоимостью исполнения судебного решения в размере ** рублей путем перечисления денежных средств на счет, открытый в кредитной организации, в течении 45 дней со дня вступления определения в законную силу.
В судебном заседании Володина Л.А. на удовлетворении заявления настаивала.
Представители администрации Чердынского муниципального района с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что денежные средства на выплату компенсации отсутствуют; в декабре 2012 года поступят федеральные средства для приобретения жилых помещений, будут объявлены процедуры; списки для участия в Пилотном проекте формировались с января по октябрь 2012 года, Володина Л.А. в администрацию района не обращалась. В случае удовлетворения заявленных требований следует исходить из расчета стоимости 1 кв. м. в 12 194 рубля, установленного по Чердынскому муниципальному району для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утвержденного распоряжением Правительства Пермского края от 24.09.2012 №146-рп, а также нормы предоставления жилого помещения - 33 кв.м.
Правительство Пермского края своего Представителя в судебное заседание не направило, просило отказать в удовлетворении заявления, представило письменные возражения.
Судебный пристав-исполнитель полагал заявленные требования обоснованными.
Судом постановлено вышеуказанное определение, об отмене которого просит в частной жалобе Правительство Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным в связи с применением судом закона, не подлежащего применению. Суд не учел, что на территории Пермского края действует два механизма по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями: 1/ предоставление жилья; 2/ предоставление выплаты либо выдачи краевого жилищного сертификата на приобретение жилых помещений указанным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 27.06.2009 № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа». Механизм предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, определяется Порядком предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 № 486-п, согласно п. 3 которого обеспечение жилым помещением осуществляется по выбору лица в соответствии с Порядком или по договору социального найма в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края. Размер выплаты, предоставляемой лицам за счет субвенций, определяется исходя из: нормы общей площади жилого помещения в размере 24 кв. м. на одно лицо, имеющее право на выплату; средней расчетной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному району Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении выплаты. Из указанного следует, что установленный судом размер выплаты равный 402402 руб. является неверным. Право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках Пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет субвенций, передаваемых в соответствии с Законом Пермского края от 27 апреля 2012 года № 31-ПК « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот...» из регионального фонда компенсаций на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии с п. 10 Порядка размер выплаты определяется из: нормы общей площади жилого помещения в размере 24 кв. м. на одно лицо, имеющее право на выплату; средней расчетной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по соответствующему муниципальному району для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края. Следовательно, расчет размера выплаты должен определяться из нормы, установленной Порядком, а не законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Ссылка суда на данный закон некорректна, поскольку он регулирует отношения, связанные с предоставление отдельным категориям граждан жилых помещений из государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма. Порядок регулирует иной механизм, применяемый в данном случае.
Прокуратуру Чердынского района Пермского края в возражениях на частную жалобу просила определение суда оставить без изменения.
Проверив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует: решением Чердынского районного суда Пермского края от 24.06.2011 года на администрацию Чердынского муниципального района и Правительство Пермского края возложена обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Володиной Л.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека. Указанное решение, вступившее в законную силу 05.07.2011 года, не исполнено до настоящего времени.
Согласно информационному письму генерального директора ООО «Северная палата оценки и экспертизы недвижимости» от 12.11.2012 года определенная в результате маркетинговых исследований (сеть интернет, сайты) средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилой недвижимости вторичного рынка г. Чердынь Пермского края варьируется в диапазоне: 15 000 рублей - 25 000 рублей, расчет стоимости 1 кв. м. не представлен.
Установив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы представителей ответчика об отсутствии и недостаточности денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в спорный период на счет бюджета муниципального образования "Чердынский муниципальный район" суд отверг, указав, что указанные обстоятельства не освобождают ответчиков от необходимости исполнить обязанности, возложенные решением суда; доказательств наличия причин, объективно препятствующих исполнить судебное решение, ответчиками не представлено.
При определении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма суд руководствовался положением п. 3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», согласно которому жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания, по норме 33 кв.м. для одиноких граждан.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы частной жалобы не свидетельствуют о неправильности определения и не влекут его отмену.
Обоснованность изменения способа и порядка исполнения судебного решения в жалобе не оспаривается.
При определении размера денежной компенсации, необходимой для приобретения жилья, суд первой инстанции правильно исходил из средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, предусмотренной по муниципальным районам Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утвержденного распоряжением Правительства Пермского края от 24.09.2012 года, которая по состоянию на 4 квартал 2012 года по Чердынскому муниципальному району составляет 12 194 рубля, а также из нормы предоставления жилого помещения на одного человека, равной 33 кв. м. согласно п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255 ПК.
Доводы частной жалобы о том, что суду следовало исходить из нормы предоставления в 24 кв. м. согласно Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486 П, опровергаются тем, что предметом требований настоящего рассмотрения является изменение способа и порядка исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, тогда как указанным Порядком регулируется вопрос предоставления выплаты в качестве альтернативного варианта приобретения жилого помещения по выбору обратившегося лица. В данном случае Володина Л.А. не обращалась в администрацию Чердынского муниципального района с заявлением для участия в Пилотном проекте о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой определялся бы в соответствии с вышеизложенным Порядком.
Поскольку решением Чердынского районного суда от 24.06.2011 года на ответчиков возложена обязанность по предоставлению Володиной Л.А. жилого помещения, то ссылка суда при расчете размера выплаты на Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» обоснована, так как порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован указанным Законом, частью 3 статьи 9 которого предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан. Действие данного Закона распространяется на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Из изложенного следует, что правовых оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Определение Чердынского районного суда Пермского края от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, частную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: